«Индия – это авантюра»

Музыка в Индии – предмет культа. Музыканты – почти гуру. Но даже им иногда приходится трудиться без перерыва на сон. Как работается приезжему в «стране чудес», почему с индийцами сложно договориться и так ли страшна Индия, как ее малюют, нам рассказала флейтистка Елена Чукмасова.


– Лена, как получилось, что ты оказалась в Индии?

– До этого меня ничего не связывало с Индией. После учебы во Франции я какое-то время преподавала музыку в школе, но тосковала по выступлениям. Через два года я случайно попала на концерт этнической музыки, где знакомый коллектив из Москвы исполнял мантры. Они играли в вегетарианском ресторане, а я сидела и думала: «Как же здорово, как же я хочу там играть!» И так сложилось, что через месяц я выступала с ними на этой же площадке. Дело в том, что я познакомилась с музыкантом, который играл на ханге, мы разговорились, и он сказал мне: «Приходи, бери флейту». Мы встретились, чтобы вместе поимпровизировать. После этого каждый раз, когда он приезжал в Петербург с тем или иным коллективом, я играла с ними этнику. Таким образом я окунулась, так сказать, в индийскую среду – начала слушать индийскую музыку, интересоваться восточной культурой и философией, читать об этом, но без фанатизма.


Елена Чукмасова – профессиональный музыкант, играет на флейте с трех лет. Окончила музыкальное училище им. Мусоргского в Санкт-Петербурге, училась в Парижской Высшей школе музыки. В Индии проработала полтора года.

Летом 2016 года мне позвонила девочка, с которой мы выступали на конкурсе еще в училищные годы, и сказала: «Лена, не хочешь ли ты поработать в Индии? Единственный минус – надо ехать прямо сейчас». Я ответила: «Дай мне подумать». И через сутки сказала, что еду. Я решила, что это какой-то знак судьбы, поэтому стала собирать вещи.

– С кем заключался контракт?

– В Индии очень много компаний, которые набирают музыкальные коллективы. Индиец, который впоследствии стал моим начальником, делал это впервые, и для нас это был тоже первый контракт. Перед поездкой я через Интернет искала себе партнеров – таких же сумасшедших, готовых бросить все и уехать в Индию. Я разместила объявления в группах консерваторий по разным городам. Отозвалась одна девочка из Украины, скрипачка, и мы стали готовиться, читать форумы и расспрашивать знакомых.


Фото: Yury Birukov / Shutterstock, www.travelversed.co

Сначала я согласилась за один день, а потом мне стало страшно. Мы очень волновались и замучили нашего босса вопросами об условиях. Я просматривала его страницы в соцсетях и всех его русскоязычных друзей спрашивала: «А вы этого человека лично знаете? А он вообще адекватный?» То есть включила все свои детективные способности. Мы поставили условие, что прилетим обязательно в один день и будем ждать друг друга в аэропорту. Мы были наслышаны и о том, что индийцы любят опаздывать, поэтому боялись, что он вовремя нас не встретит и мы попросту заблудимся. Но наш руководитель переживал за свою репутацию и приехал вовремя. Если очень нужно, индийцы вполне способны на деловые отношения «по-европейски».

– Было ли страшно, когда ты прилетела в Индию?

– Да, очень. В первый день я боялась подойти к крану помыть руки, мне казалось, что оттуда хлынет канализационный поток. Но все оказалось не так ужасно – в Индии, конечно, есть трущобы, и там действительно не очень чисто, но есть и вполне современные районы.


Свадьба - это самое главное. Фото: www.mayuran.com

Те же страхи были и в отношении безопасности. Мне рассказывали, что с наступлением темноты никуда выходить нельзя – есть угроза изнасилования, особенно если ты «белая». На самом деле, ничего такого я не заметила. Наши мужчины, на мой взгляд, на женщину смотрят куда более оценивающе, чем индийцы. Те смотрят, скорее, с любопытством, как на белую обезьяну. Возможно, на девушку могут напасть, если она выглядит вызывающе. Я одевалась в европейскую одежду, но старалась прикрывать плечи и ноги.

– Как обстоит дело с работой в Индии?

– Могу рассказать только про свою сферу. В Индии музыкальных компаний много, и большая часть из них работает нелегально. Дело в том, что законы в этой стране соблюдаются куда реже, чем в нашей. Любые договоренности почти всегда устные, поэтому есть вероятность, что заказчик тебе не заплатит. И такое с нами действительно иногда случалось. Не говоря уже о том, что из-за этого все время меняются условия контракта. Отсюда – тяжелый гастрольный график без возможности отдохнуть и выспаться. Поэтому среди музыкантов у Индии не очень хорошая репутация. Так что, подписывая контракт, нужно выбрать компанию с рабочей визой, официальными документами. В таких фирмах совершенно иные условия работы и стабильная зарплата. Да и проекты в этой сфере гораздо шире, не ограничиваются свадьбами и корпоративами. Много интересных выставок и работы в Болливуде.


Танец жениха. Фото: www.weddingphotosutra.com

Вообще музыкальные компании в основном работают на свадьбах. Свадьба – пожалуй, главное событие в жизни индийца, на которое семья копит всю жизнь, начиная с рождения (особенно это касается девочек, так как им положено приданое). Семья – наивысшая ценность для индийцев, это связано с религиозными представлениями. Поэтому свадеб очень много. Но мне повезло – я участвовала не только в свадебных торжествах, но и в других мероприятиях, в том числе закрытых и болливудских, поэтому мне было интереснее.

– Что это были за торжества?

– Индия – это вообще одна сплошная авантюра. Индийцы все время придумывают какие-то невообразимые вещи, у них очень богатая фантазия. Мы участвовали во всевозможных шоу и в роли кого только ни выступали: от русалок до артисток, летающих в воздухе под куполом. Праздник в Индии – синоним чего-то грандиозного. При этом организованность действа часто на нулевом уровне.

Как-то я ехала в машине на одно из своих первых выступлений. Жутко волновалась, просматривала ноты, что-то про себя пела, пыталась репетировать. Вдруг машина останавливается, подсаживаются еще две девочки: «Здравствуйте, мы скрипачка и пианистка». Оказалось, что мы работаем вместе и всю программу, которую я готовила, мне нужно забыть: «А что, тебе вчера нашу программу не прислали? Ты играешь с нами».

Таких моментов было очень много – в итоге постоянный стресс. Поэтому в Индии не поседеть было тяжело. Программы и договоренности постоянно менялись. При этом сами индийцы всегда спокойны и расслаблены, у них всегда все хорошо. Так что поначалу ты сильно нервничаешь из-за всяких неурядиц, а потом понимаешь, что это совершенно бесполезно, и у тебя тоже становится все хорошо.


Фото: Krishna Murari Kishan/Reuters, www.thetimes.co.uk 

К вечным опозданиям тоже привыкаешь. Как в Индии опаздывают! Даже на очень ответственные мероприятия. Нам, артистам шоу, обычно говорили: вы должны быть готовы к четырем часам. Мы, естественно, собирались, но потом ждали машину еще, как минимум, три часа. Позже мы подстроились, и когда нам говорили: «Будьте готовы к четырем», в полседьмого мы выходили из душа с полотенцем на голове и шли краситься.

То же самое с графиком работы. Я жила в Мумбаи, а ездила по всей Индии. И нигде не видела нормированного графика – вроде бы по плану у меня выходной, но случалось и так, что я должна быстро собраться и лететь в другую часть страны на выступление. В общем, жизнь в Индии полна сюрпризов.

– А как в Индии с уровнем жизни? Какова средняя зарплата индийца?

– В Индии до сих пор существует кастовая система, хотя официально это не признается. Практически в каждом доме, даже среднего достатка, обязательно есть уборщица. Они получают очень мало, около 2 тыс. рублей в месяц. Моют посуду, ежедневно убирают в доме. Все это считается нормой. В принципе на любой физический труд можно нанять помощника за символическую плату. К примеру, моя подруга никогда не гуляет сама со своей собакой и никогда не вымоет за собой чашку – зачем? Другая подруга (русская) один раз решила при гостях-индийцах протереть пол, за что получила замечание, ведь кроме «обслуги» в их понимании никто не должен этим заниматься даже у себя дома. Собственно, в этом и заключается кастовость – к примеру, слуга никогда не сможет выбиться в другую сферу деятельности, тем более в бизнес. Разве что в следующей жизни.


Опоздание поезда на несколько часов - норма. Фото: Alex Cheban, www.alexcheban.livejournal.com

Однажды я играла в знаменитой «Антилии» – в доме одного из богатейших людей мира, индийского бизнесмена Мукеша Амбани. Это здание высотой 173 метра могло вместить 60 этажей, но состоит всего из 27 – хозяин любит высокие потолки. Жилые помещения начинаются с девятого этажа. В этом доме проживает семья из шести (!) человек, а обслуживающий персонал – порядка 600 человек.

Что касается музыкальных компаний, где работала я, то там крутилось очень много денег. В свадебный сезон (ноябрь, декабрь, февраль и март) работать приходилось сутками. Зарплата музыканта в месяц может составлять от 1000 до 1500, иногда до 2000 долларов. При этом в таких компаниях приезжий ни за что не платит: ему оплачивают и перелет, и визу, и жилье, и даже еду. Но работать зачастую приходилось на износ.

Несмотря на то что заказчики-индийцы готовы почти на все ради нанятых работников, они всегда сначала попробуют обсудить неудобный для тебя вариант – вдруг прокатит? Это редко срабатывает, но они все равно будут настойчиво предлагать то, что выгодно им. В таких случаях необходима твердость, иногда даже злость, потому что на спокойную речь они не отреагируют – иногда на них нужно покричать. Только в этом случае есть шанс быть услышанным. В общем, индийцы – очень эмоциональные люди.

– Что еще можно сказать об индийцах?

– У них очень большие семьи. Например, у моего босса, который был моим другом, человек тридцать двоюродных братьев и сестер. Я была знакома со всеми. При этом семья – это не пустые слова, это не значит, что они собираются вместе раз в несколько лет. Все эти люди очень тесно общаются, друг друга поддерживают, вместе проводят время.


После наводнения. Фото: Anindito Mukherjee / Reuters, www.theatlantic.com

Еще у индийцев много разных жестов, которые отличаются от наших. Один из самых распространенных – дотронуться руками до лица, что считается знаком большого почтения, а до стопы – высочайшего уважения. Обычно такие жесты применяются по отношению к храму или к родителям. Вообще, они крайне почтительно относятся к старшим. Причем не только к родителям – это могут быть дяди, тети, даже младший брат не может перечить старшему.

Едят они на полу руками. Если ты гость, ты должен все попробовать. И в нашей стране что-то недоесть – это как-то неудобно, нам жалко выбросить еду. А там, если ты доедаешь до конца, это значит, что тебе либо не понравилось, либо ты ужасно голодный. Чтобы выразить свое восхищение и уважение, нужно что-то оставить на тарелке.

Индийцы очень любят Болливуд и все, что с ним связано. Для них это нечто большее, чем просто кино и музыка. Им не нужны никакие западные блокбастеры, классика или джаз – для них существуют только индийские песни и танцы. Стоит только начать играть, как они уже готовы пуститься в пляс, кричать и подпевать.


Антилия. Фото: businessinsider.com/nordic

В Индии очень уважительно относятся к музыкантам, даже более уважительно, чем к танцорам. Это связано с религиозными убеждениями: музыка, как и танец, является для индийцев своеобразной молитвой. Ко мне и вовсе было особое отношение, ведь я играю на флейте, на которой, по преданию, играл Кришна. Кроме того, в Индии я преподавала музыку, поэтому люди воспринимали меня как учителя, а поскольку знание для них священно, они относятся к преподавателям почти как к гуру. При этом в Индии множество ответвлений индуизма, примерно 15% составляют, как ни странно, мусульмане, затем идут христиане, сикхи, буддисты и джайны, но менталитет все равно остается единым для всех.

– Были ли моменты разочарования?

– Разве что от постоянных стрессов. К самим людям настолько привыкаешь, что уже не воспринимаешь их черты как недостаток, а просто учишься подстраиваться. Многие, к примеру, считают, что индийцы лживые. Я так не думаю. Они не врут – они просто громко и красиво мечтают. И сами искренне верят в свои мечты. К тебе может подойти какой-нибудь знакомый и с горящими глазами спросить: «А поехали завтра в Гималаи?» Тут же он начнет думать, где достать билет и как все это устроить. Назавтра он все забудет: «Что? Какие Гималаи?»


Большая семья обедает. Фото: Shreyans Bhansali, www.flickr.com

Еще они в принципе не умеют говорить «нет». Я не знаю ни одного индийца, который сказал бы: «Нет, этого не будет, я не дам тебе это», или: «Я не пойду на такие условия». Вместо этого они говорят: «Да, конечно, дорогая. Да, мы сделаем, сделаем». Со временем ты начинаешь различать разновидности этих «да»: когда «да» – это «да», когда это «нет», когда это «может быть».

Несмотря на все минусы, в Индию хочется вернуться – хотя есть другие страны, другие контракты, которые предоставляют куда более комфортные условия, да и зарплата там больше. В Индии есть что-то особенное. Мне кажется, это связано с атмосферой, энергетикой, которая исходит от индийцев. Они очень жизнелюбивые, добрые и искренние. Их можно сравнить с детьми, причем всех поголовно. За пять минут они способны засмеяться, заплакать и снова засмеяться. А еще тут все танцуют и поют – постоянно, везде.


Фото: Trevor Thompson, www.flickr.com

Когда ты привыкаешь к этому, ты отбрасываешь комплексы и просто начинаешь танцевать – вот прямо посреди улицы, услышав хорошую песню. Здесь это абсолютно нормально, на тебя никто не посмотрит косо. Наверное, это в Индии и подкупает – внутренняя свобода.



Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ