Государство – это не ты: как решают еврейский вопрос

В известном анекдоте о противоречивом отношении к национальным меньшинствам в России спрашивают: «Как называют еврея, получившего Нобелевскую премию по литературе?» и отвечают: «Великий русский писатель». Когда Иосиф Бродский приехал в Стокгольм получать Нобелевскую премию, еще в аэропорту журналисты спросили его о национальности. «Я еврей», – был ответ. Для гражданина Америки, пишущего на русском языке и принципиально отказавшегося от эмиграции в Израиль, еврейский вопрос был нелегким. Этим же вопросом последовательно задавались российские правители. И не находили ответа.

Чехарда русских царей

Российская власть долгое время была не слишком озабочена еврейской политикой, поскольку евреи страну фактически не населяли, и это даже не гипербола. Позаимствовав у Византии религию, Россия разделила и неприятие еврейского народа. Князья и цари запрещали евреям селиться на русских землях, изредка смягчая запреты для торговой сферы. Есть легенда, что, взяв Полоцк, Иван Грозный приказал утопить 300 евреев, не принявших православие. Немногочисленных евреев, которым выпало «в Империи родиться», изгнали из страны в 1742 году указом «О высылке как из Великороссийских, так и из Малороссийских городов, сел и деревень, всех Жидов». Речь идет о притеснении не по национальному, а по конфессиональному признаку. Еврей, перешедший в православие или лютеранство, уравнивался в правах с остальными – таких называли «выкрестами».

В XVIII веке Российская Империя участвовала в разделах Речи Посполитой. Забрав себе польские территории, она получила и самую большую долю евреев в мире – почти половину. По данным переписи 1897 года, с учетом Царства Польского количество евреев в империи составляло 5,2 млн человек (4,2 % всего населения страны). Именно в этот период и возник «еврейский вопрос» – проблема положения евреев в обществе, актуальная и для других европейских стран. В Германии, например, ограничивались места поселений и круг занятий евреев, строго контролировалось количество браков и рожденных детей. В Греции евреи жили под постоянной угрозой погромов. Первыми права, равные с остальными жителями, получили французские евреи после Великой Французской революции. Великобритания освободила евреев от дискриминации в 1858 году, Италия – в 1870-м.


Фото: timesofisrael.com

Отношение Романовых к евреям поначалу было довольно лояльным, но очень быстро миролюбивая политика уступила место откровенно антисемитским настроениям. Наиболее ярко они проявились в существовании черты постоянной еврейской оседлости: ограниченной территории, внутри которой по закону Российской Империи разрешено было жить иудеям. Въезжать в другие регионы евреям запрещали, как и обучаться в университетах, заниматься торговлей, поступать на службу. Черту оседлости ввели в 1791 году, в нее входили Малороссия, Новороссия, Крым и провинции, присоединенные после раздела Польши. Территории существовали автономно и между собой связаны не были. Евреи из «российской» черты оседлости не могли переселяться в Польшу, и наоборот. Екатерина II считала, что возвращение евреев в Россию «могло бы сделать большой вред мелким торговцам» (письмо Дидро от 1773 года). Императрица обложила евреев двойной податью по сравнению с христианами.

Ее внук Александр I, взойдя на престол, первым делом создал Негласный комитет – объединение молодых дворян, разрабатывающих новые законопроекты. В Петербурге начал работать Еврейский комитет, туда пригласили и самих евреев. Между властью и национальным меньшинством впервые возник диалог. Либеральность Александра демонстрирует Положение о устройстве евреев 1804 года – это первый официальный акт, регулирующий статус евреев в Российской Империи. Документ включал Астраханскую и Кавказскую губернии в черту оседлости. Регламентировалось, что евреи пользуются «покровительством законов наравне со всеми другими русскими подданными». Им разрешалось приобретать собственность в пределах черты оседлости, нанимать рабочих, открывать фабрики. Детям евреев дозволялось обучение во всех российских народных училищах, гимназиях и университетах. Государство больше не препятствовало созданию собственных еврейских школ.

Александр II, отменивший крепостное право, попытался смягчить положение евреев. При нем от черты оседлости освободили выпускников вузов, магистров и докторов наук, ремесленников, купцов I и II гильдий – они могли жить где угодно. В 1880 году в циркуляре от 3 апреля министр внутренних дел предписал «не выселять евреев, незаконно поселившихся вне зон черты оседлости, до пересмотра законов». Исторически это трактуют как подготовку к полной отмене черты оседлости, но 1 марта 1881 года царя убили. Проект Конституции остался неподписанным. К власти пришел Александр III, один из самых яростных антисемитов династии Романовых. По России прокатилась волна еврейских погромов. В 1886 году была введена numerus clausus для учебных заведений – «трехпроцентная норма», допустимое число евреев среди учащихся: в черте оседлости – не более 10 %, на остальной территории России – не более 5, а в Москве и Санкт-Петербурге – не более 3 %.

Сергей Витте, служивший премьер-министром при Александре III, видел связь между еврейским вопросом и судьбой монархии: «Я убежден в том, что, покуда еврейский вопрос не получит правильного, неозлобленного, гуманного и государственного течения, Россия окончательно не успокоится».


Равноправие недопустимо

К концу XIX века евреи оставались девятым по численности народом России, и проблему, связанную с ограничением их прав, следовало решить. Премьер-министр Петр Столыпин предложил Николаю II законопроект об отмене запрета евреям на проживание, но император от реформы отказался. Его нерешительность связана в том числе с распространением антисемитских настроений в государстве. «Союз русского народа», массовая монархическая организация, открыто выступала против евреев. «Союз имени Михаила Архангела», другая правая партия, в своей программе указывала, что еврейский народ действует «в целях ослабления единого Государственного целого». Партия «Всероссийский национальный союз» провозгласила: «Равноправие евреев недопустимо». Попытки Столыпина смягчить еврейскую политику правые партии считали предательством. В России снова начались еврейские погромы: в Николаеве – в 1899 году, в Кишиневе – в 1903-м, в Белостоке – в 1906-м. В Кишиневском погроме было убито 42 человека и свыше 500 ранено. Доходило до откровенного издевательства: депутат Думы Николай Марков предлагал создать специальные воинские части для евреев, чтобы в случае необходимости «ставить их вперед». Государственная дума первого и второго созывов не пыталась решить еврейский вопрос, его тормозили еще на этапах рассмотрения. Но третий созыв сделал антисемитизм почти центром своей политики. Во многом это объяснялось делом Бейлиса.


В марте 1911 года в Киеве нашли обескровленный труп мальчика Андрея Ющинского. Трагедия произошла незадолго до еврейской Пасхи, и на похоронах правые организации распространили агитационные листовки – они обвиняли в убийстве евреев, которые якобы добавляют кровь христиан в мацу, традиционную лепешку. (Это живучий миф: Тора запрещает употреблять в пищу любую кровь. – Ред.) Черносотенцы (собирательное название крайне правых организаций) просили министра юстиции рассмотреть дело о ритуальном убийстве, студенты требовали выслать из Киева всех евреев, газеты и депутаты Государственной думы соревновались в наиболее драматичном описании событий, выставляя преступление политическим и конфессиональным.

По подозрению в совершении преступления задержали еврея Менделя Бейлиса, приказчика с кирпичного завода. Против него не было никаких улик, Бейлис даже работал по субботам, что строго запрещено в иудаизме. После его обвинения писатель Владимир Короленко составил протест «К русскому обществу», под которым подписались деятели культуры. В защиту Бейлиса выступал и публицист Василий Шульгин. Депутат Василий Маклаков приехал в Киев, чтобы быть адвокатом подозреваемого, и произнес в суде пламенную речь: «Этот приговор не забудется, не изгладится, и в России будут вечно помнить и знать, что русский суд присяжных, из-за ненависти к еврейскому народу, отвернулся от правды». Присяжные признали Бейлиса невиновным, но в то же время назвали убийство ритуальным, оправдав одного еврея и де-факто обвинив всех остальных.


Мендель Бейлис (в чёрном пальто). Фото: morebrainpoints.blogspot.ru

Через несколько месяцев после убийства Ющинского и последовавшего за ним раскола в обществе юноша еврейского происхождения Дмитрий Богров убил в Киеве премьер-министра Петра Столыпина. Государственная дума IV созыва собралась в 1912 году, по партийному соотношению она была почти наполовину правой, то есть антиеврейской.

«Кровавый навет» – необоснованные обвинения в ритуальных убийствах и жертвоприношении – часто используется в судебной практике. Евреев обвиняли в ритуальных убийствах также в Гродненском (1816–1830) и Велижском (1823–1835) делах.

Парадоксально, но спасением для евреев стала Первая мировая война. Многие еврейские территории оказались прифронтовыми зонами, откуда во внутренние губернии России перевезли 250–350 тыс. жителей. Циркуляр министерства внутренних дел от 1915 года разрешил евреям временно останавливаться во всех поселениях страны, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга, Ялты и Царского Села.

Но юридически черту оседлости отменило только Временное правительство: сначала упразднили процентную норму в учебных заведениях, потом разрешили получать офицерские чины в армии. В ночь с 20 на 21 марта 1917 года черта исчезла официально. Еврейские организации, которые участвовали в разработке постановления, настояли на исключении из него терминов «черта оседлости» и «евреи», указ назвали просто «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений». К тому времени – с 1881 по 1914 год – из России только в США эмигрировали 1,5 млн евреев.


Фото: wiki

Страна советует уехать

После Февральской революции многие евреи активно включились в политическую жизнь зарождающейся державы. Григорий Зиновьев, Лев Каменев, Лев Троцкий и Моисей Урицкий занимали верховные управленческие посты. В 1930 году ЦИК РСФСР принял постановление «Об образовании в составе Дальневосточного края Биробиджанского национального района». Через четыре года район получил статус Автономной Еврейской национальной области. До сих пор это единственное, помимо Израиля, еврейское государственное образование.

С приходом к власти Иосифа Сталина положение евреев в обществе пошатнулось. Это связано и с личным антисемитизмом политика, и с курсом партии на поддержание титульных наций республик, и с настроениями общества. После 1948 года евреев стали удалять с руководящих должностей и из учебных заведений. Резко сократилось количество публикаций на идише и иврите. В Алтайском крае проходили антиеврейские беспорядки, власти Крыма прямо говорили: «Крым должен быть русским». «Черная книга» Ильи Эренбурга и Василия Гроссмана с описанием зверств, совершенных над евреями в годы Второй мировой, не публиковалась. Началось «дело врачей»: евреев-медиков обвинили в связи с международной еврейской организацией и получении от нее финансирования.

Иосиф Бродский вспоминал то время: «Всех евреев должны были выселить из Ленинграда. Из Ленинграда и Москвы. Только что прошло дело врачей. Хотя процесс и не состоялся, но были все эти ужасные обвинения и антисемитская кампания в прессе. <…> В газетах собирались опубликовать письмо, подписанное выдающимися людьми еврейской национальности, в котором они должны были признать, что евреи скомпрометировали себя и должны уехать, чтобы искупить свою вину. Была уже выделена автономная область возле границы с Китаем. Это не произошло только благодаря смерти Сталина».


Смерть Иосифа Сталина, действительно, спасла евреев от новых притеснений. Многие из них эмигрировали. Способствовало этому появление на карте нового государства – Израиля. Третью волну эмиграции принято называть интеллигентской (то есть диссидентской) или национальной (то есть еврейской). Из Советского Союза вынужденно уехали многие деятели искусства, притесненные режимом: Сергей Довлатов, Эдуард Лимонов, Александр Генис, Петр Вайль, Иосиф Бродский, Михаил Барышников, Борис Меттер. Родители Сергея Довлатова при рождении записали его в паспорте как армянина, и перед эмиграцией он доказывал свои еврейские корни.

Несмотря на общественный резонанс и частое упоминание в книгах, достоверных свидетельств существования плана по депортации евреев после «дела врачей» не существует.

К началу 2003 года иммигранты из СССР и СНГ составляли 21 % еврейского населения Израиля, формируя в стране постсоветскую общину. В Еврейской автономной области в наши дни проживает менее 1 % евреев, но в регионе все еще выпускаются газеты на идише и иврите. Для Советского Союза Еврейская АО выполняла роль буферной зоны, «ограждая» страну от угрозы со стороны Китая и Японии. Сегодня малочисленность титульной нации вызывает дискуссии вокруг самого существования субъекта с таким названием.

На территории Российской Империи проживала половина всех евреев мира, в довоенном СССР – около 30 %, в послевоенном – 18 %. К концу XX века в Российской Федерации осталось 3 % этноса. Американский еврейский комитет, учитывая темпы демографического спада и процесс эмиграции, прогнозирует, что к 2100 году евреев в России не останется.

Фото: Карикатура 1905 г. о преследовании евреев, в том числе – в результате Кишиневского погрома 1903 г. timesofisrael.com

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ