В далеком XIX веке в нордической Швеции столяр приделал спинку к табуретке. Вышел обыкновенный стул. Но потом другой столяр приделал к стулу лыжи, а третий – добавил ручки и удлинил полозья. Встал последний столяр на свое творение, оттолкнулся ногой и поехал. Говорят, так и появились финские сани.
Фото: kaidohaagen, flickr.com
Сани финские, производство шведское, спорт всемирный
Кажется, название саней неоднозначно намекает, что их родина – Финляндия. Но как бы не так – первую популярность финские санки обрели в Швеции. Дело было в начале 1880-х годов. В 1882-м про них уже вовсю писали популярные спортивные газеты и журналы.
За несколько лет шведы влюбились в сани со стулом – ни одна рыбалка или выход на лед не обходились без них. Спортсменам сани тоже пришлись по душе – особенно шведскому офицеру и пропагандисту спорта Виктору Бальку.
Сейчас Бальк считается отцом шведского зимнего спорта: он создал несколько спортивных клубов, помогал молодым спортивным журналам и стоял у истоков Северных игр, появившихся в 1901 году. Это было чем-то вроде Олимпийских игр, только тут в основе лежали скандинавские виды спорта. В самих Олимпийских играх Бальк тоже поучаствовал – он вошел в первый олимпийский комитет.
В 1889 году Бальк собрал стокгольмских спортсменов и основал первый клуб любителей финских санок. Тогда же на их сани начали засматриваться иностранцы: кому-то просто нравилось кататься, а кто-то даже создавал свои клубы, как шведы. Самым популярным «нешведским» клубом стал финский клуб, основанный в 1891 году.
Забавно, что и финский клуб создал военный офицер – Эдвард Фюруйельм. Клуб пользовался популярностью и среди его солдат. Нетрудно догадаться почему – последним самим нравилось соревноваться в гонках на санях.
Из-за популярности клубов в 1901 году финские сани стали официальным видом спорта на зимних спортивных играх. Побеждали в гонках в основном шведы, а финнам понадобилось несколько лет, чтобы научиться их обгонять. Интерес к гонкам рос, и к началу XX века санные гонки стали одним из главных зимних видов спорта наряду с ездой на лыжах и коньках.
Когда кикслед превратился в финские сани
С тем, что сани на самом деле шведские, мы разобрались. Но почему тогда их называют финскими? Дело в том, что до России сани добрались из Финляндии, потому и прослыли финскими. Сами финны, а уж тем более шведы, их так не называют. Для них это Kicksled, а катание на санях – Kicksledding.
«Kick» в переводе со шведского и норвежского – «искра», из-за этого финские санки часто называют «искрами». А «sled» переводится как сани. Целиком «Kicksled» обозначает «искрометные сани».
Когда сани стали популярными, их из Финляндии завезли в Эстонию. Напомним, что в конце XIX века территория Эстонии относилась к России, поэтому, когда сани попали в Эстонию, их заметили и русские. Эстонцы называли сани soome kelk, что в общем-то и обозначает «финские сани». А русские ездоки лишь перевели эстонское название.
Больше всего полюбили финские сани в Санкт-Петербурге: зимой, когда питерские каналы покрывались льдом, особо предприимчивые петербуржцы подвозили людей на санях за деньги – это было чем-то вроде ледового такси. Люди платили не столько за то, чтобы доехать из точки А в точку Б, сколько за необычность транспорта и виды, открывающиеся с каналов.
И палки, и медные трубы – все пойдет в сани
Изначально финские санки были целиком из дерева – и сам стул, и полозья, и ручка. Весили они немного, и их было удобно брать с собой. Да и делать деревянные сани было нетрудно – некоторые умудрялись даже дома. Приколачивали к стулу лыжи, и выходило что-то вроде саней.
Но в 1900-м году финский техник Оскари Терхи решил использовать железные полозья. Железные сани стали более жесткими и тяжелыми, но ездить на них стало проще. Гонщики оценили новшество, и с тех пор большинство саней производится с металлическими полозьями.
И современные гоночные сани в большинстве своем сделаны из металла. Правда, весят уже гораздо легче вариантов, предложенных Оскари Терхи. Это и понятно – больше ста лет прошло, за это время появились тысячи новых сплавов и технологий.
В новых гоночных санях есть еще одно отличие от стандартных – в них может не быть сидения в принципе. Поэтому некоторые модели современных саней напоминают самокат без колес. Сделано это в угоду легкости и скорости.
А кто сейчас любит кататься и саночки возить
Финские сани уже не так популярны, как век назад, – на них ездят шведы, норвежцы, канадцы и финны и даже устраивают гонки. В остальных же странах про сани подзабыли. Если уже в начале XX века передвигаться на них было сложно из-за того, что лед посыпали песком и солью, то сейчас, когда лед на улицах чистят, в городе сани оказываются бесполезными.
Скандинавы же по-прежнему катаются на санях по городу. Притом не всегда ради веселья – на них удобно ездить за продуктами или гулять с детьми. Некоторые фанаты приделывают колеса к санкам, чтобы ездить на них в любую погоду.
А еще финские сани по-прежнему удобны для рыбаков и тех, кто живет за городом. И во время новогодних каникул люди арендуют такие сани, чтобы весело покататься вместе с детьми. Конечно, санки не так популярны, как лыжи, коньки или сноуборд, но поклонников и у них хватает. Есть целые сообщества фанатов финских саней, в том числе в России. И из списка олимпийских видов спорта сани никто не убирал, да и не будет – уж слишком все любят на них кататься.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.