Залог успешного путешествия — комфорт и удобство на всех этапах пути. Особенно это касается авиаперелётов, а если быть ещё точнее — самой организации перемещения, когда масса сил, времени и нервов уходит на путь до аэропорта, прохождение регистрации, сдачу и получение багажа и прочие обязательные и подчас малоприятные процедуры. Чтобы снизить уровень стресса пассажиров, к делу можно подключить помощников с искусственным интеллектом. А какие именно задачи будут им под силу — рассказал доцент кафедры «Динамика и управление летательных аппаратов» Московского авиационного института Михаил Тяглик
Летом 2024 года крупнейший американский авиаперевозчик United Airlines представил отчёт об использовании различных умных систем на основе искусственного интеллекта для обслуживания пассажиров. В частности, в нём упоминалось о внедрении облачной системы хранения и анализа данных о путешественниках, в том числе об их желаниях и привычках. Кроме того, сервис предусматривает функции быстрой коммуникации между службами аэропорта, чтобы легко и беспрепятственно ориентироваться в запросах клиентов — и это значительно упрощает жизнь. Например, он поможет выполнить пожелание большой семьи сидеть вместе или посчитать общее количество пассажиров, предпочитающих апельсиновый сок. И это, конечно, способствует поддержанию умиротворённой обстановки на борту.
Комментируя применение прорывных технологий для обслуживания пассажиров, IT-директор United Airlines Джейсон Бирнбаум заметил: IT, включая искусственный интеллект, очень важно внедрять в работу аэропортов, поскольку это то место, где всё должно работать с поразительной точностью для всеобщего комфорта. Он рассказал и ещё об одном экспериментальном сервисе, связанном с внедрением цифровых технологий в авиационную среду.
Несколько лет назад United Airlines начала уделять особое внимание изучению индекса потребительской лояльности — показателя Net Promoter Score. В ходе анализа выяснилось, что пассажиры хотели бы, в частности, больше взаимодействовать с пилотом лайнера, на котором полетят. Например, слушать его речи чаще, получать адресные сообщения. Им было бы спокойнее лично наблюдать за тем, как происходит подготовка к путешествию, чувствовать, что о них заботятся. Тогда руководству компании и пришла мысль подключить ИИ к сервису общения с пассажирами, который будет информировать их о любых изменениях до, во время и после перелёта.
Давайте так же, только в России?Можно ли сделать нечто подобное и у нас? Безусловно. Конечно, это потребует больших ресурсов, включая усилия специалистов по цифровым технологиям и финансовые затраты, однако результат будет стоить того. В этом абсолютно уверен доцент МАИ Михаил Тяглик. Говоря о функциях, которые стоило бы доверить искусственному интеллекту в российских воздушных гаванях, эксперт в первую очередь указал на блок задач, связанный с обеспечением комфорта пассажиров.
— Вне всяких сомнений, внедрение цифровых систем, отвечающих за обеспечение комфорта, — технологически сложный и энергозатратный процесс. Но, согласитесь, каждому было бы приятно, например, вместо утомительного трёхчасового ожидания у выхода к самолёту выпить чашечку-другую горячего кофе, зная, что рейс задерживается по каким-то конкретным причинам. Воздушные гавани и так, безусловно, переживают о своих гостях. Но внедрение «систем дополнительной заботы» — особенно на базе ИИ — для полного анализа желаний клиентов, их потребностей, просто необходимо, — поделился мнением Михаил Тяглик.Кроме того, эксперт Московского авиационного института предложил обратить внимание на создание цифровых систем на базе ИИ, которые будут отвечать за навигацию пассажиров внутри аэропортов. Тогда в случае потери ориентиров человеку не потребуется искать сотрудников для получения ответов на свои вопросы, а будет достаточно лишь посмотреть на экран смартфона — «умный помощник» подскажет ему верную дорогу и даст любые другие советы. В процессе коммуникации с людьми ИИ, конечно, будет учиться и развиваться, становясь ещё более надёжной опорой.
— Ситуаций, при которых посетителям аэропортов, будь то обыкновенные туристы или бизнесмены, летящие на важную встречу, необходима помощь искусственного интеллекта, — масса. Если мы начнём развиваться в этом направлении, уверен, пассажиры, как и сотрудники аэропортов, это оценят. Тогда ни одной из сторон не нужно будет совершать лишних действий. Кстати, это также может привести к увеличению прибыли авиакомпаний, аэропортов — ведь что может быть лучше покупки билетов на самолёт, если точно знаешь, что всё организовано по высшему разряду и эксклюзивно для тебя? — заключил Михаил Тяглик.Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.