Эсминец Zumwalt: неказистое чудо

20–21 мая 2016 года прошла официальная передача ВМС США эскадренного миноносца с управляемым ракетным оружием «Зумвальт». Его эксплуатация должна начаться в октябре. Этот корабль, лишенный мачт и нормальных дымовых труб, созданный с применением технологии «стелс», похож на гибрид броненосца XIX века с пришельцем из футуристических «звездных войн». Вокруг его боевой ценности ведутся споры. Американцы считают, что обладание им равно безоговорочному военному преимуществу. В то же время один российский эксперт назвал новейший эсминец «корытом», высмеяв саму идею невидимости в современном бою махины высотой с шестнадцатиэтажку.

     В конце 1970-х иными ответственными умами в штабах ВМС США овладела идея создания «корабля-арсенала»: с минимумом надстроек, с пониженной ЭПР (эффективной площадью рассеяния), зато начиненного максимальным числом ячеек унифицированных шахтных пусковых установок для ракетного вооружения. К началу 90-х идея оформилась в концепцию перспективных тяжелых кораблей SC-21, состоявшую из перспективного крейсера CG21 и перспективного эсминца DD21. Основной «фишкой» была универсальность: предполагалось, что и крейсер, и эсминец должны выполнять любые задачи, как боевые (поддержка десанта, удары по наземным целям, борьба с кораблями и подводными лодками, обеспечение ПВО корабельного соединения), так и небоевые, вроде эвакуации мирных граждан. Необходимость таких кораблей в новой политической обстановке была явно не очевидной, да и цена начала взрывоопасно расти. В итоге первой жертвой Конгресса пал крейсер, затем началось «урезание» эсминца.

В ноябре 2001 года Пентагон объявил, что программа DD21 будет пересмотрена в пользу строительства сравнительно скромных эсминцев DD(X). Их первоначально рассматривали как замену эсминцам типа «Спрюенс» и фрегатам «Оливер Х. Перри». Возможно, это было лишь хитроумное лавирование, ибо хорошо известно, что «Спрюенсы» и «Оливеры Х. Перри» предназначены в первую очередь для решения противолодочных задач. Но через некоторое время выяснилось, что главной задачей DD(X) станет все-таки поддержка десантов, операции у побережья противника и обстрел целей в глубине территории. Для строительства головного корабля доработанного проекта с бортовым номером DDG-1000 «Зумвальт» была выбрана фирма «Бос Айрон Воркс». У нас она мало известна, но среди ее подрядчиков – «Боинг», «Локхид Мартин», «Нортроп Грумман», «Рейтеон» и «BAe Systems Land». На воду DDG-1000 «Зумвальт» торжественно спустили 29 октября 2013 года – почему-то под покровом ночи и при минимальном стечении людей. После этого полтора года длились испытания.

Первоначально ВМС США грезили о 32 таких эсминцах УРО. Позднее это число уменьшилось до 24, а потом и семи кораблей – из-за высокой стоимости экспериментальных технологий, задействованных в конструкции. Палата представителей и сейчас скептически относится к этой программе и сначала выделила деньги только на один эсминец для «демонстрации технологии». Действительно, его предварительная цена составляла $3,8 млрд, но с учетом НИОКР она возросла до ошеломляющих $7 млрд. Тем не менее, через некоторое время были выделены деньги на строительство двух «систершипов»: DDG-1001 «Майкл Мунсор» и DDG-1002 «Линдон Джонсон». Военные эксперты порой говорят, что власть предержащие могли раскошелиться и на большее количество стелс-эсминцев, но именно в это время противокорабельные системы управляемого оружия потенциального противника сделали революционный шаг вперед. После чего применение улучшенных DD(X) у берегов России стало крайне рискованным.

Водоизмещение экзотических стелс-кораблей составляет 14 564 т, длина – 183 м, ширина – 24,6 м, осадка – 8,4 м. В американском флоте по размерам они уступают лишь авианосцам – этакие «дредноуты XXI века». Впрочем, они заметно меньше российских атомных крейсеров проекта 1144 «Орлан» (среди них наиболее известен «Петр Великий»), чья длина превышает четверть километра, а водоизмещение – 26 000 т. Максимальная скорость «Зумвальта» – 30 узлов. Экипаж – всего 148 человек, благодаря высокой степени автоматизации.

При проектировании эсминцев для снижения их заметности в различных диапазонах волн радиолокаторов был применен общий принцип построения верхней палубы и надстройки корабля, получивший название INTOP. Для уменьшения ЭПР корпусу придана особая форма – «пронизывающая волну», с завалом бортов выше ватерлинии приблизительно на 8°. Форштевень тоже имеет волнорежущую форму под углом 45°. Похожую форму корпуса имели броненосцы и крейсера конца XIX века; ныне ее на Западе называют «tumblehome». Однако используется она крайне редко, ведь корабли с таким корпусом в бурных морях предрасположены к опрокидыванию. Возможно, именно поэтому испытания «Зумвальта» всегда велись при хорошей погоде.

На корпус эсминца выше ватерлинии нанесено противорадиолокационное покрытие толщиной в один дюйм. Все устройства и механизмы, которым традиционно положено находиться на верхней палубе, максимально убраны под палубу. Даже стволы артиллерийских установок в походном положении закрываются заслонками. В итоге, по предварительным оценкам, ЭПР «Зумвальта» получилась в 50 раз меньше, чем у эсминцев УРО типа «Орли Берк». На экранах радаров «Зумвальт» виден не как 183-метровая махина, а как 15-метровая рыбацкая лодка. Это привело к забавному казусу: в тумане современные корабли ориентируются по навигационным локаторам, и в этом случае рискуют столкнуться с «лодочкой». Поэтому в мирное время американцы планируют закреплять на «Зумвальте» радиолокационные отражатели, значительно увеличивающие их заметность.

Надстройка сделана из композиционных материалов, включающих углеводородное волокно, а с внутренней стороны обшита пробковым деревом – для теплозвукоизоляции. Она выполнена как монолитная структура длиной 48,8 м (с ангаром для вертолета и БПЛА – около 61 м), шириной – 21,3 м и высотой – 21 м. Состоит из шести уровней; в четырех верхних расположены посты управления и радиолокационные системы. Для снижения заметности в инфракрасном диапазоне применяется система подавления теплового поля ISEE&HSS. Она обеспечивает орошение надстройки и корпуса забортной водой.

 Эсминцы типа «Зумвальт» получили энергетическую установку нового поколения – комбинированный дизель-газотурбинный двигатель с полным электродвижением, то есть построены по принципу «полностью электрического корабля». Предусмотрен отбор мощности для стрельбы из перспективных электромагнитных пушек-рельсотронов.

Эсминец вооружен 20 установками вертикального пуска Мк 57 с 80 ячейками для установки ракет различного типа. Это могут быть крылатые «Томагавки», противолодочные ASROC, зенитные семейства «Стандарт» или ESSM. У «Томагавка» множество модернизаций. Говоря упрощенно, ракеты с ядерной боеголовкой имеют дальность 2500 км, с обычной – 1250 км, противокорабельный вариант обладает дальностью свыше 400 км и способен подбираться к цели по сложной траектории. Существует даже вариант «Томагавка», способный долго барражировать в ожидании целеуказания, что существенно повышает гибкость применения КР. Семейство ЗУР «Стандарт» тоже выглядит пестро, и наиболее мощные их образцы способны поражать цели даже в ближнем космосе. Ракета ESSM является развитием старушки «Си Спарроу», но в отличие от нее способна поражать цели на дальности до 50 км. Благодаря небольшим размерам в одну ячейку УВП можно поместить четыре ESSM.

Артиллерийское вооружение представлено двумя дальнобойными пушками AGS калибра 155 мм с суммарным боезапасом 920 снарядов, 600 из которых размещено в автоматах заряжания, и двумя зенитными автоматами Мк 46 калибра 30 мм. Артиллерийские установки AGS находятся в носовой части корабля и ведут огонь снарядами LRLAP, похожими на небольшие ракеты (длиной 223 см, весом около 102 кг). Пушки обладают скорострельностью 10 выстрелов в минуту и могут за полчаса разрядить все свои унитарные осколочно-фугасные снаряды из автоматов заряжания. Допустимое отклонение от цели при стрельбе на дальность 100 км – порядка 50 м. Что же касается предельной дальности главного калибра, этот вопрос американцы освещают туманно. Рекламные проспекты говорят о 150 км, а на испытаниях огонь велся на дальности всего 80–120 км. Зенитные же автоматы Мк 46 пришли на смену привычным шестиствольным 20-мм ЗАУ «Вулкан Фаланкс» потому, что снаряды последних не пробьют броневую защиту боевых частей российских сверхзвуковых противокорабельных ракет. Одно время янки даже помышляли установить на «Зумвальт» шведские 57-мм зенитные установки фирмы «Бофорс», но отказались от них из-за недостаточной скорострельности. При этом Мк 46 обычно находятся под палубой и «выныривают» через люки при необходимости.

На корабле имеется большой ангар для двух вертолетов SH-60 «Си Хок» и трех БПЛА MQ-8C «Файр Скаут». Типовой состав авиаотряда включает один «Си Хок» и два «Файр Скаута». Основная задача SH-60 – борьба с подводными лодками, а БПЛА-разведчики должны информационно поддерживать прицельную стрельбу 155-мм пушек.

Интересен вопрос о приспособленности эсминцев УРО типа «Зумвальт» к противоракетной обороне. Первоначально задачи ПРО должны были решать крейсера, конструируемые по «Программе по созданию крейсера следующего поколения» (GG(X)). Она предусматривала замену 22 крейсеров типа «Тикондерога» после 2017 года. Планировалась постройка 18–19 кораблей, которые бы основывались на проекте ЭМ УРО типа «Зумвальт», имели водоизмещение 16 000 т и были вооружены УВП на 200 ячеек для противобаллистических зенитных ракет KEI, но в 2010 году программу отменили. Было решено возложить задачи ПРО и ПВО на модернизированные эсминцы типа «Орли Берк». Командование ВМС пришло к выводу, что корабли могут пользоваться данными с внешних датчиков и сенсоров космического базирования и не нуждаются в радаре большей мощности, чем у ЭМ УРО типа «Орли Берк».

Что касается самих «Зумвальтов», поначалу утверждалось, что они не пригодны для задач ПВО и ПРО. Однако в феврале 2009 года Джеймс Лайонс, бывший командующий Тихоокеанским флотом США, заявил, что технологии DDG-1000 являются важным шагом на пути к будущей ПРО, способной перехватывать баллистические ракеты противника на стартовом участке траектории. Чуть позже исследовательская служба Конгресса сообщила, что «Зумвальт» не может сейчас осуществлять функции ПРО, поскольку они возлагались на крейсер GG(X). Радар «Зумвальта» недостаточно мощен для таких целей. Если требования к ПРО крейсера GG(X) будут перенесены на DDG-1000, потребуется установить на него более мощную РЛС и модернизировать боевую информационно-управляющую систему. Однако, согласно расчетам, выгоднее оснастить все те же эсминцы «Орли Берк» третьей подсерии более мощными радарами, нежели доводить «Зумвальт» до полноценного корабля ПРО.

Установка вертикального пуска, которой вооружен «Зумвальт», приспособлена для широкого спектра ракет, включая «Стандарт» SM-2, однако технические требования на корабль не содержат средств противоракетной обороны. В то же время ячейки УВП достаточно вместительны для будущих ракет-перехватчиков, и хотя сегодня основная функция корабля – боевые действия в прибрежной зоне и атака наземных целей, компания «Рейтеон» продвигает идею оснащения стелс-эсминцев средствами ПРО путем нескольких модернизаций. Не будем забывать и о возможности вести борьбу с баллистическими ракетами с помощью внешнего космического целеуказания, как и в случае с ЭМ УРО «Орли Берк».

Много разговоров ведется об оснащении ЭМ УРО типа «Зумвальт» электромагнитными пушками-рельсотронами и боевыми лазерами. В годы Второй мировой войны в Германии безуспешно пытались сконструировать электромагнитную пушку, разгоняющую снаряд до начальной скорости 2 км/с. Впрочем, настоящие чудеса начинаются со скоростей выше 4 км/с. Тогда снаряд уже не нужно начинять взрывчатым веществом, ибо его кинетическая энергия уже мощнее любой обычной взрывчатки.

Первый жизнеспособный рельсотрон спроектировал в 1970-х годах канадский физик Джон П. Барбер. В середине 80-х свой прототип создали и советские ученые. Пластмассовый снаряд размером с бутылочную пробку разгонялся этим устройством до скорости 9960 м/с и пробивал три слоя дюралюминия толщиной 4 см. За океаном с электромагнитными пушками долго экспериментировали танкисты, терпя фиаско из-за невозможности втиснуть громоздкую элементную базу и аккумуляторы энергии в ограниченный объем бронемашины. Корабли в этом плане перспективнее, поэтому ВМС США в 2005 году запустили программу по разработке рельсотронов. Участвуют в ней фирмы «Дженерал Атомикс» и «BAe Systems».

Главное преимущество рельсотронов – увеличенная скорость, поражающая способность, сверхвысокая дальнобойность и дешевизна снарядов, представляющих собой обычную стальную «болванку». В перспективе при стрельбе с установленного на корабле рельсотрона снаряды будут лететь на расстояние до 400 км. Стоимость одного выстрела составит $25 тыс. против $1 млн для крылатой ракеты морского базирования с аналогичными показателями. Использование рельсотрона исключает необходимость хранить обычные взрывоопасные снаряды, что повышает живучесть корабля, а небольшие размеры снарядов для рельсотрона позволяют увеличить боезапас.

Наземные испытания рельсотрона начались в 2008 году, когда было продемонстрировано орудие с дульной энергией 10 мегаджоулей и начальной скоростью 2520 м/с (9000 км/ч). Вообще-то эти показатели не столь уж фантастичны. Лучшие современные танковые пушки выстреливают подкалиберные бронебойные снаряды со скоростями до 1700–1850 м/с, что сопоставимо с таким рельсотроном. Однако спустя четыре года американцы испытали электромагнитную пушку с дульной энергией свыше 30 МДж. О результатах особо не распространяются, но можно понять, что преодолен 200-километровый рубеж дальности стрельбы. При этом ресурс ствола уже превышает 1000 выстрелов. Словом, разработка рельсотрона ведется так успешно, что адмирал Пит Фанта, директор департамента надводных сил флота, предложил установить электромагнитную пушку на эсминец DDG-1002 «Линдон Джонсон», который вступит в строй в 2018 году.

Что касается жизнеспособных боевых лазеров, тут успехи скромнее. Несколько лет назад американцы отсняли в Персидском заливе рекламный ролик, где некое опытовое судно с помощью боевого лазера лихо расстреливает маленькие плавучие мишени и поражает небольшой летящий беспилотник. Однако все происходит в ясную погоду и на малом расстоянии – речь пока идет не о поражении штурмовика, обвешанного гроздьями ракет и бомб, с дистанции под сотню километров. Похоже, этот вид оружия еще долго будет фигурировать лишь в фантастических фильмах и компьютерных играх.

Как бы то ни было, с кораблями класса «Зумвальт» ВМС США связывают надежды на сохранение доминирования на Тихом океане. Головной корабль серии в качестве зоны ответственности, судя по всему, получит Южно-Китайское море, чтобы сдерживать там «китайскую экспансию». И если этот эсминец разрабатывали для конфликтов малой интенсивности, то теперь идеология применения ЭМ УРО типа «Зумвальт» смещается в сторону глобальных войн, в которой им уготована роль стратегического резерва. Применять их собираются в критически важных операциях, над концепцией которых Пентагону еще предстоит работать.

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ