«Эволюция доверия»: теория игр в действии

Это произошло на западном фронте в Рождество 1914-го года. Несмотря на строгие приказы не брататься с врагом, британские и немецкие солдаты покинули свои окопы и пересекли нейтральную землю, чтобы похоронить погибших, обменяться подарками и поиграть. Посреди Первой мировой войны грянуло перемирие.


Сейчас 2017-й год. Запад не знал войны многие десятилетия, а мы не умеем
доверять. Опросы показывают, что за последние сорок лет все меньше
людей говорят, что доверяют друг другу. Почему даже в мирное время друзья становятся врагами? И почему — даже во время войны — враги становятся друзьями? Я считаю, что теория игр может помочь нам объяснить эту эпидемию недоверия и найти способ всё исправить!», – заявляет Никки Кейс.
Никки Кейс – разработчик видеоигр из Сингапура. Его игры переводят на турецкий, китайский, корейский и европейские языки. Посмотреть на проекты разработчика можно здесь, а я тем временем расскажу про одну его игру.

«Эволюция доверия» ставит перед собой задачу разобраться, почему люди стали меньше доверять друг другу и как это можно изменить. Сначала вас знакомят с имеющимися персонажами. Потом объясняют принцип игры и показывают других персонажей. После предлагают проследить за тем, как будет развиваться популяция героев при разных заданных условиях. И все это – в контексте теории игр.







В «Эволюция доверия» вас ждут формулировки типа:

«Прежде чем всё начнёт рушиться, давай рассмотрим кое-что приятное. Вот мир, полностью заполненный Наивными, за исключением одного Обманщика и одного Имитатора»

или

«Как видишь, если не сыграть достаточно много раундов (здесь: 5 или меньше), Обманщики доминируют. В 1985 году опросы американцев показали, что в среднем у них по три близких друга. В 2004-м году это число упало до нуля. У нас теперь меньше друзей с другими взглядами, социальным положением и политическими убеждениями, потому что у нас меньше друзей в целом. И, как ты только что сам выяснил, чем меньше "повторных взаимодействий", тем больше будет распространяться недоверие». 

В ходе игры можно изменять награды и количество раундов, выбирать персонажа-фаворита и делать на него ставки. Также пока вы играете, вам постепенно рассказывают, откуда берется недоверие и что его усугубляет. Например:

«Недопонимание образует такую интересную преграду доверию: когда его немного, оно приводит к снисходительности, но его избыток ведёт к распространению недоверия! Я думаю, современные медиатехнологии хоть и помогли развить связь... но в целом лишь увеличили степень нашего недопонимания»

и

«Теория игр показала нам три вещи, необходимые для эволюции доверия:
1. ПОВТОРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Доверие поддерживает отношения, но для его развития нужно ожидать повторных взаимодействий в будущем.
2. ВОЗМОЖНОСТЬ ОБОЮДНОЙ ВЫГОДЫ Вы должны играть в игру с ненулевой суммой, где есть хоть какой-то шанс, что оба игрока что-то получат — то есть достигнут взаимовыгодного исхода.
3. НИЗКИЙ УРОВЕНЬ НЕДОПОНИМАНИЯ Если уровень недопонимания слишком высок, доверие ломается. А когда недопонимания не очень много, полезно быть более снисходительным».



В конце игры Кейс предлагает ознакомиться с его заметками для проекта, в основе которых лежит книга Роберта Аксельрода 1984-го года «The evolution of cooperation».

Попробуйте сыграть! Займёт около 30 минут времени. Оно того стоит.

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ