Как магазин по продаже пережженных кофейных зерен из торгового центра в Сиэтле превратился в крупнейшую в мире сеть кофеен Starbucks?
Многие из наших читателей наверняка многократно посещали кофейни Starbucks, причем успели в них побывать не только в столицах, но и за границей, от Парижа и Берлина до Турции и Таиланда. И везде перед глазами представала одна и та же картина: выпить дорогого и невкусного кофе сбегалась толпа покупателей. Может быть поэтому с января 2025 года, как пишет газета Wall Street Journal, корпорация будет вынуждена пойти на некоторые «репрессивные меры»: в американской сети кофеен запретят занимать столики и пользоваться туалетом без предварительного заказа/покупки. Это позволит освободить хоть немного пространства. Политика «открытых дверей», введенная в 2018 году, продержалась недолго. Согласно статистике за 2024 год, на данный момент Starbucks владеет 36 000 кофеен в 84 странах мира, что делает ее крупнейшей сетью кофеен в мире.
Общая капитализация компании в 2024 году достигла отметки 110,8 миллиарда долларов, а узнаваемость «зеленого бренда с русалкой» достигла уже 70 % (для сравнения, узнаваемость бренда McDonald's составляет 93 %, а бренда Coca-Cola – 94 %). Если подобное положение вещей будет сохраняться еще на протяжении нескольких лет, то скоро кофе станет популярнее бургеров. Почему так происходит?
Социальный философ, марксист и «возмутитель общественного спокойствия» Славой Жижек неоднократно делал Starbucks примером в рамках своей критики современного капитализма. Его мысль проста: я прихожу в Starbucks, и мне говорят, что кофе у нас, конечно, дороже и в целом не особенно вкусный, но зато вы получаете взамен непередаваемую атмосферу и «1 % от цены вашего кофе идет на помощь голодающим детям Гватемалы или на спасение тропических лесов». «Но я не хочу спасать тропические леса, я просто хочу получить чертов кофе и больше ни о чем не думать». Но такова парадоксальная природа капитализма. Оказалось, что людям до невозможности нужно свое «третье место», где можно укрыться и от домашних проблем, и от неприятностей на работе. И не важно, что там будут подавать дорогой и невкусный кофе, а помещение будет обставлено потертыми диванами, купленными на гаражной распродаже (как было при открытии одной из кофеен Starbucks на Манхэттене).
Может быть, в этом и кроется успех Starbucks?
Республика кофе
История Starbucks начинается в 1971 году в портовом городе Сиэтл, штат Вашингтон. Расположенный на дальней северо-западной окраине страны, на границе с Канадой, штат Вашингтон многими американцами воспринимается как «медвежий угол». Широкой публике данное место может быть знакомо как место действия фильмов «Неспящие в Сиэлте», «Твин Пикс» или киносаги «Сумерки». Начинать отсюда кофейную экспансию было бы, по крайней мере, странно.
Но сначала никто и не собирался завоевывать Америку или прививать американской нации кофейную культуру. Как бы забавно это сейчас ни звучало, но Америка 70-х годов еще не была «кофейной страной». Стаканчик кофе в руке еще не сопровождал вас повсюду. Большинство американцев пили по утрам за завтраком растворимый кофе из банки, а по дороге на работу можно было перехватить лишь стаканчик «кофейной жидкости», которую современные горожане иначе как «помоями» или «бурдой» бы не назвали. В погоне за длинным долларом торговцы сбывали населению кофе, приготовленный из дешевой и низкокачественной африканской робусты, разбавляя ею даже дорогие сорта. Робуста содержит много кофеина, она бодрит, но вкус имеет горьковатый, не насыщенный и не яркий. От подобного кофе ждут не наслаждения, а эффекта. Сегодня робуста занимает на рынке кофе около 20–30 %, в 70-е годы в США она доминировала. Отцы-основатели Starbucks же видели свою миссию в том, чтобы познакомить американцев с «настоящим кофе», правда, знакомить предполагалось не всех, а только избранных. Первый Starbucks задумывался и воплотился в жизнь как кофейная лавка по торговле кофе, чаем и специями. Чашечку кофе тут могли заварить только в том случае, если вы хотели попробовать тот кофе, который собираетесь купить. Итак…
В 1970 году трое друзей-кофеманов решают открыть свой кофейный бизнес. Хотя речь шла даже не о бизнесе в прямом смысле этого слова, речь шла о «клубе любителей кофе» на базе кофейной лавки. Можно сказать, что Starbucks придумали трое неудачников: учитель истории Зев Сигл, учитель английского языка и литературы Джерри Болдуин и малотиражный писатель Гордон Боукер. У всех троих было совершенно разное социальное происхождение: если Сигл был из интеллигентской семьи и сыном известного скрипача, родители Болдуина развелись еще в детстве, и ребенку приходилось постоянно переезжать с место на место, то Боукер вообще был полусиротой, его отец погиб на Второй мировой войне, а мать-одиночка еле сводила концы с концами. Познакомилась троица еще в студенческие времена и через десять лет после знакомства решила заняться кофейным делом. Объединяла трех гуманитариев, помимо общей юности, еще и нелюбовь к «мерзкому кофе». Троица была поклонниками кофе «премиум-класса». Стартовый капитал был крохотный – 9050 долларов. Каждый из сооснователей вложил в дело 1350 долларов, плюс 5000 долларов составил банковский кредит на развитие малого бизнеса.
Поскольку Сиэтл портовый город, а первый кофейный магазин планировалось открыть в торговом центре/городском рынке рядом с портом, то было принято решение как-то обыграть в названии и логотипе магазина морскую тему. Согласно «романтической версии» происхождения бренда Starbucks, свое название кофейный магазин получил в честь первого помощника капитана китобойного судна «Пекод» лейтенанта Старбака из романа Германа Мелвилла «Моби Дик, или Белый кит», ключевого произведения американского романтизма (хотя существует версия, что магазин хотели назвать «Пекод», но название «не легло на ухо»). На вывеске же первого Starbucks красовалась скопированная с норвежской гравюры XVI века сирена – с обнаженной грудью и раздвоенным хвостом. Первая эмблема Starbucks была еще не зеленой, а коричневой, под цвет кофе. Как позже говорил «первый император» Starbucks Говард Шульц: «Эта сирена с обнаженной грудью, в духе Рубенса, должна была быть такой же соблазнительной, как сам кофе».
Наставником трех дилетантов и «духовным отцом Starbucks» в самом начале данной истории был Альфред Пит, по сути, основатель современной американской кофейной культуры. Пит занимался импортом в США различных сортов арабики из Южной Америки и имел свою кофейню в Беркли, штат Калифорния. Сегодня арабика занимает на рынке около 70 % объема и выращивается в более чем 50 странах «кофейного пояса», от Бразилии и Колумбии до Кении и Гватемалы. В сортах арабики (которых квалифицировано более 500) содержится мало кофеина, зато кофе имеет сильный, яркий, насыщенный и разнообразный вкус. Альфред Пит и пытался привить своим покупателям понимание «разнообразия» кофе, ведь, как уже говорилось выше, на тот момент жители США думали, что кофе он и есть кофе, всегда один и тот же и одинаково противен на вкус.
При этом Альфред Пит был сторонником исключительно «темной обжарки» кофе, считая, что именно при такой обжарке и проявляется «истинный вкус и аромат кофе». В те времена в США кофе обычно подвергался «легкой обжарке», так как такой способ был более экономически выгодным – кофейные зерна сохраняли больше влаги и имели больше веса. Пит же высушивал зерна. Именно от Альфреда Пита Starbucks унаследовал это родимое пятно – обжаривать зерна до черна, думая, что только так можно приготовить «настоящий эспрессо». «Черная обжарка» не раз становилась объектом критики со стороны кофейных экспертов и аналитиков рынка кофе. Считается, что обжарка Starbucks «не способствует глубокому проявлению вкуса кофе и вместо этого разрушает глубокие нюансы вкуса». В общем, так готовить кофе могут только «варвары, ничего не понимающие в кофейном деле». В 2007 году даже случился казус: кофе от Starbucks оказался ниже в рейтинге кофеен быстрого обслуживания, чем кофе от McDonald's. Худшее оскорбление сложно себе представить.
Когда Starbucks открыл свою первую точку, то компания оказалась в уникальной ситуации: у них не было ни опыта, ни конкурентов. Первый Starbucks даже не имел собственной жаровни и закупал кофе у Альфреда Пита, по сути, выступая лишь в роли перекупщика кофе (в первоначальной линейке было представлено около 30 видов кофе с разных концов планеты, от Суматры до Кении, от Эфиопии до Коста-Рики). Для рядовых американцев, про которых шутили, что «они думают, что кофе появляется на свет из банки уже помолотым», посещение Starbucks становилось культурным шоком.
Через 9 месяцев Starbucks обзавелся вторым магазином и собственной жаровней, а кофейные зерна стал закупать напрямую у фермеров. С контактами помог тот же Альфред Пит, добрая душа, который видел в основателях «кофе с сиреной» не конкурентов, а единомышленников. Парадоксально, но Сигл, Болдуин и Боукер не думали над расширением своего бизнеса. Двое из них даже продолжали работать на своей основной работе, чтобы хоть как-то содержать себя. За прилавком же в магазине кофе и специй оставался один из основателей. При этом перед Starbucks лежала готовая к завоеванию Америка, совершенно девственный рынок, который только и ждал, чтобы на каждой улице каждого города могла появиться уютная и красивая кофейня. Чтобы понимать микроскопические масштабы кофейной индустрии дорейгановской Америки, достаточно сказать, что к 1981 году, когда в Сиэтле открылось уже 5 магазинов Starbucks, эти магазины составляли 3 % рынка кофеен США! То есть на всю Америку приходилось около 166 специализированных кофеен и кофейных магазинов. Смотря на эти цифры, понимаешь, что основатели Starbucks в чем-то похожи на братьев Макдональд, которые, придумав революционную технологию быстрого питания, боялись выходить за пределы своего первого ресторана, неохотно продавая франшизы и не желая расширяться. Но в итоге за каждым первооткрывателем приходит человек, который отбирает его бизнес для того, чтобы превратить его в глобальную империю! За братьями Макдональд пришел торговец мультимиксерами с рук Рэй Крок, за гуманитариями из Starbucks – продавец посуды Говард Шульц…
От республики к империи
Биография Говарда Шульца типична для первых нескольких сотен списка Forbes. Будущий «император» самой крупной в мире кофейной империи родился 19 июля 1953 года в бедной еврейской семье в Бруклине. Родители кое-как сводили концы с концами, и все детство Говарда было похоже на один сплошной фильм Вуди Аллена. Мальчик рано начал работать, причем, прежде чем поступить в Мичиганский университет, он успел сменить множество профессий – от разносчика газет до «растягивателя» шкурок. В 1975 году, когда Starbucks существовал на свете уже четыре года, Шульц окончил бакалавриат по специальности «коммуникация» и отправился тянуть лямку в отделе продаж корпорации Xerox. К моменту, когда в 1981 году пути Шульца и Starbucks пересеклись, будущий мировой «коуч по кофе» трудился в шведской компании по производству посуды и бытовой утвари со сложным названием Hamamaplast. Здесь Шульц заметил аномалию в статистике: одна кофейня в Сиэтле заказывала больше ручных кофеварок, чем сеть универмагов Macy's (в то время как вся Америка давно перешла на электрические кофеварки, несмотря даже на то, что кофе в них часто выкипал и портился). Так же как в свое время Рэй Крок заметил, что маленький калифорнийский ресторанчик братьев Макдональдов заказал у него сразу шесть мультимиксеров вместо одного и отправился посмотреть на «чудо чудное и диво дивное», так же и Говард Шульц специально поехал в Сиэтл, чтобы лично посмотреть на Starbucks. В этот момент мировая история изменилась, и человечество встало на путь приобретения еще одной стимулирующей привычки – пить много кофе! Ведь сегодня среднестатистический покупатель Starbucks посещает кофейню в среднем 18 раз в месяц.
В Starbucks Шульцу налили «самый крепкий кофе в его жизни», «добавлять сахар или молоко в который было бы кощунством». Аромат черно-черного кофе настолько вскружил Шульцу голову, что он отказался от работы продавца посуды с годовым доходом в $75 000 и примерно год уговаривал отцов-основателей сети кофейных магазинов взять его на должность директора по продажам c в два раза меньшей зарплатой. Наконец-то в 1982 году мечта Шульца сбылась, и он принялся за реформирование Starbucks.
Для того чтобы грамотно реформировать кофейный бизнес, нужно вдохновение. А за вдохновением надо ехать на «родину кофеен» – в Италию. Именно здесь в 1640 году венецианцы, скопировав турецкий опыт, открыли первую кофейню в современном смысле этого слова. Уже в 1983 году, оказавшись в Италии, Говард Шульц полностью пересмотрел свой подход к продаже кофе.
Если в Штатах «чашка кофе» являлась атрибутом стандартной закусочной у дороги, то в Италии кофейня – это «родной дом, куда хочется возвращаться снова и снова», «где бариста знает вас по имени, знает ваши проблемы и радости». Из этого понимания вытекает разумный вопрос: почему Starbucks продает кофе в пакетах, кофеварки, кофемолки, фильтры, но не продает сам кофе, то есть «кофе в чашке»? Вернувшись в Сиэтл, Шульц задал этот вопрос отцам-основателям: почему мы продаем кофе, но не варим его? К тому же стоит заметить, что с собой в США Шульц привез рецепты капучино и латте, по сути, познакомив Америку с этими двумя видами кофе. Но основатели Starbucks противились переменам. Они хотели и дальше оставаться маленькой уютной сетью кофейных магазинов и не хотели превращаться в ресторан. Шульц же смотрел в будущее и видел всемирную сеть кофеен. Сначала ему удалось уговорить Зева, Джерри и Гордона разрешить ему открыть в Сиэтле два «эспрессо-бара», где можно выпить чашечку «настоящего кофе», назначить свидание или деловую встречу. Но дальше этого дело не пошло, хотя посещаемость первых кофеен Starbucks была хорошей. Но основатели Starbucks не думали о построении империи, они «просто любили хороший кофе», ведь «если посетителей станет слишком много, мы уже не сможем помнить их всех по именам».
Поэтому в 1985 году Говард Шульц уходит из Starbucks и основывает свою сеть «итальянских» кофеен «Il Giornalе» («Ежедневная»). Деньги на запуск своего бизнеса, в целом скромную сумму в размере 1,7 миллиона долларов, пришлось искать больше года.
Никто из инвесторов не верил, что «американцы научатся наслаждаться эспрессо как итальянцы». А также никто не верил в то, что средний американец будет платить $1,5 за чашку кофе. После слов Шульца, что «однажды вместо “чашка кофе” будут говорить “чашка старбакс”», его обычно поднимали на смех. Как бы забавно ни звучал этот факт, но первым инвестором сети кофеен Шульца выступил Starbucks. Отцы-основатели поверили в идею Шульца, просто сами хотели заниматься сугубо продажей кофеварок и кофейных мешков. Сначала все шло хорошо: в залах играла итальянская опера и джаз, покупателей встречал улыбающийся бариста в белой рубашке с бабочкой, на брусьях висели свежие газеты. Однако – не было столиков. В целом кофейная сеть Шульца пользовалась большим успехом, число посетителей быстро выросло с 300 до 1000 человек в день, третья кофейня была открыта в Канаде (Ванкувер), чтобы придать бизнесу «международный флер». Исправлять же ошибки приходилось на ходу. Например, все же поставить столики, так как выяснилось, что американская нация еще не привыкла «брать кофе с собой». Но в целом идея Шульца работала, и бизнес процветал. Дела же у Starbucks в это время шли не очень хорошо. В 1984 году отцы-основатели купили компанию своего учителя Альфреда Пита Peet's Coffee & Tea in Berkeley. И эта покупка утопила Starbucks. Бизнес стал буксовать, а руководители – разрываться между двумя составляющими одной компании, расположенными к тому же в разных городах. К тому же в 1986 году мороз в Бразилии погубил большую часть урожая зеленого кофе, цены на зерна взлетели, американцы стали покупать меньше кофе, и Starbucks покатился к банкротству. Поэтому в 1987 году трое кофейных романтиков приняли решение продать Starbucks Говарду Шульцу… Так началась всемирная история Starbucks. Маленький кофейный магазин сделал первый шаг к превращению в одну из самых дорогих транснациональных корпораций.
Кофейная империя
Купив Starbucks, Говард Шульц объединяет два своих бизнеса под одним зонтиком и общим названием «Starbucks». Теперь Starbucks стал и кофейный магазин, и сеть кофеен одновременно, что-то среднее между лавкой и рестораном. Шесть кофейных магазинов превратились в семнадцать кофеен. Первоначально Шульц применил франчайзинговую модель McDonald's, продавая франшизы на Starbucks, но уже через год пустил собранные деньги на создание собственной сети кофеен. И по сей день число кофеен Starbucks, открытых по франшизе, значительно меньше, чем число оригинальных кофеен. Starbucks принципиально не занимается франчайзингом. Можно сказать, что Starbucks – McDonald's наоборот, так как Шульц всегда считал, что контролировать процесс приготовления кофе намного сложнее, чем процесс сборки гамбургера.
В 1988 году Starbucks владеет уже 33 кофейнями, в 1989 году – 55 кофейнями, в 1990 году – у сети уже 84 точки. То, что Шульц выбрал верный путь, говорил еще и тот факт, что стали появляться кофейни-конкуренты, копировавшие дизайн и пытавшиеся перенять дух Starbucks. Первое же, с чего начал Шульц, – смена логотипа. Эмблема стала «более дружелюбной»: коричневый цвет был заменен на зеленый, изображение сирены централизовано, голая грудь прикрыта волосами, а на ее животе неизвестно откуда появился пупок.
Как только Шульц перенял управление Starbucks, перед ним тут же встала проблема ликвидности. А ведь новый хозяин планировал не просто оставаться на плаву, а агрессивно расширяться. А делать это за счет текущей прибыли невозможно. Для открытия новых кофеен нужны стартовые инвестиции, банально, чтобы купить помещение, отремонтировать его, закупить инвентарь и нанять людей. Поэтому в 1990 году Шульц принялся собирать пул инвесторов, который согласится профинансировать строительство его кофейной империи. На дворе стояли времена IT-капитализма, и никто не верил, что можно сделать большие деньги на продаже дорогого и невкусного кофе. Говард Шульц явно не был похож на Стива Джобса. Однако для первоначального рывка удалось собрать 13,5 миллиона долларов. На что пошли эти деньги? Шульц настаивал на трех вещах: нужна грамотная команда менеджеров и пиарщиков, которая напишет план масштабирования компании; необходим новый обжарочный завод, который будет доставлять кофе под маркой Starbucks во все уголки Америки; необходимо создание компьютерной системы, которая будет отслеживать процессы во всех новых точках Starbucks и следить за качеством кофе. Шульц выступал за централизацию и строил вертикально-интегрированную компанию, отметая услуги подрядчиков и субподрядчиков. Кофе продолжал напрямую закупаться у фермеров, список поставщиков рос. При этом Шульц старался, чтобы все «фишки» Starbucks, которые были придуманы отцами-основателями, сохранились при масштабировании. Личное знакомство баристы с каждым клиентом превратилось в написание вашего имени на стаканчике, а проблему потери качества кофе при транспортировке из одного уголка Америки в другой решили при помощи вакуумной упаковки, ведь кофе по-прежнему производился на единственном заводе в Сиэтле.
Позже в линейке Starbucks со временем появился и растворимый кофе собственного изобретения. И хотя Шульцу предсказывали отток «аудитории», на деле оказалось, что невкусный растворимый кофе ничем не отличается по вкусу от невкусного зернового кофе.
За два года агрессивного расширения Starbucks набрал в себе достаточно сил, чтобы в 1992 году выйти на IPO (на первоначальное размещение акций) на фондовой бирже Нью-Йорка. В активе компании было 165 работающих кофеен и 21 год работы. В итоге в первый день торгов акции Starbucks выросли в цене с $17 до $21, а к концу квартала – до $33 за акцию. Общая капитализация компании оценивалась в $271 миллион долларов. Продав на бирже пакет размером в 12 % акций, Starbucks выручила $25 миллионов долларов на следующий этап расширения. Именно в этот момент расширение Starbucks становится лавинообразным. На протяжении 90-х годов корпорация открывала больше одной кофейни в день (!), то есть более 400 точек в год! Starbucks появляется буквально на каждом перекрестке Америки! Посмотрите за динамикой: 1993 год – 172 кофейни, 1994 год – 355, 1995 год – 677, 1996 год – 1015, 1997 год – 1412, 1998 год – 1886, 1999 год – 2498, 2000 год – 3501. Starbucks выходит за пределы Америки и начинает завоевывать мир, начав, правда, не с Европы, а с Азии и Ближнего Востока: Япония, Сингапур, Китай, Южная Корея, Тайвань, Таиланд, Гонконг, Малайзия, Новая Зеландия, Австралия, Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Ливан. Единственной европейской страной, которая удостоилась внимания Starbucks, оказалась Великобритания. Но даже после столь успешных 90-х годов банкиры и инвесторы не верили, что подобные темпы роста получится удержать в будущем. Не сомневался только Говард Шульц, он видел себя кофейным монополистом мира.
На самом деле модель геометрического роста сети Starbucks покоится на трех китах, и крупные объемы ликвидности, влитые в систему, – это лишь один из них. Второй кит – это особое отношение к персоналу, резко снижающее текучку кадров. Третий кит – своеобразная рекламная стратегия, благодаря которой Starbucks и добился 70 % узнаваемости бренда.
Только возглавив Starbucks в 1987 году, Говард Шульц стал продвигать философию, что персонал компании и ее покупатели – одна семья, ведь кофейня Starbucks – это то самое место, куда можно прийти отдохнуть от своих проблем дома и на работе.
В интервью «Гарвард Бизнес Ревью Россия» в 2010 году Говард Шульц упомянул одну историю, характеризующую его видение общности Starbucks: «Официантка из Такомы каждый день обслуживает одну посетительницу, и они подружились. Официантка замечает, что новая приятельница плохо выглядит. Набравшись смелости, она спрашивает: “У вас что-то случилось?” Женщина отвечает: “Если мне не сделают пересадку почки, я умру”. И происходит чудо: оказывается, официантка подходит в качестве донора. И она отдает свою почку. Это что-то невероятное. Я поехал в Такому, чтобы познакомиться с ней».
Несмотря на вполне стандартную, если не сказать, низкую зарплату для сектора общепита, работники Starbucks (если работают от 20 часов в неделю) имеют право на медицинскую страховку (что для США немаловажно). Также постоянные сотрудники корпорации перед выходом Starbucks на IPO получили опционы компании (1 опцион – 12 % годовой зарплаты), став тем самым не нанятым персоналом, а партнерами Starbucks. Это рождает чувство сопричастности. А опционы потом могут превратиться в автомобили и собственные дома. От этих двух нововведений Шульц не отказывался даже в период кризиса 2008–2009 годов, когда кофейная сеть, чтобы сократить издержки, была вынуждена закрыть 900 кофеен из 17 000. Благодаря всему вышесказанному текучка кадров в Starbucks в 5 раз ниже, чем в среднем в секторе общественного питания. Если обычно текучка составляет 400 % (то есть за год за кассой могут смениться 4 разных работника), то в Starbucks – 65 %. Это выгодно, так как обучение нового сотрудника в итоге выходит дороже, чем соцпакет для постоянного работника.
Что же касается новой модели рекламного продвижения, то тут Шульц всегда выступал против лобовой атаки на потребителя, предпочитая не обрушивать на кофеманов рекламу в духе «ТОЛЬКО В STARBUCKS ВЫ СМОЖЕТЕ ПОПРОБОВАТЬ САМЫЙ ВКУСНЫЙ КОФЕ НА ПЛАНЕТЕ». Шульц предпочитал рекламу в стиле «сарафанного радио», чтобы Starbucks просто превратился в часть жизни каждого горожанина, постоянно мелькая где-то на заднем плане. Киноманы подсчитали, что на данный момент скрытая и нативная реклама Starbucks разной степени интенсивности присутствует в 89 голливудских фильмах, снятых с 1997 по 2022 год: от «Парка Юрского периода» и «Темного рыцаря» до «Бойцовского клуба» и «Дьявол носит Prada». Почти в каждом фильме присутствует или «сцена в кофейне», или в кадре мелькает узнаваемый стаканчик с русалкой. Первым же фильмом с подобной рекламой считается вышедшая в 1996 году на экраны мелодрама «Майкл» с Джоном Траволтой в главной роли.
Знаменитый же киноляп, когда стаканчик Starbucks оказался забыт в кадре четвертой серии 8-го сезона «Игры престолов», принес корпорации Starbucks 2,3 миллиарда долларов (именно на такую сумму подорожали акции корпорации на бирже на фоне шумихи, поднятой в социальных сетях, ведь данный казус попал буквально во все новости и стал основой для сотен мемов). Самое забавное в данной истории, что забытый в кадре стаканчик был стаканчиком не Starbucks, а ирландской компании Paper Cup. Но зрители «узнали» в нем Starbucks.
* * *
Сегодня история Starbucks продолжается, хотя Говард Шульц уже отошел от управления компанией (первый раз – в 2000 году, второй раз – в 2018 году). В нулевые годы кофейная империя захватила одну за одной страны Европы, от Дании, Кипра и Румынии до Франции, Турции и Нидерландов, и добралась до России (2007 год). Сегодня Starbucks закупает порядка 4 миллиардов пластиковых стаканчиков в год (и это только для «кофе с собой»). Выручка компании за 2023 год составила $35 миллиардов, чистая прибыль – $4 миллиарда. Чашка кофе Starbucks стала настолько глобальным явлением, что в 2004 году журнал The Economist ввел так называемый «индекс Starbucks», который наравне с придуманным в 1986 году «индексом Big Mac» по стоимости чашки кофе и большого гамбургера из McDonald's определял состояние экономики той или иной страны. Согласно данным 2023 года, самыми дорогими странами по стоимости чашки кофе Starbucks являлись Швейцария, Дания, Финляндия и Гонконг, а самыми дешевыми – Турция, Бразилия, Египет и Перу. Россия, когда последний раз попала в рейтинг Starbucks (2022 год), заняла в нем 11-е место, аккурат между Италией и Кипром, что, мягко говоря, не отражало реальной ситуации в российской экономике и говорило о ее существенном перегреве (спрос опережал предложение, а рост ВВП опережал собственный потенциал экономики). Кофе Starbucks тогда в России стоил $2,91, хотя должен был стоить минимум в два раза дешевле. Но это уже другая история…
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.