Гнезда, орешки и чернила

«Часть дубовые коры, другая ольховые, полчасти ясеневые и сего наклади полон сосуд железен или глинян и вари с водою дондеже искипит вода мало не все, и оставшуюся часть воды влий в сосуд опришний, и паки налив воды вари таноже, и наклади свежие коры и потом вари без коры, а вложи жестылю в плат завязав и железину вложи и мешат, а на третий день пиши». Так в XV веке на Руси делали чернила.

А появились они еще в Древнем Египте (по крайней мере, одна из древнейших чернильниц, созданная 5 тыс. лет назад, найдена именно там). Чернила изготавливались из корня водного растения папируса (из него же делали и аналог бумаги), который для начала надо было сжечь, а полученную золу смешать с камедью – стекловидной массой, что выделяется из поврежденной древесины. Удобно ли было писать такими вязкими «чернилами» – вопрос, но настойчивые египтяне старались. 

Изображение жука-скарабея и иероглифы, написанные чернилами в 1550–1350 гг. до н. э. Фото: Lenka P www.flickr.com
Та же проблема была и у китайцев 2,5 тыс. лет назад. Рецепт их чернил был похож на египетский – сажа плюс растительная смола, разве что они добавляли еще и раствор щелочи (для разжижения). Практичные римляне же использовали в качестве основы для чернил даже виноградные косточки, которые не выбрасывали, а сушили и сжигали. Потом добавляли в сажу немного растительного масла и писали. 
Чернильница Древнего Египта, 2051–1981 гг. до н. э., www.metmuseum.org 
А вот среди монарших особ и в Греции, и в Риме ценились, прежде всего, красные чернила. Их делали из киновари и пурпура, который добывали из моллюска брандариса. Для этого несчастных улиток доставали из раковин, помещали в соленую воду, вялили на солнце и варили. Из 10 тыс. моллюсков получался лишь 1 г красных чернил. Неудивительно, что их под страхом смертной казни нельзя было использовать нигде, кроме императорского двора. 
 Фото: Jiří Novák, www.biolib.cz 
Делали чернила и просто из ягодного сока – из бузины или черники. Чрезвычайно популярной повсеместно была смесь, приготовленная из наростов на листьях и ветвях дуба и вяза – их так и называли: «чернильные орешки». Из них делали настой и смешивали с железным купоросом.
На Руси в качестве замены таких «орешков» добавляли в чернила древесную кору. Были у наших предков и красные чернила, которыми писцы выделяли новый абзац (отсюда пошла «красная строка»). Делались они из личинок насекомого червеца карминоносного, которых сушили и толкли в порошок. 
Изготовление чернил из соснового дерева. Иллюстрация 1637 г., commons.wikimedia.org
Одни из самых древних чернил на Руси приготовлялись на основе ржавчины. Для этого нужно было раздобыть «нарочито ржавое железо» или «чернильное гнездо», как называли старые замки, негодные ножи, гвозди и прочий железный хлам. Его дробили на части («кусьем рассекаа») и опускали в емкость с водой. Туда же закладывали ольховую кору и заливали раствором из той же коры и очищенного мха. Сюда же следовало добавить… кислых щей, кваса или уксуса, которые выполняли функцию щелочи. Это адское зелье нужно было поставить в теплое место на довольно продолжительное время, а еще то и дело поливать новым кислым раствором. Зато и результат был что надо: хорошо настоявшиеся чернила были густыми и обладали интенсивным коричневым цветом, а когда высыхали на бумаге, то даже поблескивали на свету – в подтверждение своего железного происхождения. Лишь в XVIII веке вместо «чернильных гнезд» в будущую краску для писания стали добавлять железный купорос, что резко повысило скорость приготовления смеси. 
Чернильные орешки, www.chemistry-chemists.com
Чернила на основе растительного сырья использовали вплоть до XX века. Знакомые всем фиолетово-черные, к примеру, в 1847 году изобрел немецкий химик Фридлиб Рунге, используя экстракт сандалового дерева. Органические пигменты, впрочем, применяют и сегодня, хотя по большей части современные чернила – результат достижений химической промышленности. В них добавляют дистиллированную воду, глицерин, этанол и различные спирты.

А вот задачи для чернил изменились – теперь недостаточно, чтобы они просто хорошо писали. Необходимо, чтобы они отлично смачивали бумагу (но при этом не растекались), обладали насыщенным и стойким цветом, быстро высыхали и, конечно, дешево стоили. Хотя требования могут быть самыми разными, в зависимости от назначения: к авторучкам – одни, к картриджам принтеров – другие. Да что там принтеры – чернила различаются даже у разных типов ручек: гелевых, шариковых, капиллярных. А еще есть специальные чернила для скрапбукинга. 

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ