Гнев Везувия: о чем говорят Помпеи

Гибель итальянского города Помпеи – одна из наиболее хорошо «сохранившихся» катастроф в истории. Покрытая вулканическим пеплом местность на много веков застыла в потоке времени, как муха в янтаре, ожидая, пока ученые начнут ее раскопки. Несмотря на многочисленные исследования, историки до сих пор не пришли к единому мнению относительно того, как именно тысячи римлян погибли в те два роковых дня 79 года н.э. Рассказываем о раскопках городов близ Везувия, изучении останков их жителей, мифе о конце цивилизации и о том, как это все может повлиять на современное представление о стихийных бедствиях.

«Последний день Помпеи». Карл Павлович Брюллов, 1833 г. wikimedia.org

Последние дни Помпеи

«Облако поднималось… Было оно местами белым, местами в грязных пятнах, словно подняло с собой землю и пепел… Падали уже куски пемзы и черные, обожженные, растрескавшиеся от огня камни… по Везувию во многих местах широко разлилось пламя и высоко поднялся огонь от пожаров», – так Плиний Младший в письме к Тациту описывал увиденную им катастрофу Помпей.

Плиний Младший, livelib.ru

Извержение Везувия началось с выпадения тонкого слоя мелкого пепла с восточной его стороны. К полудню над вулканом сформировалась эруптивная колонна (столб газа, пепла и обломков пород, который, вероятно, Плиний и описывал в письме) высотой 25 км. Стратосферные ветры рассеяли вулканический шлейф в юго-восточном направлении. Города и деревни вокруг Везувия покрыли пемза, лапилли и пепел. Под их весом начали рушиться крыши домов. Жители, решившие после этого камнепада покинуть свои города, сделали правильный выбор – и преимущественно спаслись. К сожалению, правильно оценить опасность камней с неба смогли не все.

Вслед за первым ударом Везувия пришел второй: пирокластические волны (массы горячего пепла и лавы) пронеслись по южному и западному склонам вулкана. Уже первая волна задушила тех, кто остался в городах, похоронив их тела в мелкозернистых отложениях. За двое суток вулкан разрушил множество городков и поселений в своих окрестностях. Самые известные из них – Помпеи (несколько менее 0,7 кв. км, 11–20 тысяч жителей), Геркуланум (0,2 кв. км, 4 тысячи жителей) и небольшой Оплонтис, с населением и площадью которого определенности меньше. В одних только Помпеях погибло около 2 тыс. человек, общее же число жертв больше как минимум на несколько тысяч.

Одна из первых загадок катастрофы городов близ Везувия связана с самой датой извержения вулкана. Долгое время считалось, что оно произошло 24 августа 79 года – так писал Плиний Младший, и, за неимением других источников, не было причин ему не доверять. Однако в 2015 году итальянский археолог Антонио Де Симоне засомневался в точности даты. Де Симоне рассказывал: «…мы обратили внимание на то, что одежды погибших были сделаны из плотной, толстой ткани, никак не соответствующей жаркой августовской погоде. Затем у нас появились и другие факты, подтверждавшие гипотезу о том, что извержение случилось осенью. В частности, было установлено, что трагические события произошли, когда сбор винограда уже был завершен. Кроме того, выяснилось, что в корзинах с фруктами тогда находились гранаты, грецкие орехи и гроздья рябины, которые не могли созреть в августе».

Кроме того, в некоторых домах находили жаровни – их не использовали бы в летнюю жару (другие исследователи справедливо отмечали, что подобные печи не только обогревали, но и готовили еду). Позднее, в 2018 году, правоту Де Симоне подтвердила археологическая находка: на стене одного из помпейских домов нашли дату, отмеченную за неделю до извержения, – 16-й день до ноябрьских календ. Надпись, сделанная древесным углем, не могла сохраниться с прошлого года, значит извержение точно произошло осенью, а не летом. Открытие вынудило итальянцев переписывать учебники истории, добавив новую дату: пока что наиболее вероятный вариант, к которому склоняется большинство историков, – 24 октября. Предполагается, что при переписывании писем Плиния в Средние века сделали ошибку в месяце, но не в дате.

Вилла Августа возле Соммы Везувианы, Неаполь. Фото: Apolline Project, ancientrome.ru

Археологи работают на складах виллы Августа. Фото: Apolline Project ancientrome.ru

Руины храма Юпитера на фоне легендарного грозного Везувия... Фото: Mveselnickij wikimedia.org

Запечатывание вечности

Руины Помпеев впервые обнаружил в конце XVI века архитектор Доменико Фонтана, но раскопки там начались только в 1748 году. И лишь в 1763 году археологи нашли надпись «Rei publicae Pompeianorum» (буквально «общественная собственность Помпей»), которая позволила точно идентифицировать место как Помпеи. Раскопки в городах, пострадавших от Везувия, в середине XVIII века положили начало современной археологии. Ранние раскопки часто оказывались бессистемными и безответственными: их проводили искатели сокровищ или другие неподготовленные энтузиасты. В 1860 году руководить ими поставили итальянского археолога Джузеппе Фиорелли. Участок он велел расчистить и тщательно задокументировать. Помпеи разделил на девять регионов; инсулы (кварталы городской застройки) в каждом районе пронумеровал, а каждой двери на улице присвоил номер.

Жертва извержения Везувия. 79 год. Помпеи. Фото: Витольд Муратов, wikimedia.org

Фиорелли также разработал уникальную технику изготовления слепков тел. Его археологи обнаружили в развалинах Помпеи своеобразные воздушные карманы: под воздействием огромных температур тела жертв испарялись, оставляя пустоты определенной формы, многие из которых содержали человеческие кости. Фиорелли предложил заливать эти пустоты гипсом через маленькое отверстие, создавая как бы 3D-модели тел – «замораживая» их во времени. С гипсовыми слепками ученые работают до сих пор. Долгое время их не получалось изучать или сканировать. Дело в том, что гипс XIX века отличается плотностью: стандартные технологии визуализации не позволяют через него «продраться». Но в 2015 году исследователи впервые применили многослойную компьютерную томографию для получения ранее невозможных изображений, а затем использовали программное обеспечение для создания цифровых трехмерных реконструкций скелетов и зубных дуг.

Их ждал сюрприз: у древних людей оказались «идеальные зубы». Это достаточно нетипично, потому что в норме у земледельческих народов, вплоть до наших дней, большие проблемы с зубами, и обычно лишь у охотников, собирателей и кочевников-скотоводов есть шансы дожить до старости с полным комплектом собственных зубов. Открытие ученые связали со здоровым питанием и высоким уровнем фтора в воздухе и воде возле вулкана.

Что дает ученым изучение этих гипсовых останков? Например, понимание того, что стало причиной смерти большинства жертв Везувия. До сих пор не совсем ясно, из-за чего именно умерли люди. Среди основных гипотез рассматривают асфиксию, перегрев тела или обезвоживание. В 2023 году международная группа исследователей из университетов Испании, Великобритании и Италии опубликовала в журнале PLOS ONE статью, где рассказала о применении к гипсовым слепкам неинвазивного химического анализа, выполненного с помощью портативной рентгеновской флуоресценции.

Научная группа хотела «восстановить историю» жертв Помпеи. Она исследовала семь гипсовых слепков. Тела располагались поверх толстого слоя пемзы – то есть, пережив первую фазу извержения, эти люди, вероятно, попытались бежать из города. Они пробирались сквозь обломки. Двое получили переломы ног (от падающих камней или фрагментов зданий?), а еще один, судя по всему, использовал упавшую ветку дерева в качестве импровизированной трости. Тела, исследованные в рамка проекта, лежали ничком в расслабленном положении, что предполагает медленную смерть от удушья или истощения. Судя по отпечаткам на гипсе, жертвы прикрывались одеждой, пытаясь не вдыхать пепел.

Слепки трупов людей, ставших жертвами извержения Везувия в 79 году н. э. Конкретно эти были найдены в так называемом «Саду беглецов» в Помпеях. Фото: Lancevortex, wikipedia.org

Кажется, что результаты таких исследований удовлетворяют только научным интересам, но, на самом деле, они могут быть использованы и сегодня, чтобы помочь людям в уязвимых районах подготовиться к будущим извержениям – или понять, как ведут себя вулканы. Так, например, пирокластические потоки, накрывшие города вокруг Везувия, считаются самым разрушительным последствием извержений. По своему воздействию они похожи на лавины: текут по склонам вулкана со скоростью в сотни километров в час, при высоких температурах и высокой концентрации отравляющих частиц.

План районов раскопок Помпей авторства Фиорелли. Фото: WolfgangRieger wikipedia.org

В 2021 году группа исследователей во главе с Пьерфранческо Деллино (Pierfrancesco Dellino) проанализировала именно продолжительность и скорость потоков. Ей прежде не уделяли большого внимания, хотя ясно, что выживание людей, попавших в такой поток, сильно зависит от времени его активности. В Геркулануме, у подножья вулкана, температура и сила потока были настолько высоки, что выжить не получилось бы ни у кого. Однако уже в Помпеях течение имело низкую силу и низкую температуру, что подтверждается отсутствием признаков травм на трупах. В таких условиях выживание могло бы стать возможным, если бы волна накрывала город несколько минут или еще меньше. Вулканологи взяли пробы пепла, проанализировали их и написали математическую модель. Расчеты показали, что продолжительность потока в Помпеях составляла 17 минут. Сила потока была не такой уж и большой – согласно инженерным исследованиям, он, например, не повреждал стены: действительно, в Помпеях стены римских зданий почти не имеют следов повреждений. Подобные исследования важны для аварийного планирования извержений вулканов. Статью опубликовали в Scientific Reports.

Нельзя не отметить еще один момент. До Помпеи археологи видели здания древних городов как бы поодиночке – из этого было трудно составить полное представление о городе. Помпеи погибли практически мгновенно, поэтому здесь виден малый античный город целиком. Картина, которую дали местные раскопки, поэтому очень полна – и необычна.

Портик перед входом в Мацеллум. Фото: Jebulon, wikipedia.org

Возьмем современный город: в нем намного меньше суммарная вместимость театров, амфитеатров и спортивных комплексов. А в Помпеях – на 20 тысяч постоянных жителей – налицо амфитеатр на 20 тысяч человек, два театра, на 1,5 и 5 тысяч человек, множество терм, публичный дом (двухэтажный), отдельные комнаты для занятий проституцией над каждой таверной (и их много), две весьма крупные палестры (примерный аналог современного спортивного центра, сочетающего фитнес-зал с беговой дорожкой и ареной для рукопашной борьбы). Одних только фонтанов археологи насчитали 42 (впрочем, они имели тогда не только декоративную нагрузку: бедные набирали в них воду для своих домов).
Даже небольшой местный рынок оказался обладателем целого крытого бассейна для живой рыбы, откуда ее доставали покупателям. Общественные здания, множество храмов, площади, украшенные по краям колоннами, акведук, идущий в основном под землей, виллы богатых людей площадью до 3000 кв. м штука — все это очень трудно представить себе в современном городе на 20 тысяч человек. И все же все это было в Помпеях.

 Помпеи входят в ряд очень древних сюжетов о гибели городов. В истории человечества есть разграничение цивилизации и не цивилизации. Уже древние египтяне полагали, что они носители некоего света цивилизации, а за пределами их номов (регионов Древнего Египта) происходит полный ужас – страх, варварство и так далее. Высшим выражением этой цивилизационности со временем стал город: он масштабировал усилия человека и соединил множество разных представителей культур, ремесел, наук и искусств на тесном пятачке. Собственно, даже само понятие «город» важно: от корня «городить», «огораживать». Потеря города в этом контексте фактически равна потере цивилизации.

Существует огромное количество сюжетов о потере городов в разных уголках мира: ветхозаветные Содом и Гоморра, Иерихон, Иерусалим, захваченный римлянами, потеря Магдебурга во время Тридцатилетней войны, в России – Китеж. Но с Помпеями нужно отметить особенный момент. Они, по сути, формируют принципиально новый миф. Когда в XVIII веке там [на месте пострадавших от Везувия городов – Авт.] начались серьезные раскопки, то общество, наконец, как бы увидело уничтоженное античное наследие. Уничтоженное не внешней силой, не захватчиками, а природой. Это осознание становится важным для Европы, сюжет распространяется дальше. Карл Брюллов им вдохновляется тоже.

Что деятелей искусства притягивает в этом? Идея о смертности, конечности. Даже если вы построите красивый богатый город (хотя Помпеи не совсем такими были, это миф), даже если вы будете частью Римской империи, некогда наивысшей точкой развития цивилизации, вас ждет закономерный конец, потому что люди смертны и цивилизация смертна. Идея о том, что все конечно, и воплощается в этом романтическом сюжете о Помпеях, которые стали мостиком, связывающим классицизм и романтизм с античностью. В этом сюжете воплощается архетипический топос, который кратко можно уместить в выражение memento mori – и не просто воплощается, а становится одним из центральных эсхатологических сюжетов вообще.

Владимир Коваленко, социолог, старший преподаватель кафедры Международных отношений СЗИУ РАНХиГС

Умершие и выжившие

Геркуланум предпочитали для летнего отдыха богатые римляне. Названный в честь мифического героя Геркулеса, Геркуланум располагал роскошными виллами и величественными римскими банями. Воздействие тепла на тела людей в Помпеях и Геркулануме было разным. Раскопки Геркуланума в 1980-х и 1990-х годах обнаружили останки более 300 человек, погибших в результате извержения вулкана, – в основном в дюжине каменных построек рядом с городским пляжем, где хранились лодки. Вероятно, люди собрались там, надеясь спустить судна в Неаполитанский залив и спастись. В лодочных домиках они умерли относительно быстро: вулканический пепел заблокировал вход в каждую постройку, а температура воздуха внутри, скорее всего, поднялась примерно до 400 °C – выше, чем в дровяной печи. В Геркулануме остались одни скелеты. Из-за этого ученые полагали, что сразу после смерти горячий пепел вызвал у погибших там быстрое испарение жидкостей и тканей организма, подвергая скелет прямому горению.

Но исследование 2020 года противоречит этой гипотезе. Томпсон и его коллеги проанализировали образцы ребер более чем 150 скелетов Геркуланума. В костях по-прежнему содержалось большое количество коллагена — белка, который относительно легко расщепляется при сжигании костей. Ученые предположили, что люди, оказавшиеся в ловушках внутри лодочных домиков, действительно быстро умерли либо от перегрева, либо от удушья. После этого их кожа и мышцы опухли, выталкивая влагу из мягких тканей внутрь, к костям. Скелеты как бы запекались. Понимание того, как тела реагируют на тепло, имеет большую ценность. Оно может, например, предоставить новую информацию судебно-медицинским экспертам.

Амфитеатр в юго-восточной части. Планировка его соответствует греческой модели с полукруглым выходом к сцене. Фото: Falk2, wikipedia.org

Тайна катастрофы Везувия заключена в жертвах среди горожан. Но кое-кто из них все же сумел спастись. Американский археолог Стивен Так (Steven Tuck) из Университета Майами (США) для журнала Analecta Romana сопоставил хроники из погибших городов с записями из других частей Италии и составил базу данных спасшихся. Так изучал надписи на зданиях и надгробиях. Исследователь идентифицировал беженцев сразу по нескольким критериям: по именам, распространенным только вокруг Везувия, по надписям, которые прямо указывают на рождения в Помпеях (могильные камни, например), по артефактам, характерным для района вокруг Везувия, и по большим постройкам, созданным для размещения людей в период после извержения.

VIII район раскопок Помпей. Пекарня и дом П. Аэмилия Галликуса (P. Aemilius Gallicus). Фото: Mary Harrsch, wikipedia.org

Так рассказывал: «Например, в Неаполе обнаружились шесть представителей семьи Каниниев: эта династия появилась ранее в Геркулануме, но больше нигде не встречалась. Скорее всего, они переехали как раз из-за Везувия». Анализ показал, что из Помпеи выжило больше людей, чем из Геркуланума. Большинство беженцев осталось в прибрежной Кампании (регион Италии, где расположен Неаполь). Государство предпочитало их игнорировать и поначалу никак не поддерживало.

Помпеи до сих пор активно изучаются и продолжают удивлять: в июне 2023 года археологи обнаружили на одной из помпейских фресок изображение «далекого предка современной пиццы»; в августе 2023 года историки, раскапывая домик в Помпеях, нашли сгнивший сундучок со странным содержимым – пуговицы из кости, резные жуки-скарабеи, миниатюрные пенисы, крошечные черепа. Кажется, этот набор может быть чем-то вроде сумочки для ворожбы.

По сообщению Плиния Младшего, извержение Везувия продолжалось 18 часов. Помпеи и Геркуланум оказались погребены под слоем пепла, грязи и пемзы, а близлежащее морское побережье навсегда изменилось.

Сегодня Везувий — единственный действующий вулкан материковой Европы. Его последнее извержение произошло в 1944 году. В ближайшем будущем он может снова проснуться: для живущих в «зонах смерти» вокруг Везувия его активность способна иметь ужасающие последствия. Поэтому ученые продолжают активно изучать похороненные заживо города – и чтобы узнать о прошлом, и чтобы исправить будущее.



Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ