Обожаю сюрреалистов и просто фотографов или художников с неограниченной фантазией!
Его называли шестым участником Pink Floyd и музыкальным Сальвадором Дали, он создал лучшие обложки для музыкальных альбомов Led Zeppelin, Muse, Cranberries, Pendulum и многих других "титанов". В 70-80-е он начал делать то, что для остальных стало возможным лишь с появлением Photoshop.
Знакомьтесь, британский фотограф, дизайнер музыкальной одежды – Сторм Торгерсон (Storm Thorgerson, 1944-2013). Многие ошибочно полагают, что обложки альбомов или книг никак не влияют на продажи... Ясно, что эти люди далеки как от искусства маркетинга, так и от искусства дизайна. Несмотря на то, что CD-диски, не говоря уж о пластинках, выходят из моды и всё хуже продаются, обложки авторства Торгерсона после каждого их появления – это событие не только для индустрии музыки, но и фотографии.
Во многих своих работах Сторм использовал сюрреалистические элементы и мотивы, помещая объекты в непривычную для них обстановку, расщепляя их стандартное восприятие и добавляя новые, порой неожиданные, смыслы.
Вот такие обложки, например, Сторм сделал для Pink Floyd:
Pink Floyd, альбом «Delicate Sound of Thunder», 1988.
Pink Floyd, альбом «Tree Of Half Life», 1997.
Моя любимая:
Pink Floyd, альбом «Division Bell — Stone Heads», 1994.
Pink Floyd, альбом «A Momentary Lapse of Reason», 1987.
«Я люблю шалить с реальностью, искажать реальность. Некоторые из моих работ озадачивают вопросом — это реально или нет?».
Собственно, фотографом Торгерсон стал по стечению счастливых обстоятельств. На художественном факультете Кембриджского университета он сначала познакомился с архитектором Роджером Уотерсом, а потом и вовсе оказался окружен музыкантами из Pink Floyd – на факультет пытался поступить основатель группы, в будущем легендарный Сид Барретт.
Сложно поверить, но большинство первых работ Торгерсона выполнены просто с помощью клея, ножниц и, конечно, тонн фантазии. Свои шедевры для Pink Floyd он начал создавать с напарницей Обри Пауэлл, что в скором времени выросло в проект-студию «Hipgnosis». С Обри они не расставались практически на протяжении всей его карьеры.
В этой студии «Hipgnosis», просуществовавшей до 1983 года, Торгерсон и создавал свои неповторимые обложки. После закрытия студии Сторм основал другую, которую скромно назвал Storm. Сейчас здесь продолжается работа над оригинальными творениями для музыкантов – и после смерти дизайнера в 2013 году.
Да, и это тоже придумал он!
Pink Floyd, альбом «Dark Side of the Moon», 1973.
А вот такой обложка стала через 30 лет:
И еще одна легенда:
Pink Floyd, альбом «Wish You Were Here», 1975.
К созданиям всех своих произведений Сторм подходил с порой даже изнуряющей скрупулезностью. К примеру, для того чтобы сделать фото для обложки Wish You Were Here, каскадер, изображавший двойника, был вынужден надеть огнеупорный костюм поверх пиджака и брюк. Но сцена в итоге получилась крайне символичная: из-за боязни «сгореть» люди часто скрывают свои истинные чувства и предпочитают оставаться сдержанными копиями себя в деловых костюмах.
Сторм явно тяготел к крупным или многочисленным формам – то у него кровати расставлены на берегу, то игрушечные мишки словно прорастают из земли, то тысяча воздушных шариков будто замирает в воздухе... При этом для него было принципиальным минимальное использование искусственного, то есть сделанного в Photoshop. Например, это настоящий огромный клубок ниток, которым позднее дизайнер украсил свой сад. А почему бы и нет?
И это тоже всё настоящее. Прямо-таки Стэнли Кубрик фотографии!
Cranberries, альбом «Wake Up and Smell The Coffee», 2001.
Muse, сингл «Uprising», 2009.
Muse, альбом «Absolution», 2003.
А как думаете, люди тут тоже реальные сидят?)
Pendulum, альбом «Watercolour», 2010.
«Это красивая и простая идея. Преломление солнечного света мы видим повсюду вокруг нас, например, в радуге. Я бы и рад сказать, что это мое изобретение, но, к сожалению, оно мне не принадлежит!».
Мне творчество Торгерсона чем-то напоминает картины Рене Магритта, думаю, фотограф и сам не стал бы отрицать влияние сюрреалистов. Ну, например, эта обложка – чистой воды вариация на «Влюбленных» бельгийского художника.
The Mars Volta, альбом «Frances the Mute», 2005.
Еще немного сюра и красоты (а где их у Сторма нет). Меня его работы почти гипнотизируют.
Biffy Clyro, альбом «Opposites», 2013.
Biffy Clyro, альбом «Only Revolutions», 2009.
Disco Biscuits, альбом «Planet Anthem», 2010
А здесь Торгерсон попытался обыграть идею вечного пламени, воплощенного при этом в металлической скульптуре. Съемки провели в крайне удачной локации – на вулканическом острове Лансароте в Канарском архипелаге или «острове огнедышащих гор».
Audioslave, альбом Audioslave, 2005.
Немного романтики и дождя:
Peter Gabriel, альбом «Peter Gabriel 1 Car», 1980.
Или вот очень символичная обложка для альбома Muse. Что вы здесь видите? Подумайте, рассмотрите всё внимательно, а потом уже прочитайте комментарий внизу.
Muse, альбом «Black Holes and Revelations», 2006.
Для того, чтобы запечатлеть такой снимок, Сторм отправился на каньон, где зачем-то разместил четырех лысых мужиков за столом, и – о чудо! – воспользовался Photoshop, чтобы пририсовать к ним коней. Что все это, черт возьми, значит? Лошади почему-то есть и на столе и возле него, и двигаются они в разных направлениях. Первая, сама собой напрашивающаяся ассоциация, – это, конечно, всадники Апокалипсиса, которых было, как известно, тоже четверо. Если присмотреться внимательнее, можно заметить, что у каждого лысого – свой узор на костюме. У одного – крестики и полумесяцы, у второго – глаза, у третьего – костюм золотой, а у четвертого одежда словно блистает зеркалами. Какие здесь прочитываются символы? Религия, власть, деньги (?) и самолюбование? Такую версию, по крайней мере, предлагают некоторые критики. Дальше рассуждать можно сколько угодно – изображение полностью открыто для интерпретаций и только развивает фантазию зрителя.
Как же Сторму удавалось так передавать услышанное с помощью визуального? На самом деле, совсем не обязательно переслушивать весь альбом вдоль и поперек. Порой достаточно лишь яркого названия, которое даст толчок к ассоциации, образу.
Вот что он сам думал на этот счет:
«Я слушаю музыку , читаю тексты, разговариваю с музыкантами как можно больше. Я ощущаю себя своего рода переводчиком…мне нравится исследовать двусмысленность и противоречивость, чтобы шокировать, но слегка, тонко».
А как вам такая обложка?) По-моему, от нее веет умиротворением.
10CC, альбом «Look Here?», 1980.
«Эта овечка на психоаналитической кушетке была разработана как постер альбома 10cc 1980 года «Look Here». Группа попросила «что-то оригинальное». У меня никогда не было четкого представления о том, что означает это выражение … Я подумал, что было бы более интересно задать вопрос, и между собой мы придумали: «Вы нормальный человек?» Во всяком случае, вопрос привел к идее нормальности и того, что может быть более нормальным, чем овцы, которые склонны следовать друг за другом. Но чтобы быть нормальным, тебе понадобится длительная доза психотерапии».
И еще немного красоты:
Deepest Blue, альбом «Waves», 2004.
Pendulum, сингл «The Island», 2010.
А вот великий выдумщик собственной персоной:
Подробнее с работами Торгерсона можно познакомиться на его официальном сайте.
Также о фотографе не так давно был снят документальный фильм Taken by Storm.