Тема Июньского номера, который уже не за горами - «Флешка». Расскажем об эволюции носителей информации. И не только, кстати. Речь пойдет и о памяти: компьютерной, человеческой. Тема сложная и многогранная.
Как раз к случаю интересная подборка «Как тренировать память».
Преподаватель факультета психологии МГУ имени Ломоносова, кандидат психологических наук Мария Фаликман утверждает, что натренировать память нельзя ни учением стихов, ни иными упражнениями, но можно научиться ею эффективно пользоваться. Существуют мнемотехники, которые, например, помогают подготовиться к экзаменам. А это сейчас тема актуальная: ЕГЭ для школьников и экзаменационная сессия для студентов начнутся уже через несколько недель.
Главная причина, почему мы не можем что-либо вспомнить, в том, что теряется путь к нужной информации. Чтобы на экзамене было проще вспомнить необходимую тему, еще во время подготовки ее нужно правильно запоминать:
- читая, выписывайте информацию, рисуйте схемы — даже если эти схемы вам никогда не понадобятся (любой материал, который человек проработал, а не просто вызубрил, воспроизводится лучше). Информация, усвоенная системно, проще ищется и лучше хранится в памяти. Кроме того, лучше запоминается то, что училось частями, а не в один присест, говорит Мария Фаликман.
Если ученик начинает готовиться за два дня до экзамена и за это время собирается освоить основной массив знаний, вспоминать такую информацию будет непросто. Впрочем, даже в сжатые сроки процессу запоминания можно придать максимальную эффективность. Для этого есть способы запоминания, построенные по принципу ассоциаций.
- «метод контекста»
Первый прием основан на контексте, с которым процессы запоминания и припоминания сильно завязаны. "В свое время были проведены опыты с водолазами, которые учили слова на суше и под водой. Оказалось, что те слова, которые учили под водой, лучше вспоминаются под водой, а те, что учили на земле, лучше вспоминаются на земле. Так что если вы писали конспекты на голубых листах в клеточку, то эту информацию будет проще вспомнить, если вы и на экзамене будете писать ваш ответ на таком же голубом листочке", — советует Фаликман.
- «метод места»
Человек во время запоминания должен представить себе шкаф и на каждую полку мысленно "складывать" термины, которые собирается запомнить. "Чтобы вспомнить забытое слово, ему на экзамене достаточно представить себе этот шкаф и заглянуть на нужную полку, где лежит слово", — рекомендует Мария Фаликман.
- «слова-вешалки»
Для запоминания терминов, например, названий исторических периодов, нужно единожды запомнить некий произвольный список слов, чтобы потом, при запоминании любого другого списка, к уже готовым "ячейкам" подвешивать "кусочки" нужной информации
"Если изначальный список был: "мартышка, пальто, лестница", то чтобы запомнить геологические эпохи, вы будете их запоминать как: "мартышка — палеозой, пальто — мезозой, лестница — кайнозой" и так далее. А если вам придется запоминать список римских императоров, получится: "мартышка — Тиберий, пальто — Калигула, лестница — Клавдий", — объясняет Фаликман.
Автор: Гордон Бауэр - когнитивный психолог:
Кажется, это один из странных и, наоборот, запутанных методов. Термины запомним. А как быть с большими глубокомысленными определениями?
- мнемофразы
Придумать предложение по первым буквам слов, в него входящих, самый известный пример такого метода — это мнемоническая фраза для запоминания цветов радуги: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан". Другой пример — студенческая мнемофраза для запоминания геологических периодов палеозойской эры: "Каждый отличный студент должен курить папиросы" (Кембрий, Ордовик, Силур, Девон, Каменно-угольный период, Пермский).
Хороший вариант, главное не забыть, что означают первые буквы.
- опасный метод
Врач-невролог и диетолог НИИ питания РАМН Олег Ленев признает, что, если время упущено, мобилизоваться быстро поможет только "допинг", но делать этого он категорически не советует.
"Есть такие лекарственные средства, которые дают солдату, если он смертельно ранен, но у него осталась важная задача, которую он должен выполнить любой ценой. Солдат принимает таблетку, что-то делает на пределе своих сил, а потом падает замертво. Так можно поступить и с собственным мозгом, дать ему допинг, обычно это ноотропно-стимулирующие препараты, сдать экзамены, но потом случится нервный срыв", — предостерегает Олег Ленев.
Вместо лекарственных препаратов, чтобы помочь мозгу в предэкзаменационные дни, он советует обратить внимание на натуральные средства. Особенно на грейпфрут и грецкий орех. Первый улучшает микроциркуляцию крови и положительно влияет на работу клеток мозга, а второй содержит кислоты, отвечающие за питание нервной системы.
Некоторые методы могут показаться спорными, бесполезными, странными. Но люди разные, и у каждого свой подход. Каждый по-своему тренирует память, или же не тренирует вовсе… А У ВАС КАКИЕ МЕТОДЫ? Поделитесь с нами своими мыслями.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.