Леонардо да Винчи: инженер на службе его величества

Полководец Чезаре Борджиа в 1499 году захватил Имолу, городок недалеко от Болоньи. Ему хотелось лучше представлять, как выглядит местность, понимать ее географию и расположение достопримечательностей, и в 1502 году он заказал Леонардо да Винчи карту Имолы. Вместо того чтобы рисовать, как было принято, с соседнего холма, да Винчи сделал набросок, опередивший свое время на несколько столетий, – сейчас бы его карту назвали «видом со спутника». И это не единственное архитектурное достижение Леонардо.

Этюд для купола Миланского собора, нарисованный Леонардо да Винчи, Atlantic Codex, commons.wikimedia.org

Да Винчи служил в коллегии герцогских инженеров Милана с 1482 года архитектором и гидротехником. За два десятилетия работы на герцога Лодовико Сфорца да Винчи изобрел катапульту, систему шлюзов миланских каналов и нарисовал фреску «Тайная вечеря» в храме Санта-Мария-делле-Грацие. Во времена Леонардо Милан окружали каналы – их начали строить еще в XIII веке. При Сфорца работы по орошению земель вокруг вышли на новый уровень, прежде всего ими и занимался Леонардо. Он оборудовал канал Мартезана лестницей из 130 ступеней, смягчавших падение воды. Река своим напором создавала болото вокруг. Лестница позволяла сбросить так много воды, что в итоге на месте болота возникли луга.

В центре Милана можно найти Конку делл’Инкороната – шлюз, оставшийся от все того же канала Мартезана. Строителей консультировал Леонардо, так что и устройство называют «створками да Винчи». Он предложил делать шлюзовые ворота двустворчатыми, в закрытом виде – буквой V. Такую конструкцию шлюзы сохранили до сих пор: они запираются встречным потоком воды. Устройство необходимо было, чтобы контролировать уровень реки. Кроме того, Леонардо проектировал для Милана башни замка Сфорца и купол над средокрестием Миланского собора. До нас эти идеи дошли по большей части в виде эскизов и набросков, при жизни да Винчи его архитектурные проекты почти не реализовывали. В Милане это было связано в том числе и с отсутствием финансирования.

Конка делл’Инкороната в Милане. Фото: Ugodiamante, commons.wikimedia.org 

В начале XVI века Леонардо да Винчи вернулся во Флоренцию для службы на Борджиа, желавших объединить Италию. Амбициозному полководцу Чезаре необходимо было точное понимание местности для обороны города. В то время карты принято было делать символическими, постройки обычно располагали не в соответствии с размерами, а по важности: например, заметно увеличивали пропорции религиозных сооружений. Лучшие карты городов рисовались с соседнего холма. Да Винчи применил совсем другой способ. Он ориентировался на разработанную флорентийским архитектором Леоном Альберти технику картографии с использованием полярной системы координат, когда расположение каждой точки определяется углом и радиусом.

На карте да Винчи Имола вписана в круг, площадь в центре города закреплена в середине сетки, от нее исходят восемь основных направлений, тоже разделенных на восемь, – всего 64 части. Вероятно, именно из центра шел Леонардо, собирая данные. Он измерял улицы компасом и одометром. Одометр – это прибор для определения количества пройденных шагов. Его изобретение приписывают греческому математику Герону Александрийскому. Одометр Леонардо был механическим и состоял из колеса, которое при движении запускало примитивный расчетный механизм – зубчатые колесики зацеплялись друг за друга, отсчитывая пройденные мили. Углы архитектор измерял простейшим теодолитом – оптической трубой. Используя геометрию, да Винчи заполнял остальную часть карты. Текст на наброске написан типично для Леонардо – справа налево, в комментариях описаны особенности обороны и защитных сооружений города. Запись слева начинается словами: «Имола видит Болонью на пять восьмых от Поненте».

Карта Имолы, созданная да Винчи, rct.uk/collection 

Метод Леонардо позволил ему нарисовать первую карту, на которой город показан сверху. Сегодня картографы называют такой тип ихнографическим, его используют повсюду, он известен буквально каждому, кто пользуется картами в телефоне, – они тоже дают вид сверху. Уже в середине XVI века появилась профессия съемщика – он с помощью примитивных измерений на местности компасом или шнуром как раз готовил карты, отражающие реальное положение объектов. Измерения да Винчи актуальны и пять веков спустя: план Имолы можно и сейчас использовать для навигации по историческому центру города, он накладывается на карту со спутника почти без искажений. Сама зарисовка хранится в музее Леонардо в итальянском Винчи, родном городе художника.

Этюды для города Роморантен, bl.uk 

В начале 1516 года да Винчи переехал во Францию, в замок Клу возле города Амбуа. Там он получил официальное звание первого королевского художника, архитектора и инженера. Уже через год, в 1517-м, Леонардо проектировал постройку Роморантенского канала. Тот должен был связать центральную Францию с Италией для усиления торговых связей. Из-за планировок канала предполагалось перестроить и город Роморантен. В записях Леонардо сохранился набросок дворца – с балками фундамента, обернутыми противопожарными материалами, вентиляционными трубами, большим бассейном. Подобный замок построили в долине реки Луары, но уже после смерти да Винчи. Шамборский дворец считается одним из шедевров эпохи Возрождения. В центре замка – двухзаходная спиральная лестница. Те, кто по ней поднимается, не пересекаются со спускающимися. Лестница ведет на террасу, по которой можно по периметру обойти центральную башню. И то, и другое приписывают архитектурной мысли да Винчи.

Двойная спиральная лестница в Шамборском дворце. chambord.org 




Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ