Где собака зарыта

Сообщения о наконец-то увидевших свет кладах появляются и по сей день. Тайникам, как правило, несколько веков. Если представить, сколько мечтателей жаждали их найти, становится непонятно, как они сохранились до нашего времени. Неужели сокровища прятали настолько хорошо? А может быть, их просто плохо искали? И почему, несмотря на современную технику, многие клады так и остаются легендами?

Не так давно Интернет облетела новость о кладе из серебряных монет кельтов, датируемых I веком до нашей эры – древнейших монет Средней Европы. Его нашли на британском острове Джерси (Jersey) два пенсионера, Рег Мед (Reg Med) и Ричард Майлз (Richard Miles). Стоимость найденных ценностей по разным источникам составляет от 5 до 16 миллионов долларов. Археологи-любители искали этот клад более 30 лет. Подсказку им дала… плохая погода. Некогда местные жители после урагана под одним из выкорчеванных деревьев обнаружили несколько монет кельтской эпохи.
Оказалось, что все это время клад таился на фермерском поле под слоем земли чуть больше метра. За две с лишним тысячи лет монеты плотно склеились между собой за счет выделяемых металлом солей, и отыскать их было не так-то просто. Обычные металлоискатели не издавали достаточно сильный сигнал. Сменив их на более мощные, пенсионеры обнаружили 120 серебряных монет и одну золотую. Оставшуюся часть клада весом 750 кг (!) удалось найти и откопать только в июне.
Кладоискатели мечтали о сокровищах не ради наживы, а чтобы дать жителям острова возможность полюбоваться историческими монетами. Может быть, по причине благородства миссии им сопутствовал успех.
Чаще всего неизвестные клады и несметные богатства случайно находят археологи во время исторических раскопок или восстановительных работ. Так, недавно в Санкт-Петербурге при реставрации особняка Нарышкиных-Трубецких нашли потайную комнату, от пола до потолка заполненную серебром: сервизами, канделябрами, украшениями с фамильными гербами и даже драгоценными пасхальными яйцами, предположительно работы Карла Фаберже. Клад фамильной посуды был спрятан в 1917 году. Предметы сохранились настолько хорошо, что ими можно хоть сейчас сервировать стол. Они были проложены тканью, пропитанной уксусом, что защищало их от окисления. Сокровища нашли в проеме между вторым и третьим этажами. Там были возведены фальшивые стены, которые образовали небольшую комнату площадью полтора метра на метр. В плане здания она не была указана. После революции в особняке XVIII века были коммунальные квартиры, и их жители даже не догадывались, какие богатства находились рядом с ними.
Еще одни старинные драгоценности были найдены этим летом (6 июня) в Израиле. Археологи обнаружили клад при раскопках виллы римско-византийского периода в окрестностях южного города Кирьят-Гата. В тканевом свертке были спрятаны 140 монет с профилями императоров Древнего Рима, золотое кольцо с печаткой и серьга в форме цветка. Самые ранние монеты датируются 54 годом, самые поздние – 117-м. Считается, что клад был зарыт в период восстания Бар-Кохбы, вспыхнувшего в 132 году. Предполагают, что ценности были спрятаны местной аристократкой, планировавшей вернуться за ними в скором времени. Точное место нахождения клада до сих пор скрывается, чтобы избежать нашествиятак называемых «черных кладоискателей».
Понятно, что прятали клады с единственной целью – сберечь свое имущество и получить его назад при более благоприятных обстоятельствах. В России большинство из них относится к периоду с 1916 по 1930-е годы. После 1935 года клады почти перестали зарывать, поскольку сохранять уже было нечего. Сегодня есть более эффективные способы сберечь нажитое, поэтому нашим потомкам «в наследство» останутся только ненайденные сокровища времен революции. 
Однако часто кладами называют не только умышленно спрятанные ценности. Например, затонувшие корабли тоже могут скрывать сундуки с сокровищами. Также есть древние могилы, которые сохранились с тех времен, когда с усопшим хоронили ценные вещи, веря, что они понадобятся ему в загробной жизни.
Кроме того, существует возможность спустя много веков найти потерянное случайно. Ведь деньги человек всегда носил при себе, и, соответственно, часть монет пропадала. То же самое бывало с ювелирными украшениями и талисманами, а оружие и его части оставались на поле боя и в местах охоты.

Старинные монеты, украшения прошлых эпох и военное оружие несут как материальную, так и историческую ценность. И для многих кладоискателей больше интересны даже не сами находки, а процесс идентификации найденного предмета, определения времени, к которому он относится, и целей, в которых применялся. 
Тем же, кого привлекает денежный эквивалент, подойдут и современные клады. Их, к примеру, легко найти на пляжах. Особенно популярны в этом смысле пляжи Нью-Йорка. «Горячим сезоном» у кладоискателей является период с сентября по октябрь. Вечерами, после отдыха пожилых дам и веселых молодежных вечеринок, здесь можно найти большое количество ценных и не очень безделушек. Но не спешите покупать металлодетекторы и билет в США. Пляжи восточного побережья разделены между участниками Лиги нью-йоркских охотников за сокровищами (League of New York Treasure Hunters). Она была образована еще в 1971 году, когда поиск пляжных драгоценностей достиг пика популярности. Участие в Лиге позволяет кладоискателям не терять время впустую, так как им известно, какой участок уже был исследован «коллегами».
В России тоже есть сообщества кладоискателей. В Интернете можно найти большое количество порталов, где поисковики, любители и профессионалы, хвастаются своими находками и делятся полезными советами. Существует даже туристическое направление под названием «Тур за кладом». Оно создано для тех, кто хочет выбраться из дома под предлогом благороднее традиционных шашлыков.
В тур отправляются абсолютно разные люди: от студентов до пенсионеров, от бизнесменов и рабочих до силовиков. Его организатор Александр Пеший – профессиональный кладоискатель. Поисками он занимается вот уже 10 лет. Сначала это было просто хобби, а потом стало работой и образом жизни.
«Место отправления» выбирается по старым картам, которые или покупают, или находят в архивах, на порталах кладоискателей. Поход организуется только после разведки. Если маршрут сложный и точка удалена от цивилизации, то предварительно туда идет экспедиционная группа, налаживает быт и ждет основной состав.
«Крупные клады – это, по большей части, красивые сказки, – поясняет Александр. – В легендах из поколения в поколение стоимость сокровищ увеличивается. Искать такие клады, располагая только преданиями, нет смысла. Даже если отдать этому поиску всю жизнь и состояние, успех не гарантирован. Зачастую они находятся по воле случая. Большие сокровища, если и существовали, были спрятаны весьма надежно: при сокрытии, скажем, обоза с добром пускались еще несколько обозов для ложного следа. В народ могла быть запущена намеренная дезинформация. И еще момент – большие сокровища требуют колоссальных вложений при поиске. Например, клад Стеньки Разина спрятан в Жигулевских горах, в карстовых лабиринтах. Чтобы добраться до этих мест, нужно спелеологическое и альпинистское оборудование, возможно, и акваланги для преодоления подземных водных сифонов. Помимо этого, для похода за легендарными кладами потребуется туристическое снаряжение, еда, дизель-электростанция, навигация, связь, транспорт, GSM. Золото Колчака, Стеньки Разина и другие легендарные клады, конечно, могут существовать, но их поиск – удел очень богатых дилетантов».

«Клады ищут не головой, а лопатой». Современная техника – великий помощник кладоискателя. Она неуклонно развивается, появляются новые модели детекторов, компьютеры, навигаторы, прикладные картографические программы, широко используются спутниковые системы, даже беспилотные самолеты с видеокамерами. Но и такая поисковая техника не может справиться со всеми проблемами. Например, в домах, где много черного и цветного металла, она практически бесполезна. Архитектурными планами кладоискатели не пользуются, тайник на них никто отмечать не стал бы, так что это лишняя статья расходов. Но существует определенный алгоритм поиска в домах, и следуя ему можно максимально увеличить возможность находки.
Лучшие места для поиска – чердак и подпол. Пол в старинных домах был деревянным. В нем часто образовывались щели, куда проваливались монеты и украшения. Чердаки же хорошо подходили для устройства тайников. Посторонние люди не могли туда подняться, так как двери запирались дворником или жильцами дома. Пол чердака настлан на потолочные балки последнего этажа, в нем удобно делать тайники. Их также часто делали в чердачной засыпке – примитивной теплоизоляции из опилок или земли. Не удивительно, что одно время чердак был очень популярным местом для поиска клада, а люди, ищущие там сокровища, получили название «чердачники». Бум чердачных поисков относят к 1970–1980-м годам. Сейчас они уже не так распространены из-за оскудения чердачных запасов.
Так почему же многие клады лежат необнаруженными в течение столетий, а слухи о легендарных сокровищах только множатся? Чаще всего, потому что исчезают источники информации: карты, планы, люди. При отсутствии данных любые поиски носят вероятностный характер, и серьезно заниматься этим не имеет практического смысла. Техника может помочь, но только в том случае, если район поисков определен достаточно точно. Главным в поисках является информация о местонахождении клада, откуда бы она ни исходила. У кладоискателей есть поговорка: чтобы найти клад, нужно точно знать, где он зарыт. Авантюристы ищут зацепки везде, им важна любая подсказка. Это и исторические повествования, и легенды, и архивы всевозможных спецслужб, любое предание и опросы населения, а также интуиция и сопоставление исторических событий. Некоторые искатели даже прибегают к услугам экстрасенсов.
Бывают случаи, когда клады находят там, где совсем не ожидают. Житейский пример: дядя моей подруги, когда ему было лет десять, со своим дедом – председателем колхоза, пошли в дом, где умерла деревенская старуха. Мальчик из детского любопытства совершенно случайно ткнул пальцем в стену, а там оказалась скрытая ниша. Выпал чемодан с деньгами Временного правительства. Подобные истории наверняка найдутся и среди ваших знакомых.
Чаще всего достижения кладоискателей-любителей ограничиваются находкой нескольких старинных монет. Но кто знает, быть может, для открытия несметных богатств достаточно всего лишь копнуть глубже?

Для многих людей кладоискательство – увлекательное хобби. Но есть и те, для кого поиск редких вещей является способом обогащения. Таких людей журналисты окрестили «черными археологами». С тех пор как в свободную продажу поступили доступные электронные средства поиска, каждый может позволить себе обзавестись подобным прибором и отправиться на незаконные заработки. «Черные археологи» ищут только дорогостоящие артефакты и драгоценности, продажа которых может принести хорошую прибыль. Их деятельность наносит существенный ущерб историческим исследованиям, так как поиск вещей идет в местах археологических раскопок. Предмет, вырванный из контекста, уже никогда не даст полного представления о событиях той эпохи. Его можно сравнить с вырванной из книги страницей. Ежегодно задерживаются десятки «черных» кладоискателей. Их деятельность приравнивается к уничтожению памятников культуры и является уголовно наказуемой.
***
В разных странах есть свои законы для кладоискателей. В Индии кладоискателям, укрывающим свои находки, грозит смертная казнь. В Великобритании – штраф и тюремный срок. В Европе запрещена свободная продажа металлодетекторов. В некоторых странах ими разрешают пользоваться только после получения лицензии, но искать клады можно будет только под присмотром полиции и в строго определенных местах. 

В России кладоискательство частично регламентируется Гражданским кодексом (часть 1, раздел II, глава 14, статья 233):
1. Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.
При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.
2. В случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.
При обнаружении такого клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт, вознаграждение этому лицу не выплачивается и полностью поступает собственнику.
Вот где собака зарыта – фразеологизм, означающий «вот в чем суть дела». Есть несколько версий происхождения этого выражения. Одна из них такова: исторически с образом черного пса было связано представление о нечистой силе, охраняющей зарытый клад, а затем слово «собака» стало употребляться для обозначения самого клада.
Читать эту статью можно в онлайн версии журнала "Машины и Механизмы": //21mm.ru/journal/diary/review/?journal=9104

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ