Этот феномен изучается в рамках философии, психологии, педагогики, биологии, медицины и других наук, о нем написано множество трудов, ему посвящено большое количество исследований. Но вопрос о том, что такое гениальность, до сих пор открыт.
Фото: wciw.org
Говоря о гениях, мы сразу вспоминаем Леонардо да Винчи, Микеланджело, Данте, Ньютона… Список можно продолжать долго. Каждый из этих людей внес большой вклад в развитие человечества, и сомнения в их гениальности не возникает, но что скрывается за этим понятием?
Этимология уводит нас в далекую римскую мифологию. Древние римляне считали, что человека, который многого достиг, отличался необыкновенными способностями, сопровождают по жизни гении – личные духи. И чем они сильнее, тем одареннее человек. С тех пор общепринятого и всеобъемлющего определения гениальности так и не появилось. Просто принято считать, что гениальность – это высший уровень развития интеллектуальных и творческих способностей человека, позволяющих ему делать выдающиеся открытия в разных областях науки и искусства, и часто – с опережением своего времени, поэтому так же часто гении бывают признаны только следующими поколениями.
Оксфордский словарь приводит следующее определение гениальности: «Природная интеллектуальная сила необычайно высокого типа, исключительная способность к творчеству, требующему воображения, оригинального мышления, изобретения или открытия». И здесь есть важное слово, которое очень точно характеризует этот феномен, – оригинальность. Талант может проявиться и в подражательстве, а гений – только в особости. Французский физиолог Шарль Рише (1850–1935), помимо оригинальности, указывал на такие свойства гениальности, как новизна, индивидуальность, бессознательность и внезапность: «Гений не приобретается путем огромных усилий. Очень часто глубокая мысль появляется внезапно, не вызывая со стороны ее автора ни малейшего усилия».
Предметом физиологических, социологических и психологических исследований феномен гениальности становится в конце XIX века. Именно в это время было написано множество работ: Ш. Рише «Гениальность и помешательство» (1893), Г. Жоли «Психология великих людей» (1894), В. Гирш «Гениальность и вырождение» (1895), Ч. Ломброзо «Гений и помешательство» (1895), Дж. Селли «Гениальность и помешательство» (1895) и др. Несмотря на тысячелетия философского интереса, объект изучения был новым, не были еще выработаны основы для исследований – как изучать, с какой стороны подойти? Если посмотреть на названия вышеуказанных книг, становится понятно, что феномен гениев рассматривали при помощи идиографического метода, то есть на примере отдельных личностей искали особенности, которые отличают гениев от обычных людей, часто связывая гениальность с психическими отклонениями, например с шизофренией, или с физическими болезнями, например с подагрой.
Философ-идеалист Вильгельм Оствальд еще в 1910 году в своем исследовании «Великие люди» подметил, что одаренных людей рождается намного больше, чем тех, кто смог развить свои способности. Об этом говорит и современная статистика: около 90 % вундеркиндов при взрослении теряют свою одаренность и вырастают обычными людьми. А можно ли создать особые условия, при которых из ребенка вырастет гений? Увы, природа гениальности до сих пор остается загадкой, несмотря на множество исследований. Каждая наука дает свои объяснения, но ни одно не является абсолютной истиной.
Историки считают, что гениальная личность появляется на своеобразный «запрос» общества, когда человечеству необходим скачок в развитии, – это может быть и важное техническое изобретение, и новое направление в искусстве. Американский антрополог Альфред Кребер (1876–1960) объяснял появление гения в ту или иную эпоху культурным ростом общества, степенью его социокультурного развития. Но почему тогда многих гениев не признают при жизни?
Философская теория гениальности основывается на двух, по сути противоположных, началах: во-первых, божественная природа гениев, во-вторых, их историческая и культурная необходимость в ту или иную эпоху.
Биология связывает феномен гениальности с генетикой: не ясно пока, каким образом, но некая комбинация генов дает на выходе особо одаренного индивида. Но достоверно известно, что гениальность не передается по наследству, не определяется расовой принадлежностью, размерами мозга или еще какими-либо физиологическими особенностями.
Психология предлагает самый оптимистичный вариант для исследователей. Психологи, как и генетики, не отрицают, что способности являются врожденными, но считают, что большую роль для развития этой врожденной гениальности играет среда, которая окружает человека, жизненные обстоятельства, в рамках которых он взрослеет. Эту теорию подтверждает и тот факт, что женщины-гении встречаются гораздо реже гениев-мужчин. Долгие века социальной неактивности женщин, их притеснения, когда девушки не могли получить образование и реализовать себя, говорят о многом. Особенно это касается технического, естественнонаучного, математического и философского образования. Девушка-«технарь» долгое время была просто нонсенсом. А музыкальные, артистичные, художественные дарования часто не могли развиться из-за обязательной биологической роли женщины, то есть материнства. Получается, что девушка фактически не могла позволить себе стать гениальной. Но это не означает, что женская гениальность невозможна в принципе. Исследования XX века доказывают, что средний коэффициент интеллекта у женщин выше, чем у мужчин. И все чаще мы говорим о талантливых женщинах. Поэтому постепенно соотношение полов в сфере гениальности вполне может измениться в пользу «слабой» половины человечества.
Есть ли вообще какие-то универсальные свойства, присущие феномену гениальности? Как мы выяснили, пол не является его абсолютным признаком. То же самое касается возраста раскрытия гения: чаще одаренность видна уже с детства, но есть и «поздние» гении, например, Кант, Гете, Ван Гог. При этом раннее начало творческой деятельности зачастую не означает ее большей продуктивности, «молодые» гении часто рано «сгорают», терпят кризисы, так как неокрепшая личность не всегда способна нести бремя гениальности. «Поздние» гении зачастую более стабильны, могут творить долго и плодотворно.
Да, среди гениев часто встречаются люди, которые больны психически или физиологически. Советский генетик Владимир Эфроимсон (1908–1989), изучив множество исторических и биографических материалов, выяснил, что многие гениальные люди были подагриками. По статистике ученого, на 400 гениальных людей приходится 50 больных подагрой. Многие гениальные люди страдали психическими расстройствами (о них вы прочтете на с. 24), но не все – соответственно, болезнь тоже нельзя назвать универсальным признаком.
В итоге получается, что исследователи до сих пор не определили однозначно, что такое гениальность, что ей присуще и откуда она берется. Практически единственная общая характеристика – это уже вышеназванная оригинальность, уникальная способность создавать то, чего раньше не существовало. Но почему она появляется только у некоторых людей? Можно предположить, что мозг гениальных людей работает по-особому: всю информацию, поступающую из окружающей среды, он перерабатывает на свой лад. Как сказал австрийский философ и психолог Отто Вейнингер (1880–1903), «гений есть тот человек, который знает все, не изучив ничего». Ну а мы понимаем, что гений далек от стереотипов и эталонов. Возможно, с точки зрения обывателя, в голове у него царит хаос, не подчиняющийся общепринятым законам. Но этот хаос – творческий, он позволяет человеку оставаться свободным и непредсказуемым, а именно эти качества дают возможность сделать невозможное!
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.