Города из сот

Первые пасечные пчелы жили в Петербурге. Летали на работу в Летний сад, а развод мостов для них не был проблемой: перелетел – и все. Это шутка, конечно, но Петербург у пчел действительно был. Так назывался первый рамочный улей, изобретенный российским пчеловодом Петром Прокоповичем в 1814 году. Этот прототип повлек все следующие модернизации и развил пасечное пчеловодство. Сейчас видов ульев очень много – выбирай, какой нравится.

Домик для пчел, ausinnovates.com.a

Не только у людей принято селиться в частных домах и многоэтажках, пчелы тоже могут похвастаться аналогичными конструкциями. Пасечники селят своих подопечных в два вида ульев: горизонтальные и вертикальные. Уже из их названий понятна разница: одни строятся в длину, другие – в высоту. На пчеловодском сленге их еще называют лежаки и стояки.

Главная цель улья – сымитировать жилище пчел в естественных условиях, то есть гнездо. Нужно, чтобы в нем было достаточно места и для вывода личинок, и для хранения еды, и для отдыха, и для комфортного перемещения. Чтобы пчелам было удобнее строить соты, в ульи вставляют рамки. Это ювелирная работа – здесь важен каждый миллиметр. Рамки с сотами должны быть на расстоянии 12 мм друг от друга – примерно так пчелы работают в дикой природе. Это золотая середина, когда каждая пчела может заниматься своими делами, не мешая другой. При меньшей дистанции им будет тесно, а при большей получится щель, которая испортит микроклимат. Между стенками улья и бортиками рамок должно быть 8 мм – если выйдет меньше, пчелы заделают его прополисом и воском, а если больше – застроят сотами. Все должно быть по инструкции! Это соотношение получило название «пчелиного пространства». Правда, его открытие приписывают и Петру Прокоповичу, и «отцу американского пчеловодства» Лоренцу Лангстроту.


Чтобы собрать мед из улья, нужно вынуть все рамки, согнать с них пчел и соскоблить урожай. С одного улья можно получить до 18–20 кг меда при стандартных 12 рамках. Часть лакомства все же нужно оставить самим пчелам – на зимовку и кормление расплода. Некоторые пчеловоды обманывают насекомых и заменяют мед сахарным сиропом. Как это влияет на пчел, у пчеловодов и апиологов единого мнения нет. Из минусов – в сахаре нет тех микроэлементов, что в меде. Из плюсов – энергию насекомые из него получат, все-таки это чистая глюкоза.

И, наверное, основной вопрос, который всех волнует, – зачем окуривать ульи? Ответ довольно прост: чтобы утихомирить пчел и избежать множественных укусов. Пчеловоды, хоть и надевают защитные костюмы, все же приходят к пчелам, чтобы забрать у них еду – ту самую, что рабочие усердно собирали в течение долгого времени. И в попытках защитить нажитое насекомые нападают на людей. О том, что дым успокаивает пчел, люди знали давно, но только в конце XX века этот механизм этого действия стал понятен до конца. Задымление нейтрализует пахучие вещества, которые пчелы выделяют при опасности, чтобы предупредить о ней друг друга. Кроме этого, в состоянии ЧП пчелы начинают усиленно набирать в зобики мед, чтобы спасти его и не остаться без еды, – и в таком состоянии они никого не жалят, потому что из-за наполненного зоба и брюшка не могут согнуться под нужным углом, чтобы выпустить жало. Всем этим и пользуются люди. Окуривание делают с помощью специального инструмента – дымаря. Это металлическая конструкция в форме цилиндра с конусообразной крышкой и мехами. В корпус устанавливают металлический стакан с решеткой на дне и местом под ним – для пепла. В стакан набивают материалы, при тлении которых образуется густой дым (подгнившая древесина, высохший навоз), и поджигают. Конусообразный носик вставляют в улей, мехами нагоняя дым.

Прибор для окуривания пчел, dreamstime.com

А теперь можно перейти к видам пчелиных жилищ. Как и у людей, медовая недвижимость бывает разная. Самый простой вариант, который можно сделать и своими руками, – улей-лежак, такой «частный домик» для пчел. Это длинный деревянный корпус, который вмещает до 24 рамок. Его выбирают из-за простоты конструкции и обслуживания, легкого доступа внутрь (просто открыть крышку). Но такой улей в одиночку не потягаешь – его вес может достигать 40 кг.

Annie Spratt, unsplash.com

Улей Дадана-Блатта похож на дом-высотку из 12 рамок. Конструкция рассчитана не на всех пчел, а только на серую европейскую, степную украинскую и среднерусскую, которые стараются обеспечить бесперебойные поставки меда круглый год, складируя его в верхней части жилища. По мере заполнения места пчеловоды забирают урожай, меняя верхние укороченные корпуса на пустые.

Лоренц Лорен Лангстрот – американский пчеловод, автор книги «Пчела и улей» – пособия, переведенного на множество языков. Увидев на пасеке своего друга пчел, он загорелся этим делом и посвятил ему всю жизнь. Вскоре его избрали президентом союза пчеловодов США и называли «отцом американского пчеловодства».

Улей Лангстрота-Рута – эдакий пчелиный небоскреб, его система рассчитана на шесть корпусов-этажей. В таком можно заготовить в шесть раз больше меда. Эти конструкции чрезвычайно выгодны в экономическом плане, но подходят только для пасечников со стажем, которые знают нюансы ремесла. Из-за своей высоты «медоносные башни» неудобны в обслуживании. Попробуйте аккуратно снять один из корпусов на высоте двух метров, когда вокруг вас летают пчелы! Так себе развлечение.

Улей Лангстрота-Рута, dachnichek.ru

Есть и другие модификации горизонтальных и вертикальных ульев: альпийский («Медяника»), рута, кассетный, варрэ, владимирский, рогатый, удав.

Hi-tech ульи

С какой бы скоростью ни шагал научно-технологический прогресс, он явно прошел мимо пчеловодства. Пасечники до сих пор используют для ульев дерево мягких прочных пород: иву, липу, осину и сосну. Современные материалы (например, пенополиуретан и пенополистирол) пока не смогли занять достойную нишу, несмотря на преимущество в весе (легче до 30 %) и удобство, особенно в многокорпусных системах.

Даже австралийский стартап Flow с автооткачкой меда, собравший на краудфандинговой платформе Indiegogo почти $13,3 млн вместо заявленных $70 тыс., так и не получил признания, хотя ему прочили славу «ульев нового поколения». По задумке основателей проекта, Кедара и Стюарта Андерсонов, пластиковая рамка Flow, состоящая из частично сформированных сот, наполняется медом и запечатывается пчелами. После этого рамка с помощью специального механизма открывается посередине, и мед стекает вниз из двух рядов сот. Пустые соты вновь закрываются, а пчелы снова заполняют их медом и запечатывают. Возможно, отечественных пчеловодов пугает цена в $600 за комплект, ведь за эти же деньги можно купить пару-тройку «Даданов».

С помощью устройства B-box можно собирать мед, не соприкасаясь с пчелами. Фото: beeing, unsplash.com

Но современные хайтек-пионеры пчеловодства не сдаются и предлагают новые проекты. В них планируется управление пасекой по Интернету, дистанционная регулировка температуры и влажности внутри улья, определение достаточного воздухообмена, система подкормки, диагностика и даже лечение пчел без участия человека. В США, Канаде и Европе тестируют микрочипы, которые помогают ученым выяснить причины гибели пчелиных колоний. Устройства помещают на пчел, отслеживая биометрические данные. Это помогает вовремя обнаружить паразитов внутри улья и сдержать их распространение.

Основная проблема здесь – совместимость пчелиных семей с автоматикой. Wi-Fi-сигналы могут негативно влиять на координацию пчел, и хотя этот момент уже успешно преодолели с помощью оптоволоконных проводов с подземной прокладкой, «сожительство» пчел и технологий вполне может пагубно влиять на душевное состояние производителей меда. Они, как и люди, иногда испытывают стресс. А у них и так жизнь – не сахар, и кто-то постоянно забирает собранные запасы. Но какого бы уровня прогресса ни достиг человек, жужжащие труженицы сами знают, как эффективней выполнять свою нелегкую работу – по отточенным тысячелетиями природным алгоритмам.


Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ