Искусство и канализация кажутся вещами несовместимыми. Между тем, под землей жили Черепашки-ниндзя, аллигаторы из одноименного хоррора, а в Париже и Киеве есть даже специализированные музеи с внушительными коллекциями. Но настоящее «канализационное» произведение искусства на самом деле у всех на виду – стоит только опустить глаза. Круглые, незаметные, грязные крышки канализационных люков иногда становятся холстом для творцов, показывают историю города или служат символом страны.
Японский эксперимент
В 1985 году Министерство строительства Японии разрешило муниципалитетам разрабатывать собственный дизайн крышек для канализационных люков. По замыслу, нововведение должно было показать налогоплательщикам, что их деньги идут не просто на чугунные круги, а на интересные проекты. В стране запустили конкурсы дизайна крышек люков, имена победителей публиковали в СМИ, и сейчас Япония – страна не только самураев и суши, но и самых красивых канализационных люков в мире. Муниципалитеты соревнуются друг с другом, создавая красочные и необычные варианты, а туристы с радостью делятся фотографиями в соцсетях.
По данным Японского общества крышек люков, сегодня в стране насчитывается почти 6 тыс. художественных крышек. Чаще всего на них изображают деревья, пейзажи, цветочные узоры и птиц – символы обычно связаны с историей и географией региона, где установлен люк. В городе Токородзава, который считают неформальной столицей канализационного искусства, на люках проиллюстрированы сюжеты «Евангелиона», «Волчицы и пряностей» и других популярных аниме. Кроме того, в Японии действует система подарков налогоплательщикам: гражданин сам может выбрать, в какую префектуру будет уходить часть его налога (программа называется «уплата налога родному городу», она забирает около 20 % выплат в пользу маленьких городков, где наблюдается отток населения), а регион за это дарит подарки. За отчисления префектуре Канагава, например, можно получить копию местного люка в 1/6 от его натуральной величины.
Американские забеги
В американском штате Оклахома канализационные люки кроме основных функций выполняют еще и картографическую. Прямо на крышки нанесены карты городов вместе с точкой, указывающей, где находится смотрящий, а по краям написаны интересные факты из истории. На одном из люков Оклахома-Сити, столицы штата, например, рассказывается об открытом в 1972 году конференц-центре Myriad Convention Center, где бывали Джордж Буш-старший, Билл Клинтон, Элвис Пресли и Rolling Stones. Люк расположен прямо перед ним.
А еще на всех оклахомских люках написано «A Land run city» («Город земельных забегов»). Надпись отсылает к истории распределения земель в Оклахоме. За пустующие территории раньше устраивали гонки: Земельная контора США на основе Закона о гомстедах 1862 года (от англ. homestead – фермерский участок, надел) проводила соревнования между желающими получить свой земельный участок за символическую плату государству. Участники должны были бежать наперегонки – тот, кто добежит до участка первым, получает его. Такие забеги проводили семь раз за период 1889–1895 годов. Первая гонка прошла 22 апреля 1889 года, и в ней участвовали около 50 тыс. человек, которых потом прозвали «восьмидесятидевятниками».
Надписи – о Сенате и не только
На множестве римских люков одна и та же аббревиатура – SPQR. Это первые буквы латинской фразы Senatus Populus Que Romanus, которая дословно переводится как «Сенат и граждане – это Рим». Можно подумать, что крышки находятся на своих местах еще со времен Древнего Рима, но это, конечно, не так: они хоть и долговечные, но не настолько. Люки именно с такой надписью устанавливали в годы правления Бенито Муссолини. Аббревиатура SPOR должна была позиционировать его режим как новую Римскую империю, поэтому надпись размещали на зданиях, гербах и канализационных люках.
На российских люках свои надписи тоже есть, хоть и не такие загадочные, как в Риме. Наши крышки чаще всего типовые, сделанные по ГОСТу. Обычно на них отлиты названия заводов или предприятий, отвечающих за выпуск и установку изделий. На крышках, выплавленных еще в советское время, может быть написано Н.К.М.П. – «Народный комиссариат местной промышленности», на современных – «Петербургская телефонная сеть» или «Водоканал, город N». Можно иногда гуглить ради интереса.
Галерея люков
В начале 2000-х художники Наталья Ламанова и Александр Холопов бросили клич по миру с просьбой прислать им фотографии канализационных люков. Они хотели объединить их в единую виртуальную сеть. В результате всеобщего сбора в 2001 году в Москве прошла выставка «Канализации всех стран, соединяйтесь!». Авторам проекта прислали больше тысячи изображений люков из 45 стран. В галерее «Файн Арт» разместили их физические версии – фотокарточки, видеофильмы, тексты, графику, живопись. К сожалению, сайт с самими люками уже недоступен, так что и мировая картотека люков, видимо, канула в канализационную Лету.
Уличная мода
Немецкая художница Эмма-Франс Рафф (Emma-France Raff) в 2019 году решила переосмыслить понятие «уличная мода» и привнести в него что-то с реальных улиц. Выбор пал на крышки люков. Рафф заметила, что «часто на сливных крышках есть символы или буквы, которые делают их уникальными для конкретного места», и создала из этого бренд. Сначала художница красит крышки чернилами, а потом переносит рисунок на футболки или сумки, используя люк как трафарет. Чернила вступают в реакцию только с тканью, но не с металлом. Поскольку все это делается прямо на улице, вещь, конечно, проходит еще очистку. Ну а потом ее покупатели носят на себе частицу городской среды.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.