Как сделать самокат самому

В условиях большого города самокат – это «ручной телепорт». Сравнительно легкий, быстрый, компактный, он мигом домчит владельца до места назначения. Его «второе пришествие» произошло не так давно, но стало еще более значимым, чем первое, выпавшее на начало ХХ века. Сейчас самокат можно купить в любом спортивном магазине, прочитав пару отзывов в Интернете. А сможете ли вы создать самокат своими руками, опираясь лишь на знание его конструкции и несколько инструкций? А мы – поможем.

Фото: instructables.com

«Скелет» самоката

Прежде чем начать собирать самокат, нужно понять, из чего он состоит. А значит, нужно его разобрать. Тем более что деталей в нем – раз-два и обчелся.

Рама

Начнем с основной части – складной или цельной рамы, определяющей главные ездовые параметры. Она состоит из двух частей: рулевой колонки, на которую крепится руль, и платформы для ног – деки.

Если вы не планируете заниматься трюками, любите удобство и комфорт, хотите быстро складывать и раскладывать самокат, – выбирайте складную раму. В бюджетных моделях стоимостью до 5 тыс. рублей возможен небольшой люфт складного механизма (свободный ход, небольшое движение детали, которая не должна двигаться), но он практически незаметен. Кроме того, люфт помогает компенсировать неровности дороги, а также давление руками на руль во время езды.

В цельных рамах, как правило, есть несколько швов, которые усиливают конструкцию. Из-за этого цена на самокат может значительно возрасти, зато вы будете спокойны за целостность «девайса» во время выполнения трюков.

Дека

Часть рамы, на которую мы встаем, называется декой или платформой для ног. Обычно ее делают из того же материала, что и весь самокат, – пластика, алюминия или стали, но бывают и варианты из дерева – для лучшей амортизации неровностей дороги. На большинство современных самокатов устанавливают полые алюминиевые деки, их плюс – небольшой вес при высокой прочности материала. Все деки покрываются шкурками – материалом, который похож на наждачную бумагу, чтобы нога не соскальзывала во время езды.

Руль

Управляют самокатом с помощью цельного или складного Т-образного руля. Большинство современных моделей выпускаются со складным рулем, который может быть еще и съемным. Цельные рули имеют дополнительные трубки и двойные сварочные швы для крепости конструкции, поэтому их используют в дорогих профессиональных моделях для трюков.

Рулевой хомут

Рулевой хомут прижимает рулевую стойку к рулевой колонке одним (для обычного катания) или несколькими (для экстремальной езды) болтами.

Рулевая колонка (стакан)

Рулевая колонка крепит рулевую стойку (полая труба для закрепления руля) к раме. Для максимального комфорта поворота руля внутри колонки находится подшипник.

Хомут (зажим) регулировки высоты руля

Из названия понятно, что хомут служит для регулировки высоты руля. Принцип корректировки прост: открыть хомут, поднять/опустить руль, закрыть хомут. Оптимальная высота руля для езды на самокате – когда ручки находятся на уровне пояса.

Грипсы

Грипсы – это сменные поролоновые, резиновые или гелевые накладные ручки руля, которые предотвращают проскальзывание ладоней во время езды.

Держатель для складных ручек

Благодаря ему ручки крепятся к рулю в сложенном состоянии. Используется для переноски самоката или его длительного хранения.

Колесо

Колеса влияют на ходовые характеристики самоката, поэтому разные модели выпускаются с разными диаметрами колес. Они бывают трех видов: пластиковые, полиуретановые и надувные. Для поездок по городу и поддержания оптимальной скорости желательно выбирать колеса диаметром 180–200 мм.

Вилка

С помощью втулки (сложной велосипедной, металлической оси, аксель-болта или обычного болта) колесо крепится на обычной или усиленной вилке.


Подшипник

Подшипник определяет запас хода самоката после разгона без дополнительных усилий. С качественным подшипником вам нужно будет прикладывать меньше усилий во время езды.

Амортизаторы

Амортизаторы снижают, но не исключают вибрацию во время езды. В зависимости от модели самокат может быть оснащен одним или двумя амортизаторами.

Тормоз

Для снижения скорости и остановки используется ножной или ручной тормоз (дисковый или V-brake), а в некоторых моделях могут быть сразу два ручных тормоза отдельно на оба колеса.

Ремень для переноски

Ремень для переноски нужен для удобства переноски/перевозки самоката. Это важно, если вы используете «райд» в городских условиях и пользуетесь общественным транспортом. Для трюковых самокатов наличие ремня может стать проблемой, так как вы не сможете сделать некоторые финты: например, прокрутить руль на 360 градусов.

Самокатный хендмейд

После того как мы разобрались с составными частями, можно приступить и к сборке самоката своими руками. Сделать это можно двумя способами: переделать «хорошо забытый старый» детский велосипедик или сделать самокат «с нуля». Для второго метода понадобится много инструментов, которые режут металл под определенными углами, делают в нем углубления, пазы. Этот подход – не для дилетантов! Не в каждом доме завалялись станок ЧПУ и «горячий нож», а вот болгарка и сварка наверняка есть почти у каждого. Если не найдется в гараже, одолжите у знакомых.

Перед началом работ запасаемся в строительном магазине одним метром профилированной трубы прямоугольного сечения, отрезным кругом для болгарки, куском алюминия или дерева для деки, трубой, аналогичной диаметру трубы стойки руля (замеряется штангенциркулем, линейкой или рулеткой) и электродами «двойкой». Стандартной длиной деки считается 45–55 см, а ширина подбирается индивидуально. Для этого нужно поставить ногу по диагонали под углом 45 градусов, замерить рулеткой результат и от него отнять 6–10 см, так как носки и пятки должны свешиваться с деки максимум на 4–5 см.

Теперь нам необходима основа – ненужный детский велосипедик. Его можно найти у себя в кладовке, а если его там нет – купить в Интернете. Цена вопроса – около тысячи рублей.

В первую очередь разрезаем велосипед на заднюю и переднюю части. Важный нюанс: рамную трубу впереди отрезаем параллельно рулевой трубе. Для дальнейшего соединения получившихся двух половин нам нужна профильная труба, на которой мы делаем болгаркой V-образные надпилы для того, чтобы можно было согнуть металл и приварить его. С помощью сварочного инвертора хорошо провариваем места крепления переднего и заднего узлов. Не забываем измерить расстояние от деки до земли. Каких-то стандартных параметров нет, но площадка не должна располагаться слишком высоко, так как этим вы увеличиваете нагрузку на ноги.

Фото:  texnotoys.ru

Следующий шаг – удлинение стойки руля. Чтобы было удобно кататься, ручки руля должны располагаться на уровне пояса. Поднимите ручки до этого уровня и замерьте рулеткой длину, которую нужно нарастить, а затем к велосипедной трубе приварите недостающий кусок трубы того же диаметра, что и стойка руля. Внутри этой трубы находится болт с клиновым узлом, который нужно распилить, а вместо него в середину вварить кусок проволоки диаметром 6 мм.

Финальный этап – крепление деки. Площадку для ног можно установить двумя способами. Первый – проделать два-три отверстия по всей длине, метчиком нарезать резьбу и закрепить платформу с помощью болта и гайки. Второй – приварить перпендикулярно трубе-основе несколько металлических полос длиной 12–15 см, которые добавят деке устойчивости, просверлить в полосах и платформе отверстия, соединить болтами и гайками. Если вы используете алюминиевую, а не деревянную площадку, можно приварить ее к трубе основания.

Желаете поставить на самокат тормоза? Воспользуйтесь стандартной ободной системой, которую вы предварительно снимете с детского велосипеда. Это сократит ваши расходы и повысит безопасность езды.

Все, что осталось, – зачистить сварочные швы, покрасить наваренные элементы и… всё. Можно наслаждаться ездой на самокате, сделанном своими руками.

Если же вы специалист, выбравший второй вариант создания самоката – «с нуля», наши инструкции, наверное, не понадобятся, но пара советов все же найдется. Навыки нужны серьезные: разработать подробный чертеж со всеми размерами, гайками и болтами, иметь доступ к станкам, которые отрежут профилированную трубу под одним углом, сделают выемки в металле нужной глубины, смогут выполнить фигурную деку, повторяющую «геометрию райда», и т. д. На создание такого шедевра уйдет от одного до трех месяцев в свободном графике работы или около недели постоянной пахоты над девайсом. Минимальные ошибки в расчетах могут ухудшить качество как самого изделия, так и его ходовых характеристик и целостности, так что будьте внимательны.

Еще один вариант сборки – покупка составных частей в специализированных магазинах, при условии, что у вас есть «база» самоката. Плюс в том, что вам не нужны сварка и другие устройства, достаточно набора отверток и гаечных ключей. Но есть и существенный минус – вы должны разбираться в самокатах, чтобы подобрать правильный набор составляющих. К такому варианту прибегают профессиональные райдеры, у которых нет возможности купить более дорогой «девайс», но хочется использовать максимум возможностей. Тогда они делают апгрейд имеющегося самоката и улучшают его характеристики.

К какому бы способу вы не прибегли – желаем удачи в начинаниях. Считается, что сделанная своими руками вещь выполнена с душой и любовью, а эта валюта актуальна в любые времена. Правда, совсем без подготовки у вас вряд ли получится собрать самокат. Это все-таки не слайм, с изготовлением которого справляются даже дети, а серьезное средство передвижения.

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ