Это, конечно, шутка, но в Японии такая ученая степень вполне могла бы существовать. В стране уборным комнатам посвящают научные конференции, монографии и исследования. А японское слово «тойрэгаку» значит не что иное, как «туалетология».
Неподготовленный турист, которого судьба привела в Японию, при встрече с местными туалетами может испытать шок и непонимание. Дело не только в том, что в Японии унитазы имеют множество функций, но и в том, что японцы по-другому относятся к туалетам. Немного серьезнее, что ли. В стране ежегодно проводят научные конференции, посвященные гигиене, чистоте и безопасности отхожих мест, учрежден конкурс на лучший общественный туалет, с 1985 года существует «Общество туалетов», да и крупнейший производитель унитазов в мире, компания TOTO, родом из Японии.
На любой вкус и цвет
К счастью путешественников, не все уборные в стране сделаны по последнему слову японской техники. Например, распространенный тип – напольный туалет, то есть отверстие в полу с небольшой площадкой для ног и ручкой для смыва рядом. Японцы называют его «васики» ((和式, washiki). Чтобы им воспользоваться, достаточно сесть на корточки. Но не как вы подумали, а лицом к стене. В Японии принято так. Еще у напольного туалета часто два типа смыва: «маленький» (小) и «большой» (大). Разница между ними – в объеме расходуемой воды (пояснение, сколько воды нужно для каких отходов, наверняка не требуется). По сей день напольные туалеты оборудованы во многих школах, университетах, торговых центрах, аэропортах, железнодорожных и автовокзалах.
Однако после Второй мировой войны вестернизация дошла и до этого далекого уголка планеты, познакомив страну с унитазами. В Японии они так и называются – унитаз западного стиля (洋式, yshiki), и в некоторых публичных местах даже есть обозначение, где какой туалет стоит. Сейчас «западные» унитазы более распространены в японских домах, чем традиционные напольные, но и на них садятся лицом к бачку.
Из унитаза западного стиля и вырос японский унитаз-биде, который зачастую вызывает удивление туристов. По-английски его иногда называют Super Toilet за множество функций, а в японском он известен как «восюрэтто» (ウォシュレット, woshuretto) или как «сиденье для унитаза с теплой водой» (温水 洗浄 便 座, onsui senjō benza).
Эпоха «супертуалетов» в Японии началась в 1980-х, когда крупнейший в мире японский производитель TOTO соединил европейский унитаз с биде. «Мы сделали то, что другие не хотели пробовать, – привнесли электронику в туалет», – сказал Хироши Кобаяши (Hiroshi Kobayashi), генеральный менеджер TOTO по исследованиям продуктов для туалетов. На первый взгляд этот унитаз выглядит обычно, и именно панель управления делает его особенным. В него могут быть встроены функции фена, подогрева сиденья, массажа, регулировки давления и температуры струи воды для омывания, автоматического открытия крышки и смыва, обогрева помещения и воздуха, но самая популярная, конечно, это подмывание теплой водой, чтобы не использовать бумагу. Вариантов так много, что они стали причиной множества происшествий с туристами, которые беспорядочно нажимали кнопки из любопытства или в поисках смыва, но вместо этого внезапно получали струю воды, направленную прямиком в цель. Из-за этого многие туалеты в Японии оснастили датчиками давления, которые автоматически отключают биде, если человек встает. Иначе струя воды заливала весь туалет, когда ошарашенный пользователь подпрыгивал с места.
Но есть и темная сторона – частое подмывание может повлечь проблемы со здоровьем. Как ни иронично, из-за чрезмерной чистоты в области заднего прохода может меняться pH кожи, что делает человека восприимчивым к некоторым бактериям. Среди проктологов Японии это известно как «синдром уошлета» (woshuretto shoukougun).
Очень странные дела
Многие японки стесняются ходить в туалет, поскольку окружающие могут услышать звуки их мочеиспускания. Из-за этого женщины раньше постоянно спускали воду, сидя на унитазе, и тратили ее попусту. Чтобы не смущать японок и сэкономить водные ресурсы, в 1988 году компания TOTO начала продавать устройство, издающее громкий звук смываемой воды. Девайс называется «Поющая принцесса» (音 姫, Otohime), и сейчас он установлен в большинстве общественных женских уборных. «Поющая принцесса» может быть либо отдельным гаджетом на батарейках на стене, либо встроенным в унитаз или раковину, а включается нажатием кнопки или с помощью датчика движения. По некоторым оценкам, «принцесса» экономит около 20 л воды за один поход в туалет. Однако остались женщины, которые считают, что она звучит искусственно, и все еще спускают воду.
Еще одна странная для нас вещь в японских туалетах – отдельные тапочки. В японской культуре принято разделять участки дома на чистые и нечистые, и контакт между этими зонами сводят к минимуму. В прошлом туалеты строили снаружи дома, и для похода в него надевали специальную обувь. Хоть сейчас в японских квартирах уборная находится внутри, она по-прежнему считается нечистым местом. Поэтому японцы до сих пор не строят совмещенные санузлы, а в некоторых домах можно встретить туалетные тапочки (トイレスリッパ, toire surippa) перед дверью. Раньше это были деревянные сандалии гэта в форме скамеечек, но сейчас это обычные шлепанцы или меховые домашние тапочки. Часто иностранцы забывают снять их после посещения туалета и ходят в них в других комнатах, смешивая чистые и нечистые места. Так что будьте внимательны. Еще этот обычай чтут в традиционных японских ресторанах, где пищу принимают, сидя на полу босиком. Там для того, чтобы пойти в туалет, нужно сначала надеть тапочки для прохода до него, а достигнув двери туалета – другие.
Чистота – залог культуры
В Японии придают очень большое значение чистоте, и некоторые японские слова обозначают «чистый» и «красивый» одновременно. Например, кирей (きれい, 綺麗) можно перевести как «красивый, чистый, аккуратный». Так что неудивительно, что в японских унитазах столько функций нацелено на то, чтобы стать «красивым». Сами туалеты тоже имеют не одно название – «удобное место», «рукомоечная», «умывочная», «кабинет уединения», «чистый ящик» и даже древнее слово «сэттин», обозначающее «скрытое снегами». Это отсылка к локации туалета к северу от усадьбы или буддийского храма и физической отдаленности туалета от жилища.
При императоре Го-Нара (710–794) среди чиновников использовались деревянные дощечки моккан длиной 25 см и шириной до 3. На них выскабливали послания, причем по несколько раз на одной, а после того, как дощечка совсем истончалась, ее применяли как туалетную бумагу. Для этих же целей служили водоросли и листья деревьев. Как видите, японцы всегда отличались изобретательством в туалетной тематике. И продолжают свой путь – компания TOTO планирует выпустить «оздоровительный туалет» (Wellness Toilet). Это унитаз с функцией анализа кала и проверки состояния здоровья по его результатам. Он также сможет оценить запах ваших отходов и дать пару советов по питанию через специальное приложение. Модели «умных» унитазов предлагают не только японцы – в Стэндфордском университете также разрабатывают систему, которая сможет анализировать стул и мочу, чтобы выявлять онкологические заболевания. В сиденье унитаза уже встраивали кардиомонитор, устройство для анализа метаболизма человека, соединяли туалетный трон со смартфонами, планшетами и ноутбуками, чтобы человек мог развлечься, восседая на нем. Так что таких проектов множество. Но Япония в этом плане впереди всех, и сколько еще туалетных новшеств она предложит миру, нам остается только гадать.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.