Один раз увидеть лучше, чем просто услышать. А уж потрогать – гораздо интереснее, чем просто поглазеть. А если все эти возможности предоставляются в одном месте, то это, скорее всего, музей. Желающим прикоснуться к истории «тридцатьчетверки» и к ней самой дают такую возможность в музейно-мемориальном комплексе «История танка Т-34» в подмосковной деревне Шолохово. Туда и отправился «ММ».
Музейно-мемориальный комплекс с северного подъезда. Фото: Владислав Щербак
Воздух в Шолохово наверняка чище, чем в столице, но на этом все плюсы удаленности музея от Москвы заканчиваются. В холодную и неуютную половину года идти от платформы вдоль оживленной трассы мне было совсем не смешно. А текущая реконструкция Дмитровского шоссе с присущими ей пробками – то еще «удовольствие». Перед Лобней меня подхватил старый друг, и то при условии, что неразбериху на транспортном узле в районе аэропорта я пройду самостоятельно. Раньше на помощь приходил маршрут № 519, курсирующий по шоссе от метро, но его расписание покромсали до трех машин за сутки. Так что теперь до музея добраться можно только при очень сильном желании.
До музея я таки добрался, только после обеда. Сразу начал со съемок открытой площадки. Над ней возвышался «импозантный» экспонат – макет самой «рослой» сухопутной боевой машины, созданной в истории мирового танкостроения, – Царь-танк. К «тридцатьчетверке» он отношения не имеет, но привлекает внимание и удивляет своей несуразностью. Диаметр его колес «всего» 9 м, но рядом с таким колоссом на ум приходят строки из кинофильма «Бумбараш»: «Как архангел я висю и картину видю всю…». Танк Лебеденко уникален, хотя те же англичане проектировали машину с диаметром колес до 48 м. Выдать подобное смогла лишь Россия в 1915 году, причем на собственные средства императора Николая II. Пусть это нерабочий макет, но сто лет назад реальный Царь-танк создали для испытаний относительно неподалеку – в полста километрах за Дмитровым, в селе с говорящим названием Орудьево. Там-то и пришли к выводу, что танк крайне неэффективен в условиях боя. Помимо «дедушки отечественного танкостроения» на площадке установлены внуки и правнуки «тридцатьчетверки»: самоходная артиллерийская установка на знакомой базе СУ-100, танки Т-34-85, Т-54-Б, Т-64-АК, Т-72, Т-80-Б.
По всей стране десятки постаментов и памятников Т-34, но везде установлена поздняя его модель – Т-34-85. Танков выпуска 1940–1941-х годов в России просто не найти, так как большинство из них были уничтожены еще в первые недели войны в Западной Украине и Беларуси. Но в музее есть некоторые узлы и детали ранних Т-34-76 (соответственно с 76-мм орудием).
У одного из запасников я встретил моих гидов – заместителя директора музея Андрея Смирнова и старшего научного сотрудника Андрея Карпова. Забегая вперед, отмечу, что со своей задачей они справились замечательно. Во многом благодаря тому, что эти люди занимаются тем, что их радует. До моего прихода они с огромным интересом возились на улице с новым экспонатом – движком. Не в их обязанностях давать интервью корреспондентам, но они идут навстречу. Рассказывают о том, чем увлечены.
Музей, выросший из… книгиОт рубежа, на котором стоит Шолохово, 6 декабря 1941 года началось контрнаступление советских войск, но это не все причины основания музея именно здесь. В этих местах (район Трудовая-Северная) располагались дачи известных военачальников: маршалов бронетанковых войск М. Е. Катукова и С. И. Богданова, генерала-полковника танковых войск А. Г. Кравченко. Все они были дважды удостоены звания Героя Советского Союза. Здесь же находится и дом советского танкостроителя Николая Кучеренко, одного из создателей Т-34. А музей, по сути, начался с романа его дочери, писательницы Ларисы Васильевой, «Книга об отце». Первыми экспонатами музея стали фотографии и документы, присланные Ларисе читателями. На тот момент глубокой проработки архивов не было. Скажем, книгу прочитывал ударник и в порыве чувств писал Васильевой письмо-воспоминание с подробностями о создании танка, прикладывал фотографию.
Сначала появился Музей памяти танкостроителей – он был любительским, да и располагался на даче самой Ларисы. С годами фонд продолжал пополняться экспонатами, и стало очевидно, что нужно создавать официальный комплекс, посвященный Т-34. В декабре 2011 это произошло.
Очаг культуры и обитель наукиПри всей своей удаленности музейный комплекс достаточно популярен – в 2019 году его осмотрели 707 тысяч посетителей, если верить моим гидам. И хотя комплекс рассчитан на разные категории «паломников», около половины из них – это школьники, которых привозят на автобусах большими группами. Даже выход фильма Алексея Сидорова «Т-34» в 2018 году никак не отразился на посещаемости. Если для Центрального музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке поветрие «Танки», охватившее российских геймеров, вылилось в большой приток посетителей, то здесь обошлось без всплесков.
Практически любой музей по своей сути – айсберг, в котором весомая часть экспонатов находится в запасниках. В Музее истории Т-34 часто меняют экспозиции, выставляя то, что обычно лежит в хранилищах, – к примеру, этой весной выставлены тематические рисунки, танковые шлемофоны и военная форма танкистов.
Однако, на что особенно обратили внимание мои гиды, большой ошибкой было бы рассматривать музей танка Т-34 как учреждение исключительно развлекательное. Совсем это не «Диснейленд в стиле милитари». Здесь тесно соприкасаются сферы науки и культуры – в то время как экскурсоводы и смотрители заняты посетителями, научные работники проводят тематические исследования. В музейных архивах идет работа с документами и экспонатурой: сотрудники изучают этапы создания, производства танка, изменений конструкции, воссоздают истории подразделений. Андрей Карпов говорит: «История отечественного танкостроения изучена менее чем на половину, поэтому работы предостаточно».
Оказавшись внутри, я заметил музейные «хитрости»: экспозиция исполнена в два яруса. На нижнем – агрегаты, модели и прочие визуальные объемные экспонаты, которые более интересны и доступны детям. На верхнем ярусе расположена документальная составляющая, которая понравится взрослым посетителям и «фанатам» Т-34.
История танкостроения в музее начинается с ассирийских боевых повозок и боевых слонов Ганнибала. Стенд за стендом представлена эволюция допотопных машин к четкой концепции средних и тяжелых танков, отказ от гусенично-колесных конструкций, переход от противопульного к противоснарядному бронированию. И здесь никто не отнекивается от перенятой идеи подвески американского танка конструкции Джона Уолтера Кристи. Здесь Андрей Смирнов пояснил: «Отказывать Кристи в тех решениях, которые были взяты за основу танков БТ, а позже и Т-34, невозможно. Но и говорить о том, что Кристи является отцом Т-34, тоже нельзя. В равной степени: наличие колес у “БелАЗа” и “Мерседеса” не делает их одноклассниками».
Карпов отметил, что среди 50 тысяч выпущенных танков Т-34 невозможно найти две одинаковые машины. Танки делали несколько заводов, на каждом из которых имелись свои нюансы, вплоть до разного парка станков. В течение всей войны был дефицит тех или иных материалов, балансировал оборот комплектующих, что также влияло на конструкцию. А если учесть особенности ремонта, а нередко и основательного восстановления, то получается армада, в которой каждая машина действительно имела свои «особенности».
Когда мы близились к концу экскурсии на первом этаже, Андрей Смирнов показал скромный тренажер – место механика-водителя, на котором каждый желающий может подергать рычаги боевой машины. Причем безо всякого гидроусиления и прочих «наворотов». Я, впрочем, садиться не стал.
К вечеру уверенный поток посетителей иссяк. Задержавшись с фотосъемкой, я рисковал встрять в унылый квест «Долгая дорога домой», но меня подвезли до платформы Трудовая, и возвращение не затянулось.
Что я могу сказать? Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34» не показался мне замшелым памятником истории. Это, скорее, постоянно обновляющийся организм, в котором кипят кропотливые научные исследования.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.