Карликовый Эдем: что мы знаем о Ватикане

В Ватикане прекрасно все: от собора Святого Петра до швейцарской гвардии. Это и понятно: земля пап – музей под открытым небом и входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Но и в музее можно найти самые красивые уголки. О них – в нашем материале.

Лестницы Браманте. Фото: Ninlawan Donlakkham, dreamstime.com

Сикстинская капелла

Та самая, где поет знаменитый на весь мир одноименный церковный мужской хор. Его основал еще папа Сикста IV аж в 1471 году (в его честь, кстати, и название – Сикстинская). С тех пор участие в хоре стало чрезвычайно почетным – здесь звучали произведения именитых композиторов эпохи Возрождения. Например, испанца Кристобаля де Моралеса или итальянца Джованни Нанино. Сегодня там исполняют даже современные сочинения. Чтобы попасть в хор, нужны два условия: иметь совершенный голос, слух и быть мальчиком.

Здание капеллы появилось почти одновременно с созданием хора – в 1473–1481 годах. По заказу того же Сикста IV его спроектировал архитектор Баччо Понтелли. Храм возвели на месте другой капеллы – Большой, где некогда собирался папский двор, состоявший из пары сотни кардиналов. В 1508–1512 годах свод ее Сикстинской «сестры» расписывал Микеланджело, самой известной фреской которого, как известно, является «Страшный Суд». Он создавал ее на алтарной стене капеллы целых четыре года. Тема ее – второе пришествие Христа и Апокалипсис. Но, конечно, к капелле «приложился» не только он, а еще Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино и Козимо Росселли. Кисти первого, к примеру, принадлежит фреска «Избиение еврейских младенцев в Египте и призвание Моисея».

«Кумская сивилла», Микеланджело Буонарроти, walmart.com

flipboard.com

Балдахин Святого Петра

Или попросту надгробие апостола Петра, который по преданию и был первым папой римским. Впрочем, слово «попросту» – неуместно. Потому что балдахин Святого Петра – это роскошь даже не в квадрате, а в кубе. Конструкцию, выполненную в стиле барокко, известный итальянский архитектор Джованни Бернини начал строить в 1623 году, а закончил в 1634-м. По сути своей – это балдахин, только очень большой – 28,74 м в высоту, а еще – бронзовый и позолоченный. Он составлен из четырех спиральных колонн, каждая из которых стоит на высоком мраморном постаменте. Довершает их купол с четырьмя фигурами ангелов в два человеческих роста каждый.

pixabay.com

w-dog.ru

Балдахин венчает позолоченный крест на сфере – символ мира, грехи которого искупил Христос. Но увидеть такое на могиле апостола вполне ожидаемо – куда более неожиданно лицезреть на нем гербы с изображением трех пчел. Именно они издавна вызывали особое любопытство у искусствоведов. Всего их 8 штук, и на первый взгляд они одинаковы. Но если начать вглядываться, то становится понятно, что отличия – в выражении лица женской головы, которую и венчают гербы. Если рассматривать их одну за другой, начиная с левого переднего цоколя, то можно увидеть, как лицо женщины словно сжимается в конвульсиях, волосы становятся более растрепанными, изначально закрытый рот открывается, а в глазах появляется все больше печали. В последней композиции вместо женской головы мы видим улыбающееся лицо младенца с вьющимися волосами. Одно из объяснений этой аллегории: христианство, как беременная женщина, преодолевает все трудности, чтобы «родить» добро.

Лестницы Браманте

Те, кто неравнодушен к геометрии, безусловно, будут в восторге от них. На самом деле, лестницы Браманте – это, скорее, пандусы, выполненные в форме спирали и больше всего похожие на внутренности раковины улитки. Уникальность «лестниц» еще и в том, что первую и в самом деле построили по проекту итальянского архитектора Донато Браманте, а вот вторую – нет. Древняя лестница соединила Бельведерский и Апостольский дворцы. Ее создали в 1505 году. Но ее брат-близнец хотя и носит имя того же архитектора, спроектировал совсем другой мастер – Джузеппе Момо. И построена эта лестница была 1932 году. Она служит выходом из музея Пио-Климентино (он тоже находится в Бельведерском дворце).
Фото: Ашот Григорян, 35photo.pro
Фото: Raymond Choo, 500px.com
Но почему эти «лестницы» не имеют ступеней? Потому что изначально первая была предназначена для тягловых животных (доставлявших поклажу в Ватиканский дворец), а вовсе не для людей (а вторая – лишь ее историческая реплика). Старинный вариант лестницы сегодня открыт лишь для специальных экскурсий, а вот пройтись по современной может любой желающий. Еще одна особенность лестниц – их конструкция, похожая на структуру ДНК. Чтобы животные (а затем и люди), идущие вверх, не сталкивались с теми, кто идет вниз, лестницы имеют по две спирали, опирающиеся на ряд колонн. За счет пустого внутреннего пространства и купола на крыше конструкции не нуждаются в освещении – на них просто падает дневной свет.
Ватиканские сады
Из 44 гектаров площади Ватикана 23 гектара, то есть большую часть, занимает очень красивый парк – сады. Они покрывают почти весь Ватиканский холм и с трех сторон – с севера, юга и запада – ограничены стеной. Учитывая скромные размеры государства и педантичность его сограждан, легко представить, что в Ватиканских садах пострижено все до последней травинки, а посреди газонов раскинулась шикарная субтропическая растительность, снабжаемая водой из нескольких местных родников.

Фото: Denis Krestinin, mrdzen.enjourney.ru

Фото: arianna69, ilgiramondo.net
Последние, кстати, были источниками влаги в Средние века и для живущих здесь людей. А вообще история садов начинается еще в XIII веке, когда они, по сути, были огородом, – здесь выращивали лекарственные растения, овощи и фрукты. Постепенно они уступали место фонтанам и бельведерам, а в 1559 году в северной части «огородов» появляется, наконец, полноценный декоративный парк в стиле эпохи Возрождения. В XVIII веке в садах вместо морковки и огурцов высадили пальмы, пинии, кипарисы и прочую экзотическую растительность. В середине XIX столетия значительную часть садов преобразовали по образцу английского паркового искусства, а в 1888 году папа Лев XIII открыл здесь Ватиканский зоопарк, где обитают летучие мыши, грызуны, белки, кролики, попугаи, ящерицы и даже нелюбимые Ветхим Заветом змеи. Хотя все логично – куда же без них в месте, столь похожем на Эдемский сад.
Зал для аудиенций Павла VI
Или просто папский зал для аудиенций. По ватиканским меркам его построили совсем недавно – в 1971 году, по заказу Павла VI. Автор – известный итальянский архитектор, которого прозвали «поэтом железобетона», Пьер Луиджи Нерви. Прозвали не случайно – именно он изобрел и ввел в строительную практику армоцементные (армированные проволочными сетками) конструкции. И сделал это, как и полагается архитектору, красиво.

Папа Бенедикт XVI. Фото: REUTERS/ Osservatore Romano, reuters.com

Изящный пример такой конструкции – тот самый папский зал для аудиенций. Вообще-то это не просто зал, а целое здание, настолько большое, что часть его даже не «помещается» в Ватикане и находится на территории Рима. Здание выполнено в современном стиле из железобетона, оно вмещает 6300 сидячих мест, а если убрать часть из них, то до 12 тыс. зрителей. Главная достопримечательность зала – бронзовая скульптура «Возрождение», созданная еще одной знаменитостью – одним из крупнейших представителей итальянского модернизма, «скульптором ветра» Перикле Фаццини.
Фото: Massimo Vitali, newyorker.com
Фигура изображена в характерной для мастера манере борьбы человека со стихией. Правда, «стихией» в данном случае выступает – ни много ни мало – ядерный взрыв, а фигурой – Христос, который поднимается из ядерного кратера в Гефсиманском саду. Скульптура символизирует собой страдания человечества XX века, живущего под угрозой ядерной войны.

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ