Как беспилотные автомобили решают моральные проблемы
Дмитрий Жиляев –
Группа американских ученых попыталась выяснить, возможно ли выработать универсальные этические принципы, которыми сможет руководствоваться искусственный интеллект в дорожных происшествиях.
Беспилотные автомобили уже входят в нашу повседневность, однако на пути у технологического прогресса встает ряд нерешенных этических дилемм. Дело в том, что на дорогах порой образуются опасные для жизни человека ситуации, в которых полностью избежать вреда, причиняемого людям, невозможно. Следовательно, встает вопрос, как запрограммировать искусственный интеллект, чтобы он смог решать проблемы в духе вагонетки, распределяя этот вред наиболее "оптимальным" способом.
Очевидно, жизнь способна преподнести бесконечное разнообразие ситуаций с крайне сложным моральным выбором, и Тремя законами робототехники Айзека Азимова тут не обойтись. К примеру, нет единого мнения по поводу конфликта пассажиров и пешеходов: чью именно безопасность нужно ставить в приоритет? Большинство людей ответит, что пешеходов, однако, окажись они на месте пассажира, наверняка захотели бы перепрограммировать беспилотник на спасение своей жизни.
Проблема усугубляется тем, что выработать хоть какие-то универсальные этические принципы для беспилотного автомобиля становится проблематичным из-за разных моральных норм, принятых в разных обществах. Чтобы разобраться с этим международная исследовательская команда из Массачусетского технологического института запустила в Сети проект Moral Machine, представляющий собой платформу для сбора и анализа мнений людей со всего мира по поводу того, какими нормами следует руководствоваться беспилотнику в тех или иных ситуациях. В каждом случае респонденту предлагается ситуация, где у едущего беспилотного автомобиля с пассажирами отказывают тормоза, а на дороге перед ним проходит группа людей. Нужно выбрать из двух вариантов: сбить группу людей или повернуть в ограждение, пожертвовав пассажирами. При этом состав групп различается по возрасту, достатку, физической форме и полу, также помимо людей встречаются собаки с кошками.
На анализе 40 млн ответов ученым удалось выяснить, что большинство респондентов при спасении жизни отдает предпочтение
Группам людей, а не отдельно идущим пешеходам;
Женскому полу;
Людям в хорошей физической форме;
Людям с высоким социальным статусом;
Людям, не нарушающим правила дорожного движения.
На фото представлена диаграмма результатов исследования
Также исследователи обнаружили распределение этических предпочтений по странам. Например, в южных странах больше ценится жизнь женщин и детей, а в восточных - законопослушных граждан. При этом жители стран с высоким уровнем экономического неравенства склонны ценить жизнь людей с высоким статусом больше остальных.
Авторы исследования подчеркивают, что их результаты не являются окончательными, а только намечают первые штрихи в решении этой проблемы.
Фото: ixbt.com
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.