Горячая зима

В отличие от зимы календарной, настоящая зима на большей части территории России начинается в ноябре и заканчивается лишь в апреле. Чем занять себя эти полгода? Конечно же, активным отдыхом!

У наших северных соседей – скандинавов одним из самых популярных видов зимних развлечений, после игры в снежки, а также катания на лыжах и сноубордах, стала езда на снегоходах. Но это у них, а у нас снегоходы берут не столько для развлечения, сколько для дела.

На российском рынке снегоходов самым востребованным является сегмент утилитарных моделей – «рабочих лошадок», покупаемых в основном заядлыми охотниками и рыбаками. Здесь на первое место выходят надежность, «тяговитость» и, конечно же, цена снегохода. Но, совместив эти три параметра, как правило, уже не приходится думать о хорошей управляемости или современной конструкции «утиля».

На этом фоне приятным исключением является канадская модель Ski-Doo Thundra LT550F, построенная на платформе Rev-XU. Главные достоинства этой платформы – низкая масса и высокая жесткость рамы, а также оптимальная посадка водителя, обеспечивающая отменную маневренность и устойчивость снегохода. Будучи формально утилитарной моделью, новая «тундра» имеет все повадки спортивных снегоходов Rev-семейства. Не удивительно, что при цене менее 10 тыс. долларов этот «снежик» оказывается одним из лучших предложений в классе.

Причем не только по финансовым соображениям, но и потому, что для такой техники нужен подходящий тягач (внедорожник с прицепом, полноприводный пикап или мини-вэн), а также место для хранения. А если нет ни того, ни другого, и при этом хочется съездить на зимнюю рыбалку или охоту? Ответ на этот вопрос был найден российским умельцем Анатолием Фомичевым еще в 1975 году. Из запчастей от снегохода «Буран» и двигателя от бензопилы «Дружба» он соорудил мотобуксировщик – гусеничную тележку, тянущую за собой груз по принципу собачьей упряжки.

На рубеже XXI века российские же предприниматели довели эту оригинальную задумку до серийного производства, наладив выпуск мотобуксировщиков под марками «Рекс» и «Райда». Эти модели, в народе называемые «мотособаками», мало чем отличаются друг от друга, да и цены их сопоставимы – базовая версия с китайским мотором обойдется менее чем в 60 тыс. рублей – вдвое дешевле самого доступного отечественного снегохода. Помимо привлекательной цены и небольших габаритов мотобуксировщика (его можно перевезти в обычной легковушке), у этой разработки есть и другие достоинства: экономичность, легкость в обслуживании, а также то, что для управления не требуются права и регистрация в Гостехнадзоре.

Из запчастей от снегохода «Буран» и двигателя от бензопилы «Дружба» был сооружен первый мотобуксировщик

В то время как в нашей стране разворачивалось производство «мотособак», по другую сторону океана американской компанией Mattracks был выпущен первый в мире зимний мотосноуборд, получивший название Powerboard. Данный аппарат сделан по тому же принципу, что и российский мотобуксировщик, только здесь водитель не едет за гусеничной тележкой, а стоит на ней.

Управляется эта «доска» точно так же, как обычный сноуборд – за счет смещения центра тяжести пилота, поэтому быстрая езда на ней требует соответствующего мастерства и щекочет нервы не хуже, чем спуск с крутого склона. В качестве опции для мотосноуборда предлагаются сани-волокуша, позволяющие использовать его не только для увеселительных покатушек, но и в качестве транспортного средства для рыбалки/охоты. Кстати, обойдется американский Powerboard ненамного дороже российской «мотособаки».


Неплохой зимний «фан» можно получить и за рулем обычного квадроцикла, но только если под его колесами будет неглубокий или плотный слежавшийся снег. На рыхлой снежной целине «квадрику» делать нечего – из-за высокого удельного давления колес на снег он в два счета сядет на брюхо. Решить эту проблему можно, заменив колеса на... легкосъемные гусеницы. Как показала практика, гусеничный ATV по маневренности и проходимости превосходит любой снегоход! Правда, подходит такой привод не для всех ATV, а только для полноприводных модификаций.

Существует несколько компаний, специализирующихся на выпуске гусеничных приводов, причем не только для квадроциклов, но и для автомобилей и даже колесной строительной техники! Но среди производителей «квадриков» выпуском подобных «траков» занимается только канадская Can-Am – «дочка» концерна BRP. Разработанная инженерами Can-Am система Apache идеально подходит для ATV этой марки, обеспечивая высокую проходимость без снижения ресурса «начинки» квадроцикла. При этом стоимость «фирменного» привода Apache ATV Track System на уровне «неоригинала» – порядка 200 тыс. рублей за комплект, установить который можно самостоятельно менее чем за час.


Раз гусеничным приводом можно оснастить квадроцикл, почему то же самое не проделать с велосипедом? Похоже, именно так рассуждали конструкторы канадской компании Ktrak Cycle, создавая велосипед для езды по снегу. Используя алюминиевые рычаги, колеса из упрочненного нейлона и армированную полиуретановую ленту с грунтозацепами, они создали простой, но достаточно эффективный гусеничный привод, который можно поставить практически на любой современный велосипед.

Обойдется такая гусеница в четыре сотни долларов без учета стоимости доставки, плюс к этому нужно будет прикупить лыжу, которая устанавливается вместо переднего колеса, а это еще почти полторы сотни «вечнозеленых». Гусеничный привод Ktrak выпускается в трех вариантах: для велосипедов с колесами на 20, 24 и 26 дюймов. «Зимний комплект» достаточно легок: после его установки масса байка увеличивается всего на 2,5 килограмма. Но у этой системы есть и существенный минус, заложенный в конструкции самого велосипеда: из-за небольшой ширины гусеницы в глубокий снег на лыжепеде лучше не соваться.

Одним из хитов мировых зимних курортов в этом году может стать норвежский снегокат North Legion Snow Moto Cross (SMX). Несмотря на присутствие в названии слова «мото», у этого аппарата нет двигателя, и ездить на нем можно только вниз по склону. Но зато благодаря наличию уникальной качающейся задней подвески его пилот сможет выписывать самые сложные элементы скоростного слалома, а также совершать головокружительные прыжки с трамплинов, приземление с которых смягчит двойная система амортизации.


Конструкцию этого снегоката оценили не только продвинутые сноурайдеры, но и дизайнеры: North Legion SMX стал одним из претендентов на главную награду норвежского конкурса Design Exellence. Веря в успех своего детища, в компании North Legion планируют через пару лет продавать до 100 тыс. снегокатов ежегодно. Правда, на наш взгляд, при цене аппарата более 1000 евро такие планы выглядят излишне оптимистичными.

В общем, руководствуясь нашим обзором, можно не только провести нескучную зиму, но и стать звездой горнолыжных трасс, удивляя бывалых сноурайдеров необычными изделиями для покорения снежных склонов и равнин.

Текст: Максим Федоров


Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ