Наверняка вы знакомы с фактоидом о том, что человеческая ДНК имеет много общего с ДНК банана. Но если посмотреть глубже: так ли уж много на самом деле у нас генов Homo sapiens?
Новое исследование показывает, что гены Homo sapiens составляют от 1,5 до 7% в геноме современного человека. Остальное — наследство наших дальних родственников — неандертальцев, денисовского человека и других.
Распутать, что именно принадлежит нам, а что пришло от других близких видов, — трудная задача. Как определить, какие генетические варианты являются результатом скрещивания, например, неандертальцев и Homo sapiens, а не вариантов, которые были переданы обоим видам от общего предка?
Команда исследователей хотела создать систему, которая могла бы идентифицировать как смешение, так и это общее наследование, называемое неполной сортировкой по происхождению. Это помогло бы нам понять, какие области нашего генома являются уникальными для человека.
Они создали алгоритм под названием SARGE — Speedy Ancestral Recombination Graph Estimator (буквально «оценщик графа быстрой рекомбинации предков»). Алгоритм показывает, как наши гены переплетались во времени между видами, разделяясь и соединяясь вместе в разных точках, используя так называемые графы наследственной рекомбинации.
«Мы нашли следы по крайней мере одной волны активных смешений с неандертальцами среди предков всех неафриканцев», — сообщают учёные.Кроме того, исследователи обнаружили, что большинство из тех генов, которые оказались уникально нашими, — это хорошо известные гены, которые кодируют белки мозга.
Очевидно, это изучение будет продолжаться. Для начала, от 1,5 до 7 процентов — это довольно много, и команда учёных считает, что сможет конкретизировать это число. Также ими было проведено множество других анализов, изучающих процент ДНК наших дальних предков, о чем тоже вскоре появится более подробная информация.
Кроме того, SARGE не показывает, почему произошли эти всплески адаптивных изменений, связанные с блоками мозга, и когда они произошли. Однако некоторые идеи у команды уже есть.
«Чрезвычайно заманчиво думать, что один или несколько из этих всплесков были как-то связаны с невероятно социальным поведением людей, опосредованным речью и языком», — предполагает палеогенетик из Калифорнийского университета в Санта-Крузе Ричард Грин. Фото: SmartLabЭто новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.