Представьте себе жизнь без часов, очков, банков, нотной грамоты, ликеров, виски и сыра пармезан. «Это не жизнь, а мука!» – скажете вы. Согласимся. Так и страдали люди в древности, пока средневековые монахи не придумали все эти и многие другие вещи. Но в свои монастыри они уходили совсем не для этого и занимались там не только технологическими прорывами.
Сейчас в мире около 140 католических монашеских орденов (от лат. ordo – «порядок»). В других христианских конфессиях их нет. Только у католиков сложилась строгая система: во главе Церкви папа, ему подчиняются главы орденов, а в их ведении – монастыри, живущие по строгим уставам. Разберемся, как возникла и развивалась эта система.
Финики и добрые львы
Кто такие монахи? Слово восходит к греческому monos – «один». То есть это тот, кто удалился от мира, «пустынник». Он ведет аскетичный образ жизни и посвящает себя духовному служению, стремясь достичь просветления и очиститься от грехов.
Святой Павел-отшельник. Первый христианский монах. Иллюстрация: Jusepe de Ribera, museodelprado.es
Первые христианские отшельники уходили в египетскую пустыню, чтобы ничто не мешало им молиться и прославлять Иисуса. Собственно, сам Христос и подал им этот пример: он сорок дней постился в пустыне, искушаемый дьяволом.
Цистерцианцы за работой. Иллюстрация: Jörg Breu the Elder, commons.wikimedia.org
Согласно легенде, все свое отшельничество он питался только финиками, которые приносил ему ворон, и одевался в пальмовые листья. Силы Павлу давала круглосуточная молитва, а местные звери так уважали подвижника, что не нападали на него. Как гласит легенда, львы даже вырыли могилу святому, когда он умер.
По мере распространения христианства в Европе стало ясно, что и другие монашеские принципы придется пересмотреть: от местных холодов листья не спасут, финики тут не растут, пустынь нет. Европейские монахи стали строить дома-монастыри, где вместе молились и трудились: пряли, ткали, шили, выращивали хлеб, овощи и фрукты, работали в кузне. Все наработанное распределялось на нужды монастырей, а излишки шли на продажу. Братья-монахи одевались единообразно, строго постились, соблюдали целомудрие, отказались от личной собственности и беспрекословно подчинялись настоятелю обители.
Св. Бенедикт Нурсийский пишет бенедиктинский устав. Иллюстрация: Herman Nigg, ncregister.com
При всем аскетизме их жизнь была куда комфортнее и стабильнее, чем у мирян. Ведь они в раннем Средневековье страдали от постоянных неурожаев, войн и болезней. Для многих людей уход в монастырь был спасением: там, по крайней мере, не грозил голод. Семьи отдавали в монастыри младенцев, когда понимали, что им не прокормить лишний рот.
Бенедиктинцы спят одетыми
Каждый монастырь пишет свои правила общежития. В Европе самым авторитетным стал устав Бенедикта Нурсийского (480–547), который он составил в 530 году для монастыря, учрежденного им в Монтекассино, под Неаполем.
Его правила предписывают монахам работать по три-четыре часа в день, семь раз в сутки совершать общие моления. Причем где бы и за каким бы занятием их ни застал звон колокола, зовущего на молитву, нужно, «оставив всё, что бы ни было у них в руках, с величайшею поспешностью идти» в церковь. Даже спать братья должны одетыми, чтобы в любой момент быть готовыми поспешить на зов аббата – главы монастыря.Историки считают, что так появился старейший в Западной Европе монашеский орден – бенедиктинский. Следует понимать: исходно даже понятия «монашеский орден» тогда не было: он возник во многом случайно, по мере распространения бенедиктинского устава по Европе.
Устав Бенедикта стал так популярен, что к концу VI века большинство западноевропейских монастырей взяли его за основу – и уже позже все монастыри с ним стали считать бенедиктинскими.
Парадоксально, но во многом распространению Устава способствовало то, что учрежденный Бенедиктом монастырь примерно в 577 году разрушили лангобарды – германское племя, которое захватило Апеннинский полуостров. Монахи бежали из Италии и разошлись по всей Европе (тогда еще во многом языческой), распространяя христианство и основывая монастыри.
Жилось бенедиктинцам довольно тяжело. Два приема пищи в день, во время поста – один. Постоянно прерывающийся сон в общей для всех спальне: в течение ночи монахи несколько раз встают на службы. Жара летом и холод зимой. В скриптории, где монахи переписывали книги, им приходилось своим дыханием согревать чернила, превращавшиеся в лед в зимние морозы.
Разложение церковных институтов достигло пика к началу Нового времени. «Корабль дураков» Босха (конец XV в.) – аллегория этого упадка. Церковь на языке образов той эпохи – корабль. На нем веселятся две монахини и монах. Лютня – символ женского полового органа, а игра на ней – соответствующие действия. ru.wikipedia.org
Как монахи погрязли в грехах
Не удивительно, что монахи постепенно стали отходить от строгих правил: то мясо съедят, то полюбят друг друга не братской любовью.
Дальше – больше. Обители стремительно богатели. Например, аббатство, основанное Святым Колумбаном (543–615) в итальянском Боббио в 614 году, к IX веку владело пашнями, которые давали свыше 14 тонн зерна в год, в его хозяйстве было 5500 свиней, оливковые плантации приносили 1270 кг масла. Плюс земли, не принадлежавшие монастырю, но находившиеся под его контролем: местные крестьяне должны были платить церковную десятину, а сеньоры регулярно одаривали монастырь землями, дичью, тканями и другими презентами. Сами монахи в своем хозяйстве зачастую уже не работали, а использовали наемный труд.
Какой уж тут аскетизм! Во многих монастырях расцвели разврат, скотоложство, пьянство, обжорство, коррупция. Клирики признали: пора что-то менять. К тому же разбогатевшее и теперь более влиятельное духовенство пытался контролировать император Священной Римской империи, назначая папу и пытаясь влиять на выбор епископов.
Итогом стала так называемая Клюнийская реформа – ее назвали по имени аббатства Клюни, на востоке Франции, откуда пошло движение перемен. Новые принципы утвердили на Латеранском соборе 1059 года. Теперь понтифика должны были избирать кардиналы, а не назначать император. Установлен жесткий контроль за соблюдением устава в монастырях, причем они должны были утверждать устав у папы.
После Клюнийской реформы стали множиться монашеские ордена. Их основатели соревновались друг с другом в аскезе, и каждый утверждал, что он-то и вернет верующих к истинным Христовым принципам.
Так, в 1080-х понтифик утвердил устав камальдулов, составленный в итальянском монастыре в деревне Камальдоли. В монастыре, основанном святым Ромуальдом (951–1027), практиковалась крайняя аскеза, обет молчания, ношение власяницы. Камальдулы ходили босиком, истязали себя физически и соблюдали строжайшие посты. До сих пор этот орден считается одним из самых жестких, хотя за тысячу лет устав заметно смягчился. Например, распорядок дня у монахов выглядит примерно так: в 3:30 – подъем, в 4:00 – молитва до 7:00, потом завтрак. В 8:00 – физический труд, в 11:30 – снова молитва, в 14:00 – обед, опять молитва, в 17:00 – духовные чтения, ужин, снова молитва, а в 19:30 – духовное чтение в кельях.
В 1084 году святой Бруно Кельнский основал в Шартрезских горах во Франции орден картезианцев. Его члены тоже практикуют молчание и стараются не общаться даже друг с другом.
Картезианцы. Иллюстрация: Mary Evans. Picture Library, prints-online.com
В 1098 году в монастыре Сито (лат. Cistercium) родился орден цистерцианцев. Их еще называют бернардинцами, так как одним из известнейших представителей ордена был Бернард Клервоский (1091–1153). Он проповедовал отказ от любой роскоши: даже в книгах, которые переписывали цистерцианцы, было запрещено использовать разные цвета и витиеватые шрифты. Никакого комфорта для тела, говорил Бернард. Поэтому бернардинцы постоянно перемещались по свету: выберут самый забытый богом участок, разработают его, осушат болота, вырубят леса, построят дома, наладят экономику – и уходят в другие дикие места. Так они принесли цивилизацию во многие районы Европы.
И как они их искупали
Реформа породила интересный феномен: самоистязание у монахов превратилось в своеобразный вид спорта. Они буквально соревновались, кто сильнее себе навредит. Били сами себя кнутами, носили под одеждой металлические колючки, которые раздирали кожу, – и все это сопровождали молитвой. Из монастырских архивов мы узнаем, что один брат ежедневно прочитывал 26 раз по 12 псалмов без перерыва, не опуская распростертых наподобие креста рук. Другой каждый день полностью читал Псалтирь, подняв руки вверх. Некий Доминик Веригоносец, живший в XI веке, отличался тем, что по 8–12 раз в сутки читал Псалтирь, одновременно нахлестывая себя кнутом.
Гранд-Шартрез, обитель ордена картезианцев. Фото: Phil, flickr.com
Такие мучения (их называли «дисциплиной») засчитывались в счет покаяния, которое налагалось на людей за всевозможные грехи. Даже за чужие. Скажем, святой Ромуальд, чтобы замолить грех отца, убившего на поединке своего родственника, принял 40-дневное покаяние.
Монахи должны были регулярно перед всеми братьями каяться в прегрешениях. Не признаться нельзя: другие братья, которые знают о грехе, тут же доложат, потому что такой донос считался добродетелью. За непризнание – двойное наказание. Поэтому монахи истово придумывали себе грехи, если реальных не нашлось.
Пока ты полностью не покаялся, в рай не попадешь. Покаяния налагались на годы, десятилетия и даже столетия, так что монахи мучениями покупали себе путевки в рай.Прикинуть цену такого тура можно исходя из расчетов кардинала Петра Дамияни, одного из идеологов Клюнийской реформы. По его мнению, 3000 плетей равняются одному году покаяния, а пение десяти псалмов дает время для нанесения себе 1000 ударов.
Сцена самобичевания из Нюрнбергских хроник. В XIII в. даже возникло движение «бичующихся» – флагеллантство. Иллюстрация: Michael Wolgemut art.famsf.org
«Кто с дисциплиною споет 20 Псалтирей, тот может быть уверенным, что совершил покаяние на сто лет», – говорится в хронике.
Значит, прочитав 12 Псалтирей в сутки, Доминик Веригоносец совершал покаяние на 60 лет – это 180 тысяч ударов плетью.
Впрочем, обычные граждане могли доверить покаяние специально обученным людям – монахам. Вносишь оплату (натурой или деньгами) – и грех отмолен.
Deus vult!
Особо целеустремленные христиане отправлялись в паломничество в Иерусалим. Для их комфорта еще в VII веке при монастыре Иоанна Крестителя создали госпиталь (от лат. hospes – «гость»): здесь паломники жили, лечились от ран и болезней. Со временем открылось еще несколько таких госпиталей в разных городах. Монахов, которые кормили и лечили странников, стали называть госпитальерами или иоаннитами – по названию монастыря.
В XI веке в Иерусалиме резко снизилась терпимость к христианам: все церкви сначала разрушили по приказу правителей Египта, контролировавших город, а потом его захватили Абюасиды (правили из Багдада) и устроили резню местного населения.
Госпитальеры. Иллюстрация: Ralph Hammann, en.wikipedia.org
Тогда католики по призыву папы Урбана II в 1096 году отправились в крестовый поход – освобождать Гроб Господень. Урбан II обещал, что земля Иерусалима «течет молоком и медом», все пришедшие в нее будут счастливы, и им простятся как имеющиеся, так и будущие грехи. Ну и кто при таких вводных откажется от путешествия?
И христиане отправились в священный поход с криком: «Deus vult!» (лат. «Бог так хочет!»)
Монахи не могли остаться в стороне: кому, как не им, отвоевывать священные реликвии. Монашеские ордена стали милитаризироваться, превращаясь в рыцарские (от нем. ritter – «всадник»). В 1113 году на военную стезю ступили госпитальеры: их стали называть орденом всадников госпиталя святого Иоанна Иерусалимского, а их руководителя – Великим Магистром. Первым это звание примерил на себя Раймонд де Пюи.
Он утвердил суровые правила ордена: целомудрие, послушание, отказ от личного имущества. Иоанниты обязались защищать обиженных и уничтожать неверных, носить черную одежду с белым крестом у сердца. «В военное же время, когда нужно идти в сражение, та же одежда должна быть красного цвета с белым крестом, знак войны», – гласят правила.
В госпитальеры принимали холостых дворян с 13 лет с чистой «кредитной» историей и только христианских кровей.
В это же время возник второй, пожалуй, самый известный орден – тамплиеров (от франц. temple – «храм»). Они называли себя «рыцарями храма Соломона» в честь первого иерусалимского храма. В 1119 году восемь рыцарей во главе с Гуго де Пейном отправились охранять паломников от всяких напастей. Потом команда разрослась, и в 1128 году папа Римский утвердил «Орден бедных рыцарей Христа». Об их нищете ходили легенды: например, не у каждого были деньги на лошадь, поэтому тамплиеры усаживались по двое на одну (это породило нехорошие подозрения, и в XIV веке тамплиеров обвинили в гей-практиках).Патроном тамплиеров стал сам Бернард Клервоский, который разработал для них устав.
Третий знаменитый рыцарский орден, тевтонский, основали в 1190 году выходцы из германских земель. Это именно с ними Александр Невский бился на Чудском озере. Германцы вообще были не прочь подраться, как, впрочем, и рыцари других национальностей.
Потом создается еще несколько военных орденов: Вифлеемский, орден Алькантара, орден Калатравы и другие. Принципы их были схожими: добровольная нищета, целомудрие, преследование неверных.
Святая нищета
Крестовые походы и прочие путешествия по миру открыли католическим монахам глаза: христианство как-то не слишком популярно в народе. А все потому, что мы удаляемся от мира, не просвещаем людей, решили монахи и усилили пропаганду. В XIII веке появились так называемые нищенствующие ордена. У них были базовые монастыри, но устав предписывал братьям не засиживаться в четырех стенах, а ходить по миру, проповедовать, обращать неверных в христианство и собирать средства в пользу монастырей.
Первый такой орден основал в 1208 году святой Франциск Ассизский. Он проповедовал крайнюю бедность: даже свою убогую рясу Франциск подпоясывал не ремешком, а простой веревочкой.
Францисканцам запрещалось иметь больше одной одежды, они носили ее, пока она уже не начнет разваливаться прямо на теле. Нищие братья избегали любой лишней собственности, не имели даже личной Псалтири. Странствующие монахи жили подаянием, спали где придется, проповедовали христианские заповеди местным жителям и должны были безропотно сносить от них гонения, насмешки и побои.
Доминиканцы, августинцы, кармелиты – нищенствующих орденов было довольно много. Собранные в странствиях деньги братья должны были приносить в монастырь. Число таких обителей было огромно: например, к XVIII веку у францисканцев было 1700 монастырей, к которым было приписано около 25 тыс. монахов. А орден доминиканцев в эту же эпоху насчитывал свыше 30 тыс. членов.
Игнатий Лойола. granger.com
Однако если в монастыре монахи жили под строгим контролем, то в путешествиях никто не следил, сколько раз в день они молились, ели ли скоромное. Кассовых чеков за милостыню не выдавали, поэтому в монастырь приносили далеко не всю собранную сумму. В конце концов, многие братья вовсе перестали возвращаться в обитель и вели вполне свободный и даже развратный образ жизни. У католиков есть поговорка «пьет, как францисканец», отражающая эти злоупотребления. Разумеется, такая практика возникла не в первое столетие существования этого ордена – ей предшествовало длительное размывание его традиций.
С другой стороны, именно благодаря францисканцам, доминиканцам и прочим представителям этого направления монашества христианство энергично распространилось не только по Европе, но и в странах Нового Света. Францисканцы и доминиканцы – главные действующие лица и лоббисты Священной инквизиции. Например, первым великим инквизитором Испании был доминиканец Томас Торквемада (1420–1498).
Самый гибкий орден
Пожалуй, самыми авторитетными в политической жизни стали иезуиты – орден, созданный в 1534 году Игнатием Лойолой (1491–1556). Название образовано от латинского Societas Jesu – «общество Иисуса».
Иезуиты отличаются от остальных монашеских орденов своей поразительной гибкостью: они считают, что религиозно-нравственные принципы можно менять в зависимости от обстоятельств. Устав разрешает им, например, вести светский образ жизни и даже никому не рассказывать о своем служении Господу.
В результате иезуиты стали энергично вмешиваться в политику. Интриговали против английской королевы Елизаветы I, которая считала их шпионами и заговорщиками, пытавшимися свергнуть ее с трона. Покушались на убийство короля Франции Генриха IV (неудачно). Не исключено, что иезуиты в 1617 году помогли умереть тибетскому далай-ламе Ендону Гьяцо – бодрому 27-летнему парню, который лишь три года прослужил далай-ламой.
Рыцари-банкиры
Убийствами, войнами, инквизиторскими процессами и политическими интригами вклад монашеских орденов в историю далеко не исчерпывается. Перечислить все их нововведения просто невозможно, поэтому ограничимся лишь самыми яркими.
Скажем, благодаря тамплиерам развилась современная банковская система. Отправляясь в крестовый поход, рыцарям приходилось тащить с собой гору имущества: латы, щиты, копья, одежду, обувь и многое другое. А ведь еще нужны были деньги на карманные расходы. Деньги в те времена были только металлические – много в дорогу не возьмешь.
«Гвидонова рука» – наглядное пособие для практической сольмизации церковных распевов. Слово «Гвидонова» в термине указывает на Гвидо Аретинского. iltalamo.org
Тамплиеры придумали такой вариант. В их монастырь человек приносит некий вклад (можно натурой: землей, скотом, продуктами), ему выписывают бумагу, где указано, на какую сумму принято ценностей. А потом по этому документу в «офисах» тамплиеров в других городах и странах он может обналичить деньги (или опять же взять натурой).
Механизм оказался таким удобным, что рыцари-храмовники тиражировали его по всему миру, причем использовали не только в крестовых походах. Их опыт переняли и другие ордена. Так и появилась система банковских чеков. После разгрома ордена тамплиеров ею пользовались купцы Европы.
Микстура и закуска
Парадокс: хотя монахи по определению должны были соблюдать аскезу, именно они придумали огромное количество изысканных кушаний и напитков.
Однако это удивительно лишь на первый взгляд. Монахи, помимо молитв, занимались врачеванием, а потому собирали лечебные травы, готовили целительные настои. Конечно, на спирту. Так и получились знаменитые ликеры «Шартрез» (помните название гор, где зародилось картезианство?) и «Бенедиктин» (тут все понятно). По сути, поначалу это были микстуры: в оригинальный рецепт «Бенедиктина» входит 75 трав!
А вот виски, скорее всего, монахи стали делать, чтобы не пропадало зерно: хранить его как следует не умели и, чтобы оно не гнило, перегоняли в спирт. Впервые мы встречаем этот напиток в документах казначейства Шотландии в 1494 году. Король Якоб IV приказал «выдать 8 боллов солода брату Джону Кору для приготовления aqua vitae» – то есть «живительной воды» в переводе с латыни. Видоизмененное латинское название, не очень понятное шотландцам, превратилось в «виски».
На Руси первые башенные механические часы смастерил ученый монах Лазарь Сербин в 1404 г. old-clock.kz
Сыроварение в монастырях расцвело по той же причине: братья были знатными животноводами, и надо было придумывать, как переработать полученное от скота молоко. Есть мясо им не позволял обет, а на молочные продукты он обычно не распространялся. Каких только сыров не придумали затейники-монахи! И твердый пармезан, и пахнущий потными носками мюнстер, и плачущий лимбургский – десятки разных сортов.
Сколько будет 1776 + 18?
Как выглядел бы этот нехитрый пример у древних римлян? Примерно так: MDCCLXXVI adde XVIII.
Но рыцари во время крестовых походов увидели, насколько удобнее пользоваться арабскими цифрами вместо римских. И теперь нам не приходится выстраивать столь громоздкие записи. Ключевую роль тут играли рыцари из воинских орденов: они чаще были грамотнее своих «внеорденских» собратьев и куда большее внимание уделяли знаниям.
Так что рыцари не только громили мусульман, освобождая от них христианские святыни, но и многое у них позаимствовали. У арабов – цифры, у персов – мельницы. Только лопасти у персидских мельниц располагались горизонтально, а христианские монахи придумали ставить их вертикально. Башенная мельница оказалась куда эффективнее персидской.
В очках и при часах
Вообще монахи были настоящими просветителями: они обучали грамоте полудикие европейские племена, в монастырях зародились университеты.
Святые обители были хранителями знаний: здесь переписывали творения античных авторов (и благодаря этому до нас дошли эти книги), произведения христианских мыслителей. Труд переписчиков, к слову, был очень тяжелым: попробуйте от руки скопировать хотя бы одну книгу! В монастырях в первые столетия не было специальных рабочих мест для этого, писали при скудном освещении, сидя или стоя, положив пергамент (позже – бумагу) на колени или просто на пол. Зрение, разумеется, страдало. Логично, что именно монах догадался, как можно улучшить зрение: в середине XIII века хранитель библиотеки монастыря доминиканцев Джордано да Риальто изобрел очки.
Церковные службы сопровождались музыкой – и монах Гвидо Аретинский в XI веке придумал записывать ее специальными значками – нотами.
Для монастырей было важно точно соблюдать распорядок дня – и в конце Х века монах Герберт де Орилла создал в Магдебурге первые в мире башенные механические часы.
Рассказать обо всех научных открытиях, совершенных монахами, мы не беремся. Просто упомянем, что в 1865 году австрийский монах Грегор Мендель создал генетику.
Пожалуй, удалившиеся когда-то, почти две тысячи лет назад, в пустыню отшельники не могли и предположить, что им суждено так серьезно повлиять на будущее цивилизации.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.