Полководец Чезаре Борджиа в 1499 году захватил Имолу, городок недалеко от Болоньи. Ему хотелось лучше представлять, как выглядит местность, понимать ее географию и расположение достопримечательностей, и в 1502 году он заказал Леонардо да Винчи карту Имолы. Вместо того чтобы рисовать, как было принято, с соседнего холма, да Винчи сделал набросок, опередивший свое время на несколько столетий, – сейчас бы его карту назвали «видом со спутника». И это не единственное архитектурное достижение Леонардо.
Да Винчи служил в коллегии герцогских инженеров Милана с 1482 года архитектором и гидротехником. За два десятилетия работы на герцога Лодовико Сфорца да Винчи изобрел катапульту, систему шлюзов миланских каналов и нарисовал фреску «Тайная вечеря» в храме Санта-Мария-делле-Грацие. Во времена Леонардо Милан окружали каналы – их начали строить еще в XIII веке. При Сфорца работы по орошению земель вокруг вышли на новый уровень, прежде всего ими и занимался Леонардо. Он оборудовал канал Мартезана лестницей из 130 ступеней, смягчавших падение воды. Река своим напором создавала болото вокруг. Лестница позволяла сбросить так много воды, что в итоге на месте болота возникли луга.
В центре Милана можно найти Конку делл’Инкороната – шлюз, оставшийся от все того же канала Мартезана. Строителей консультировал Леонардо, так что и устройство называют «створками да Винчи». Он предложил делать шлюзовые ворота двустворчатыми, в закрытом виде – буквой V. Такую конструкцию шлюзы сохранили до сих пор: они запираются встречным потоком воды. Устройство необходимо было, чтобы контролировать уровень реки. Кроме того, Леонардо проектировал для Милана башни замка Сфорца и купол над средокрестием Миланского собора. До нас эти идеи дошли по большей части в виде эскизов и набросков, при жизни да Винчи его архитектурные проекты почти не реализовывали. В Милане это было связано в том числе и с отсутствием финансирования.
В начале XVI века Леонардо да Винчи вернулся во Флоренцию для службы на Борджиа, желавших объединить Италию. Амбициозному полководцу Чезаре необходимо было точное понимание местности для обороны города. В то время карты принято было делать символическими, постройки обычно располагали не в соответствии с размерами, а по важности: например, заметно увеличивали пропорции религиозных сооружений. Лучшие карты городов рисовались с соседнего холма. Да Винчи применил совсем другой способ. Он ориентировался на разработанную флорентийским архитектором Леоном Альберти технику картографии с использованием полярной системы координат, когда расположение каждой точки определяется углом и радиусом.
На карте да Винчи Имола вписана в круг, площадь в центре города закреплена в середине сетки, от нее исходят восемь основных направлений, тоже разделенных на восемь, – всего 64 части. Вероятно, именно из центра шел Леонардо, собирая данные. Он измерял улицы компасом и одометром. Одометр – это прибор для определения количества пройденных шагов. Его изобретение приписывают греческому математику Герону Александрийскому. Одометр Леонардо был механическим и состоял из колеса, которое при движении запускало примитивный расчетный механизм – зубчатые колесики зацеплялись друг за друга, отсчитывая пройденные мили. Углы архитектор измерял простейшим теодолитом – оптической трубой. Используя геометрию, да Винчи заполнял остальную часть карты. Текст на наброске написан типично для Леонардо – справа налево, в комментариях описаны особенности обороны и защитных сооружений города. Запись слева начинается словами: «Имола видит Болонью на пять восьмых от Поненте».
Метод Леонардо позволил ему нарисовать первую карту, на которой город показан сверху. Сегодня картографы называют такой тип ихнографическим, его используют повсюду, он известен буквально каждому, кто пользуется картами в телефоне, – они тоже дают вид сверху. Уже в середине XVI века появилась профессия съемщика – он с помощью примитивных измерений на местности компасом или шнуром как раз готовил карты, отражающие реальное положение объектов. Измерения да Винчи актуальны и пять веков спустя: план Имолы можно и сейчас использовать для навигации по историческому центру города, он накладывается на карту со спутника почти без искажений. Сама зарисовка хранится в музее Леонардо в итальянском Винчи, родном городе художника.
В начале 1516 года да Винчи переехал во Францию, в замок Клу возле города Амбуа. Там он получил официальное звание первого королевского художника, архитектора и инженера. Уже через год, в 1517-м, Леонардо проектировал постройку Роморантенского канала. Тот должен был связать центральную Францию с Италией для усиления торговых связей. Из-за планировок канала предполагалось перестроить и город Роморантен. В записях Леонардо сохранился набросок дворца – с балками фундамента, обернутыми противопожарными материалами, вентиляционными трубами, большим бассейном. Подобный замок построили в долине реки Луары, но уже после смерти да Винчи. Шамборский дворец считается одним из шедевров эпохи Возрождения. В центре замка – двухзаходная спиральная лестница. Те, кто по ней поднимается, не пересекаются со спускающимися. Лестница ведет на террасу, по которой можно по периметру обойти центральную башню. И то, и другое приписывают архитектурной мысли да Винчи.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.