В жизни Константина Циолковского было много переездов: он часто перемещался по стране – либо чтобы учиться, либо чтобы учить. Сейчас почти каждая улица, где он жил, носит его фамилию, а из этих небольших деревянных домиков, где он придумывал дирижабли, прогнозировал межпланетные полеты и рассуждал о судьбах человечества, сделаны музеи.
Фото: Max-the90s, commons.wikimedia.org
В Вятке прошла юность Константина – здесь он поступил в Вятскую мужскую гимназию. К тому времени мальчик уже пережил скарлатину и страдал глухотой, которая сильно мешала учебе. В гимназии его часто наказывали за непослушание, оставили на второй год из-за отставания по учебе, а после третьего класса отчислили с характеристикой «для поступления в техническое училище». С тех пор Циолковский и стал самоучкой. Сначала он заинтересовался домашней библиотекой отца с книгами по математике и физике. Прочитав не один том, Циолковский начал применять знания на практике – к примеру, сам смастерил астролябию и измерил ей расстояние, построил самодвижущиеся коляски и локомотивы. Запчасти для устройств он делал из подручных средств, например, пружины извлекал из кринолинов, которые покупал на рынке.
О годах жизни в Вятке Циолковский отзывался с большой теплотой: «Вятка для меня незабываема. Там началась моя сознательная жизнь. Когда наше семейство перебралось туда из Рязани, я думал, что это грязный, глухой городок, по улицам медведи ходят, а оказалось, этот губернский город ничем не хуже, а в чем-то, своей библиотекой, например, получше Рязани. В Вятке я организовал в дровяном сарае целую мастерскую – строгал, пилил, резал… Своими силами я смастерил токарный станок, водяные лыжи. Даже идея цельнометаллического управляемого аэростата, с которой я потом не расставался всю жизнь, пришла мне в голову в Вятке». Отец, поверив в смышленого сына, отправил его в Москву поступать в техническое училище. Циолковский так и не поступил, зато начал в столице свой путь исследователя.
Чертковская публичная библиотекаЕсли бы про библиотеки можно было говорить «альма-матер», то для Циолковского эта была именно такой. Здесь он, будучи нищим и никем в Москве, проводил по несколько часов, штудируя научную литературу. В то время это была единственная бесплатная библиотека в столице, а денег на другие у него просто не было. Здесь он познакомился с основоположником русского космизма Николаем Федоровым. Философ работал в библиотеке и постоянно находился в зале. По воспоминаниям самого Циолковского, он не сразу понял, что Федоров – тот самый знаменитый философ: «Он давал мне запрещенные книги. Потом оказалось, что это известный аскет, друг Толстого и изумительный философ и скромник. Он раздавал все свое крохотное жалование беднякам. Теперь я вижу, что он и меня хотел сделать своим пансионером, но это ему не удалось: я чересчур дичился», – писал он в своей биографии. Эта дружба проявила себя в идеях и взглядах Циолковского уже после смерти Федорова.
В Боровске Циолковский преподавал около 11 лет. И делал это замечательно, если верить записям очевидцев и авторам его биографии. Кроме арифметики и геометрии, он заменял своих коллег, преподавая черчение, географию, рисование, а иногда был вынужден работать и директором. На уроках Циолковский старался все сделать интересным и захватывающим – ставил опыты, строил из бумаги объемные модели геометрических фигур, сам придумывал задачи, где козы соревновались с зайцами, ежики подсчитывали яблоки на зиму, белки – орехи, а мыши – горох. Вместе с учениками училища он запускал воздушный шар с «гондолой», в которой находились горящие лучины для нагрева воздуха. Ребята слушали его и уважали, а он никогда не повышал на них голос. «Он умел рассказывать детям так, что они как будто вместе с ним светлой стайкой, держась друг за друга, улетали в звезды», – говорил писатель Виктор Шкловский.
В январе 1892 года Циолковского как «одного из способнейших и усерднейших преподавателей» перевели в уездное училище Калуги. Обещали прибавку к жалованью на десять рублей, что для многодетной семьи было весомой причиной для переезда. В калужском училище он преподавал арифметику и геометрию, а в 1899 году начал вести физику в епархиальном женском учреждении. Через некоторое время губернское начальство обратило внимание, что никто из учеников Циолковского не получает двоек. Может быть, дело было в его таланте преподавателя – физике он обучал с радостью, поскольку на уроках можно было говорить о законах воздушного и безвоздушного пространства, летательных аппаратах и всем, что так его интересовало.
В Сети блуждает история о том, как одна из учениц настолько вдохновилась рассказами Циолковского о парашютах, что спрыгнула с раскрытым зонтом с крыши коровника. Девушка потеряла сознание, но осталась жива. Своих учениц Циолковский любил, несмотря на то что уроки физически ему давались с трудом – во-первых, у него было хроническое заболевание горла и он часто приходил на уроки больным, во-вторых, глухота очень мешала в классах. Приходилось больше объяснять, чем спрашивать. Чтобы услышать ответ, Циолковский вставал рядом с ученицей и наклонялся к ней левым ухом. Иногда даже приносил специальную слуховую трубу. Вспоминая этот период, Циолковский не без иронии рассказывал об ученицах: «В каждом классе было две-три хорошеньких. Но на меня никогда не жаловались и не говорили: “Он ставит балл за красоту, а не за знание”. Глядеть на девиц было некогда, да и стыдно было оказать малейшее предпочтение. Я даже прибавлял дурнушкам, чтобы не вызывать ни малейшего подозрения в пристрастии. Опыты показывал раза два в месяц, ибо на них не хватало времени. Более других нравились опыты с паром, воздухом и электричеством».
Дом в КалугеЦиолковский преподавал вплоть до 1921 года. После выхода на пенсию он полностью погрузился в исследования и опыты в мастерской. Именно этот небольшой двухэтажный домик – место важнейших открытий Циолковского. Здесь он написал основные научные труды по космонавтике, теории реактивного движения, космической биологии и медицине и продолжал работать над концепцией дирижабля.
19 сентября 1936 года в этом доме основали музей. В 1967-м он стал одним из отделов Музея космонавтики. Были воссозданы все интерьеры. Во дворе – сад, колодец, сарай из старого и памятник Циолковскому – из нового. В самом доме сейчас сохранена и жилая часть, и мемориальная – с подарками музею. Среди них, например, есть книги Циолковского, побывавшие в космосе на кораблях «Союз» и «Аполлон». В жилой части сохранились сани и велосипед ученого, по которым его знали жители Калуги. Ради лестницы, которая соединяет первый этаж со вторым, в дом иногда приезжают космонавты: ее длина и форма похожи на трап космического корабля, и так они готовятся к полету. В комнате сохранилась вся обстановка: письменный и чертежный столы, кресла, кровать, физические приборы, подзорная труба, самодельная деревянная полка, личные вещи, журналы и книги по авиации и воздухоплаванию.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.