ОАО «КамАЗ» и IT - компания Cognitive Technologies запустили совместный проект по созданию грузовика-беспилотника. Система автономного управления – это целый программно-аппаратный комплекс, который встраивается в серийный автомобиль. Сбором данных занимаются камеры и датчики, а управляют машиной сервоприводы на рулевой рейке, в тормозной системе и системе управления двигателем. Автопилот способен распознавать дорожные знаки, сигналы светофора, пешеходов и других участников движения с любого ракурса и в условиях плохой видимости.
На его реализацию Минобрнауки в рамках федеральной целевой программы выделило 300 млн руб., еще 90 миллионов потратил на разработку сам КамАЗ.
«Внешне это самый обычный КамАЗ, которым может управлять как водитель, так и компьютер. Пока это лишь прототип, но машина уже сейчас самостоятельно ездить, а ближе к концу года мы покажем полностью работоспособный вариант», - рассказал корреспонденту Autonews.ru руководитель пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев.
Генеральный директор Cognitive Technologies Ольга Ускова надеется, что одними лишь грузовиками дело не ограничится: «КамАЗ – один из самых успешных автозаводов, у него высокая степень готовности к внедрению подобных систем. Но это только начало – с нашей системой мы надеемся выйти на международный рынок».
Первичные вложения в размере 390 млн руб. выделены на разработку системы и постройку опытного образца. А общий объем инвестиций, необходимых для организации и запуска полноценного серийного производства комплекса, Ускова оценивает в 12 млрд руб., которые должны поступить в течение ближайших пяти лет. Помимо средств, полученных от Минобрнауки, проект должен поддержать Минпромторг и частные инвесторы. «Мы очень ждем поддержки на государственном уровне. Недавно показывали наши разработки Дмитрию Анатольевичу Медведеву, он обещал оказать содействие», – отметила гендиректор Cognitive Technologies.
Основным преимуществом отечественной системы, по мнению разработчиков, является использование пассивной модели компьютерного зрения – информация считывается только с видеокамер и датчиков. Автопилот распознает автомобили, пешеходов и любые типы препятствий, способен автономно ездить по заданному маршруту и быстро реагировать на изменение дорожной ситуации.
«Мы не ориентируемся на «умную» дорогу с хорошей разметкой и встроенными передатчиками. В перспективе нашу систему можно будет использовать на любых дорогах общего пользования», – говорит Ускова.
По словам генерального директора Cognitive Technologies, произойдет это не раньше 2020 года. Использовать такие машины на закрытых территориях можно будет уже в течение ближайших 2-3 лет. О реальных заказах говорить пока рано, но сама технология может быть интересна разным ведомствам, уверяет эксперт: «Министерство сельского хозяйства, например, может использовать автопилоты не только на грузовиках, но и на спецтехнике, которая будет работать в полях без водителя. Есть интерес со стороны нефтегазовой отрасли. Еще одна перспективная тема – летательные аппараты. Не исключается и оборонный заказ».
Для того чтобы машины с автопилотами могли выйти на дороги общего пользования, не хватает правовой базы, говорит Олег Афанасьев: «Пока все имеющиеся проекты являются сугубо внутренними. Для того чтобы наладить массовое производство и эксплуатацию автопилотов, нужно принять пакет законодательных мер, включая изменения в ПДД и КОАП, а также четко разграничить зоны ответственности в вопросах использования беспилотного транспорта».
Автопилот для КамАЗа – не единственный подобный проект, над которым российские ученые работали в течение последних лет.
Сентябрь 2012 года. Компания RoboCV объявила о разработке автопилота для автомобилей на базе навигационной системы ГЛОНАСС. Программно-аппаратный комплекс должен был стать универсальным и мог бы размещаться на любых движущихся устройствах от складских тележек до космических аппаратов. Именно от космического ведомства компания получила первый грант в 5 млн рублей. Прототипы отрабатывались на макетах самосвалов БелАЗ, выпуск серийной продукции был намечен на конец 2013 года, а массовое производство должно было быть запущено в 2015-2016 годах. Предполагалось, что основным конкурентным преимуществом системы RoboCV станет цена – в десятки раз ниже, чем у зарубежных аналогов. На данный момент RoboCV уже предлагает серийную систему X-MOTION, которая позволяет полностью автоматизировать работу электрической складской техники от сканирования штрих-кодов и захвата паллет до доставки грузов на нужное место склада.
https://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=eYgtz-Vro8o
Ноябрь 2012 года. Институт НАМИ представил опытную беспилотную Lada Kalina, которой можно управлять дистанционно при помощи джойстика либо полностью доверившись компьютеру. Пять видеокамер распознают разметку, дорожные знаки и цвета светофора. Точные датчики определяют расстояние до автомобилей, пешеходов и других объектов. Опытный беспилотник мог двигаться со скоростью не более 20 км/ч, но разработчики обещали со временем поднять ее до 100 километров в час. Отдельная группа стилистов НАМИ работала над дизайном беспилотного автомобиля будущего. Наладить выпуск автомобиля планировалось к 2018 году.
https://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=CFkZ4pdbyPc
Апрель 2013 года. Группа студентов Томского университета систем управления и радиоэлектроники представила недорогой всепогодный радиолокатор для автомобиля, который мог бы стать частью системы автономного управления. В отличие от традиционных систем цифровой обработки и распознавания изображений, в устройстве из Томска использовалась линза Ротмана – активный радар, который излучает и принимает серию радиосигналов, формируя цифровую картину окружающей среды. Устройство получилось громоздким, а точность его работы была невысокой.
Август 2013 года. Любительское конструкторское бюро «Аврора» представило уже готовый автомобиль с автопилотом – грузовую «ГАЗель», оснащенную системой камер и сервоприводами руля, тормозов и коробки передач. Несколько камер, датчиков и сканеров, включая вращающиеся, формируют объемную картинку окружающего мира и распознают деревья, здания, людей, автомобили и преграды на дороге. Вся электроника – собственной разработки. Система автоматического пилотирования разрабатывалась энтузиастами на протяжении двух лет и участвовала в ряде международных смотров.
https://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=ASC7_gGj3IU
Декабрь 2014 года. Минпромторг объявил конкурс на разработку автомобиля-беспилотника. Победитель должен был получить субсидию в размере 100 млн руб., но ни одной заявки на участие подано не было. По условиям конкурса, участвовать в котором могли только российские компании, нужно было разработать серийный легковой автомобиль B-класса с функцией автономного управления. Проект подразумевал создание систем распознавания движущихся объектов и дорожной инфраструктуры, сервоприводов управления и программного обеспечения. Первую партию беспилотников нужно было представить к 2016 году, а четыре года спустя исполнитель должен был наладить выпуск машин на сумму 1,5 млрд рублей. Ожидается, что в начале 2015 года Минпромторг возобновит конкурс.
По данным сайта
http://www.autonews.ru