Алавиты. Это слово мы часто слышим в выпусках новостей, когда речь идет о гражданской войне в Сирии, но что скрывается за этим именем – не знаем. Кто такие алавиты и как их крошечная секта, затерянная между исламом и христианством, уже полвека умудряется удерживать власть в ключевой стране Ближнего Востока?
Некоторые называют их «хиппи ислама», «детьми солнца» и «самой позитивной сектой среди мусульман», а вот основатель салафизма и один из вдохновителей ваххабизма ибн Таймия (1263–1328) утверждал, что ущерб, нанесенный алавитами исламу, настолько велик, что даже не поддается описанию. Правоверные мусульмане считают алавитов вероотступниками, а их мировоззрение – опасной ересью. Многие арабские богословы сходятся во мнении, что алавиты – никакие не мусульмане, а их учение имеет больше общих черт с христианством, чем с исламом. Не будем забывать и тот факт, что фетва (решение. – Ред.) о принадлежности алавитов к шиитам была принята только в 1973 году и имела под собой не религиозную, а политическую подоплеку. Начинающему диктатору Хафезу Асаду было не с руки в очередной раз переписывать и проводить через референдум конституцию, в которой говорилось, что президентом Сирии может быть только мусульманин. Так что в силу текущей политической обстановки алавиты и стали мусульманами.
НАЧИНАТЬ РАССКАЗ, как и всегда, приходится из глубины веков. В июле 657 года близ деревни Сифино на Евфрате, приблизительно в 40 км от Ракки, состоялось сражение между двумя арабскими армиями. Повод – борьба за верховную власть над мусульманами. За спиной каждой армии была не просто военная сила, а своя идеология, позднее положившая начало двум основным течениям в исламе: суннитам и шиитам. Во главе одной армии стоял наместник Сирии Муавийя ибн Абу Суфьян. Его сторонники считали, что халифа избирает умма (община мусульман) и халифом может быть любой достойный муж из племени Карайш, племени пророка Мухаммеда. Поэтому сунниты (от «сунна» – обычай) считаются более демократичным, позитивным и открытым течением ислама. Во главе второй армии стоял двоюродный брат и зять пророка Мухаммеда Али ибн Абу Талиб. Именно поклонение Али лежит в основе шиизма (шииты – «шиа ат али», последователи Али). Али считал, что только он и прямые потомки пророка Мухаммеда могут стоять во главе мусульман и что халифа избирает не умма, а Бог. И Бог свой выбор уже сделал. Поэтому шииты считаются более авторитарным, депрессивным и закрытым течением ислама. В 661 году Али был убит, а в 680-м в сражении с сыном Муавийи погиб и его сын Хусейн. С тех пор шииты пребывают в ожидании прихода «скрытого имама». Между суннитами и шиитами не прекращается борьба не на жизнь, а на смерть, борьба двух взглядов на мир и власть – через волю уммы или через божественное соизволение. Сунниты видят мир как открытую книгу, шииты – как тайну, и, следовательно, проповедовать общине может только тот, кто «слышит голос скрытого имама». Культ Али, наверное, единственное, что связывает алавитов с шиитами. Только у алавитов культ Али не только дал название религиозному течению («алавиты» – от «Али»), но и выродился в обожествление «зятя пророка» – а это, с точки зрения мусульман, ересь, ведь «нет Бога, кроме Аллаха».
Символ веры
Рассказать о тонкостях религии алавитов сложно. Начнем с того, что они не отличаются от других арабов ни языком, ни этническим происхождением. Различия сугубо религиозные. Со временем религиозные различия переродились в этно-конфессиональные, а далее и в политические. Сейчас алавитов в мире, по разным оценкам, всего около 2,5 млн человек. Большинство живут в Сирии, преимущественно в приморской провинции Латакия между Ливаном и Турцией, где тоже имеется алавитское население: от 100–150 тыс. человек в Ливане и до 400 тыс. в Турции. Для сравнения: шиитов в мире около 200 млн, суннитов – 1 млрд 400 млн человек. Алавиты – капля в исламском море. Основная их часть проживает в так называемой «алавитской дуге», включающей в себя Ливан, Триполи, Латакию, Тартус и турецкую Сирию, то есть Искендерун и Антиохию. До начала гражданской войны (в 2011 году) в Сирии проживало 24 млн человек, и алавиты составляли всего около 7 % населения.
Побережье Ближнего Востока – место, где на протяжении тысячи лет, как в огромном котле, плавились религии и верования, возникали и угасали секты, культы и философские доктрины. Продуктом переплавки и явилась секта алавитов. Они вобрали в себя верования всех окружающих народов и религий: курдов-язычников, христиан, иудеев, огнепоклонников. Формальным «основателем» религии алавитов является Абу Шуайб Мухаммад ибн Нусайр (поэтому часто алавитов называют нусайритами), который был «вратами» 11-го правоверного имама шиитов Хасана аль-Аскари, умершего в 874 году. У «скрытого» 12-го имама своих «врат» нет. Поэтому задача алавитского духовенства – помогать верующим общаться со «скрытым» 12-м имамом, который грядет и скоро проявит себя.
В ОСНОВЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ алавитов лежит культ святой Троицы, только в мусульманском преломлении. От христианства взята форма, от ислама – содержание (хотя форма сама по себе нарушает основной догмат мусульманства о единобожии). Символ веры алавитов звучит так: «Верую и исповедую, что нет иного Бога, кроме Али ибн Абу Талиба достопоклоняемого, нет иного покрова, кроме Мухаммеда достохвального, и нет иных врат, кроме Сальмана аль-Фариси предопределенного». Что следует из символа веры? Место Бога у алавитов занимает имам Али, который связан узами троицы с пророком Мухаммедом и первым не-арабом, принявшим ислам, символом распространения веры – персом Сальманом аль-Фариси. Имам Али – воплощение божественного смысла, сам Бог, все сущее происходит от него. Познать Бога невозможно, только если он сам не явится тебе. Его символ – Солнце. Пророк Мухаммед – воплощение имени, он весть и отражение Али. Его Символ – Луна, как то, что отражает свет Солнца. «Отражений Али» в истории человечества уже было семь: Адам, Ной (Нух), Иаков (Якуб), Моисей (Муса), Соломон (Сулейман), Иисус (Иса) и Мухаммед, который, по версии алавитов, говорил: «Я из Али, и Али из меня». Пророк Мухаммед также создал врата (баб), через которые ислам стал проникать в мир, а именно Сальмана аль-Фариси («перса»), который есть сподвижник Мухаммеда и воплощение врат. Учение о вратах – одна из немногих оригинальных составляющих религии алавитов, которая отличает эту секту от других исламских. Аль-баб – титул ближайшего сподвижника любого имама. Его символ – ключ. Троица единосущна и неразделима, так же как Бог-отец неотделим от Бога-сына и святого духа. В описании и осмыслении Троицы алавитами есть отголоски не только христианства, но и агностицизма, веры в божественное откровение и даже неоплатонизма (излияние Бога из самого себя). Помимо Троицы, у алавитов есть и свой вариант Богоматери: в рамках культа особо почитается Фатима, дочь пророка и жена Али, превратившаяся в бесполое существо, состоящее из света.
Алавиты города Тартус, 1920 г. wwwosmanlilar.gen.tr
ПО СХЕМЕ ТРОИЦЫ выстраивается и алавитское духовенство «на местах». Шиитам культ Али предписывает делить людей на «вождей» и «массу». У алавитов это деление доведено до предела. Все алавиты делятся на избранных и не-избранных. Избранные – хасса (особые), рядовые алавиты – амма. Избранным можно только родиться, причем у таких же родителей. Кстати, диктаторы Сирии Хафез Асад (1970–2000) и его сын Башар Асад (2000 – по сей день) принадлежат к амма и по верованиям алавитов не имеют права управлять ни общиной, ни страной.
Руководит общиной имам – он представитель Али на земле, он ведает будущее, слышит голос «скрытого» имама, без него нельзя проводить ни один обряд. Рядом с имамом находится накиб – шейх, представляющий Мухаммеда. За ним следует наджиб – привратник, представляющий врата, то есть Сальмана аль-Фариси. К имаму нельзя обратиться напрямую, можно только через привратника.
В избранные посвящают с наступлением 18 лет. С юноши берется клятва о неразглашении, он причащается бокалом вина и 500 раз произносит аббревиатуру АМАС, то есть АЛИ, МУХАММЕД, САЛЬМАН (алавиты заимствовали и каббалистические элементы).
Еще одна отличительная черта алавитов – «подписка о неразглашении». У них существует своя священная книга – Китаб аль-Маджму. Считается, что она содержит 16 сур и является отредактированной, алавитской версией Корана. При этом ее никто никогда не видел и не печатал. Половина ученых-востоковедов вообще сомневается в ее существовании. С одной стороны, после 1963 года, когда к власти в Сирии пришло ультралевое правительство, были попытки опубликовать священную книгу, чтобы доказать всему исламскому миру, что алавиты не заговорщики и не еретики. С другой стороны, слабо верится, что за столетия ни один из посвященных не «слил» текст и все как один соблюдали клятву. Как бы то ни было, алавиты всегда считались самой закрытой общиной на Ближнем Востоке. Они чуть ли не единственные из мусульман, кто не занимается пропагандой своей религии.
ЗАКРЫТОСТЬ ОБЩИНЫ и плотный покров таинственности привели к тому, что алавиты опустились на самое дно социальной лестницы и стали подвергаться гонениям. Рожденный алавитом был обречен на самую тяжелую и грязную работу, в лучшем случае становился мелким уличным ремесленником. Во времена Османской империи алавитам, в отличие от иудеев или христиан, было запрещено иметь свою религиозную общину. С 1826 года алавиты в Турции преследовались и уничтожались. Это привело к тому, что алавиты были вынуждены скрывать свои истинные религиозные взгляды. Родилась практика такийя – своеобразная мимикрия, «благоразумное сокрытие своей веры». Ее проявления встречаются до сих пор, поэтому установить точную численность алавитов даже в Сирии проблематично. Называются цифры от 6 до 12 % населения.
Между христианством и исламом
Религия алавитов – причудливое сплетение верований, заимствованных преимущественно из христианства и ислама и «переконструированных» по-своему. Большинство обрядов, которые приписываются алавитам, ими не подтверждаются, но и не отрицаются. Поэтому «карта культа» алавитов собирается буквально по осколкам. Какова их связь с христианством? Например, алавиты особо чтут пророка Ису (Иисуса) и ряд «подходящих» апостолов, празднуют Рождество и Пасху, читают на богослужениях Евангелие, дают детям христианские имена, но крещение используют как языческий обряд «оберега от сглаза». Исламские правила в большинстве своем отвергаются. Мужчинам разрешены алкоголь и сигареты, священный месяц Рамадан длится всего две недели, отсутствует понятие пятничной молитвы (каждый молится у себя дома). Алавиты отрицают и закят (милостыню в пользу бедных), и шариат, и обрезание, и обязательный хадж в Мекку с целью спасения души: Кааба для них пустое место, ведь дом Али – солнце, а солнце каждый день над нами. Отсутствует понятие ритуального омовения, намаз вместо пяти раз в день делается дважды (если пропустил, не страшно). При этом сами алавиты, комментируя подобное отношение к нормам ислама, говорят, что они «верят в дух, а не в букву», и что как раз за легкое и позитивное отношение к жизни их и преследуют религиозные фанатики.
АЛАВИТЫ ДЕЛЯТСЯ на поклоняющихся свету (нур) и тьме (зульм), в общем, на четыре «семьи»: тех, кто поклоняется Солнцу, Луне, утренней заре и вечернему закату. Ключевой элемент культа алавитов – танасух: вера в переселение душ, запредельная ересь для любого мусульманина. Как и саентологи, алавиты верят, что люди существовали до сотворения Земли, были огнями, звездами и планетами, не ведали ни боли, ни греха. Потом явился Али, создал Землю, дал людям телесную оболочку и стал являться им каждые 7777 лет и 7 часов. Из грехов были созданы шайтаны. Главная кознь шайтана – женщина. У женщин нет души, им отказано в реинкарнации, их не допускают к богослужениям и не учат молитвам. Поэтому и ношение хиджаба лишено смысла: если нет души, нечего и спасать. После смерти душа человека отправляется на другие планеты, путешествует и возвращается на Землю, где получает новую оболочку. При этом тело человека получат только алавиты. Другие мусульмане станут ослами, христиане – свиньями, а иудеи – обезьянами. Если алавит вел неправедную жизнь, он может превратиться в животное, которое едят. Если же человек был злостным грешником, то может обратиться в камень. Всего алавита ждет до семи реинкарнаций, после которых праведная душа навсегда улетит к звездам, а неправедная низвергнется к демонам.
Власть меньшинства
Сегодня между понятиями «алавиты», «население Латакии» и «династия Асадов» во многом ставят знак равенства. Можно сказать, что на свет появилась особая политическая нация, захватившая власть в Сирии и удерживающая ее уже на протяжении 50 лет. Во главе «нации алавитов» стоит клан Асадов, который является и основным гарантом выживания и безопасности алавитов, и их основным работодателем. Когда Хафез Асад создавал фундамент своего режима, он активно рекрутировал именно алавитов: первым эшелоном шли ближайшие родственники президента, братья и сыновья, вторым – алавиты из его родной деревни, третьим – алавиты из его клана, четвертым – просто алавиты, взятые на службу по религиозному принципу. Плата за лояльность – земля, должности, государственные подряды, право на коррупцию. Власть алавитов держится на клане Асадов, уйдет Асад – будет резня. Почему? Потому что в Сирии, помимо 6–12 % алавитов и 10 % христиан, основную массу населения составляют мусульмане-сунниты, отрезанные от всех социальных лифтов, возможности сделать карьеру, перераспределения благ. Они крайне недовольны режимом «власти меньшинства». Стоит отметить, что такой режим встречается на Ближнем Востоке редко. Помимо Сирии, на память приходит только Бахрейн, где эмир-суннит правит шиитами, да суннитский режим Саддама Хусейна, который правил шиитским большинством в Ираке и в связи с этим развязал ирано-иракскую войну (1980–1988), один из самых кровавых конфликтов второй половины XX века, кончившийся ничьей и унесший миллион жизней.
Чтобы читатель понимал всю противоречивость ситуации в Сирии, проведем параллель с Россией. Востоковед Георгий Ильич Мирский в своих интервью предлагал следующее сравнение: представьте, что в России правит одна из сект старообрядцев, например, беспоповцы. И на ключевые должности, от президента до последнего директора «Дирекции единого заказчика», они ставят только своих людей, членов своей секты. Историк Андрей Борисович Зубов идет еще дальше и предлагает вообразить, что Россией правят представители секты «Свидетели Иеговы» (запрещенной в России организации, признанной экстремистской). С одной стороны, они тоже христиане (по выражению президента Путина), только тоже, как и алавиты для исламского мира, «немного своеобразные».
А ВЕДЬ ПЕРВОНАЧАЛЬНО алавиты и не претендовали на власть. После Первой мировой войны, когда территория Ближнего Востока была разделена между Англией и Францией, Сирия попала под французский мандат управления. В 1920 году в Латакии была создана автономная территория алавитов, а в 1922-м – Государство алавитов, со своим флагом и местной властью. Население составляло 278 тыс. человек, 176 тыс. из которых – алавиты. В 1936 году алавитов объединили с остальной Сирией, хотя сами они выступали резко против. Во время своего правления французы предпочитали опираться на меньшинства – алавитов, арабов-христиан, друзов. Арабы отказывались служить в армии, ведь на протяжении столетий это было сугубо «турецкое» занятие. В итоге в офицерские училища пошли дети сторожей, дворников и слуг. Уже в 1955 году, то есть за 15 лет до установления диктатуры Асада, алавитами в сирийской армии были 65 % младшего офицерского состава и 57 % офицерского. И это при 11 % общего населения. Алавиты считали «французскую оккупацию» генерала Гуро счастливым билетом и охотно шли на службу к французам. Впервые для алавитов заработали социальные лифты, впервые они могли встать вровень с шиитами и суннитами. Также французская администрация попыталась сфабриковать особую алавитскую идентичность. Алавитам доказывали, что они прямые потомки крестоносцев, что они левантинцы, то есть потомки населения двух христианских государств Ближнего Востока – Антиохийского герцогства и герцогства Триполи, а религия алавитов есть искаженное христианство, а не искаженный ислам.
ПЕРВАЯ ПОПЫТКА приравнять алавитов к шиитам относится к 1936 году, году присоединения Государства алавитов к Сирии. Позже, в 1973-м, Хафез Асад на фоне формирующейся оси Иран-Сирия-Южный Ливан договорился о «политическом решении» статуса алавитов. Совет из 80 алавитских шейхов объявил алавитов шиитами-двунадесятниками, то есть почитающими 12 праведных имамов. В итоге официальная пропаганда стала медленно дрейфовать в сторону шиизма. По всей Сирии начали строить мечети, хотя алавиты не привыкли их посещать, а власти стали оказывать давление на духовенство, чтобы лидеры общин отказались от излишнего почитания имама Али. При этом за пределами Сирии и Ирана алавитов по-прежнему не считали мусульманами. Можно сказать, что приравнивание алавитов к шиитам было акцией для внутреннего сирийского потребления: с одной стороны, чтобы укрепить власть Асада и его клана, с другой – чтобы наладить отношения с Ираном. После череды арабо-израильских войн Сирия была во внутриарабской изоляции, и только Иран оставался единственной крупной мусульманской страной, которая поддерживала с ней союзнические отношения. А Иран – лидер шиитского мира. Поэтому приравнивание алавитов к шиитам – не более чем политическая конъюнктура.
Гражданская война в Сирии: участники, причины, последствия
У любой гражданской войны есть множество причин. Говоря о Сирии, можно выделить три группы: политические, религиозные и экономические.
Политические причины: 50 лет правления одной партии, одного клана, одной семьи.
Религиозные: поскольку клан Асадов – алавитский, а алавиты составляют всего около 7 % населения в суннитской Сирии, все ключевые посты в республике были заняты алавитами.
Экономические: к 2000 году «социалистическая экономика» Сирии зашла в тупик. Требовались радикальные либеральные реформы. Правительство Башара Асада пошло на них, открыв страну для международной торговли. Города начали всасывать в себя активное население из провинции и богатеть, деревня же быстро разорилась. Разрыв усугубился огромным молодежным навесом. Сирия пухла как на дрожжах. В 1963 году ее население составляло 5 млн человек, в 2011-м – 24 млн. Ни сельское хозяйство, ни бюрократический аппарат, ни армия просто не успевали поглотить такое количество рабочих рук. Представим портрет среднестатистического противника режима: молодой человек из деревни, безработный не по своей воле, суннит без перспектив. Таких людей – миллионы. И на эту благодатную молодую почву приходят проповедники радикального ислама. К недовольной сирийской массе следует добавить 400 тыс. палестинских и 1,2 млн иракских беженцев, которые тоже относятся к угнетенному большинству.
СЕГОДНЯ, КОГДА В СИРИИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ гражданская война, участь алавитов остается неясной. С одной стороны, ненормальна ситуация, когда меньшинство правит большинством, блокируя при этом доступ к управлению страной. С другой стороны, уход от власти клана Асада будет означать автоматический геноцид алавитов, ведь они не просто в меньшинстве, а в абсолютном меньшинстве. Власть Асада держится только на элитных алавитских частях, вооруженных отрядах ливанской «Хезболлы» («Партии Аллаха»), штыках корпуса стражей исламской революции, присланных из Ирана, и помощи российской авиации и российских же частных военных компаний. Лозунг же суннитской оппозиции гласит: «Христиан – в Ливан, алавитов – в могилу». Так что гражданская война в Сирии идет до полной и окончательной победы одной из сторон. В какой-то мере только распад Сирии и создание в Латакии маленького моноэтничного алавитского государства, пусть даже во главе с династией Асадов, был бы единственным выходом из тупика гражданской войны в Сирии. И волков накормить, и овец сберечь.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.