Без них сложно представить историю вертолетостроения, а на их идеях сегодня взлетают тысячи машин. Рассказываем, кем же строилась отечественная авиация.
Михаил Ломоносов (1711–1765)
Главный пропагандист и идеал русского просвещения Михаил Ломоносов еще задолго до полетов первых пилотируемых геликоптеров спроектировал и испытал «аэродинамическую машину» – прообраз современного вертолета. В ее схеме использовались два соосных винта, которые приводились в движение за счет механической пружины. Наличие двух винтов, вращающихся в противоположные стороны, было необходимо для устранения реактивного момента – Ломоносов был первым изобретателем, кто столкнулся с этой проблемой на практике и решил ее столь элегантным способом.
«В лаборатории». Москва, 1982 г. Иллюстрация: В. Ю. Живалов, www.collection.kunstkamera.ru
Что интересно, на создание «винтокрылой машины» русского ученого сподвигли не мечты о полете человека в воздушных просторах, а конкретные научные задачи, которые он пытался решить, формируя цельную естественнонаучную картину мира. Вот что записано в протоколах Российской академии наук 1754 года: «Высокопочтенный советник Ломоносов показал изобретенную им машину, называемую им аэродромической (воздухобежной), которая должна употребляться для того, чтобы с помощью крыльев, движимых горизонтально в различных направлениях силой пружины, какой обычно снабжаются часы, нажимать воздух (отбрасывать его вниз), отчего машина будет подниматься в верхние слои воздуха, с той целью, чтобы можно было обследовать условия (состояние) верхнего воздуха посредством метеорологических машин (приборов), присоединенных к этой аэродромической машине».
Борис Юрьев (1889–1957)
В 1910 году, когда весь мир еще передвигался преимущественно на лошадях, студент московского Технического училища Борис Юрьев спроектировал схему одновинтового геликоптера с рулевым винтом. Именно по этой схеме сегодня производится большая часть вертолетов. Разработки 21-летнего изобретателя на поколение опережали все известные тогда работы в области создания вертолетов, но главным его достижением определенно стал автомат перекоса, без которого полет вертолета невозможен в принципе. Свои идеи молодой конструктор пытался реализовывать с помощью товарищей-единомышленников, что не всегда приводило к успеху ввиду отсутствия денег. Полномасштабное применение его разработок на государственном уровне началось после 1927 года, когда правительство СССР осознало острую необходимость в авиастроении и начало выделять на это ресурсы.
Николай Камов (1902–1973)
На механическом факультете Томского технологического института Николай Камов не только получил диплом, но и услышал от своего профессора пророческие слова, предрекающие ему блестящую карьеру инженера. Чтобы воплотить эти слова в жизнь, молодому конструктору пришлось пройти весьма тернистый путь. После окончания института Камов отказался от многочисленных предложений по высокооплачиваемой и перспективной работе и устроился на завод по сборке самолетов, чтобы досконально изучить их устройство. В 26 лет он уже руководил бригадой конструкторского бюро француза Поля Ришара, а в свободное время сам разрабатывал автожир. «Красный инженер» оторвался от земли в 1929 году и стал первым советским автожиром. Позднее Камов возглавил собственное конструкторское бюро, выпустившее с десяток вертолетов, в том числе «Воздушный мотоцикл» Ка-8 и 2-турбинный винтокрыл Ка-22. Кстати, и само слово «вертолет» ввел в обиход тоже Николай Камов.
Михаил Миль (1909–1970)
В 1909 году отечественной авиации повезло вдвойне: взлетел первый вертолет Игоря Сикорского и родился создатель легендарных вертолетов под маркой «Ми» Михаил Миль. Причем тоже в Иркутске, откуда родом его покровитель на раннем этапе карьеры и товарищ Николай Камов, вместе с которым Миль разрабатывал первые советские автожиры. Поразительная сила воли помогла Милю пережить смерть сына, матери и брата и после защиты докторской диссертации возглавить новое конструкторское бюро, в стенах которого был спроектирован, например, знаменитый Ми-8 – по сей день самый массовый двухдвигательный вертолет в мире. Карьеру авиастроителя Михаил Миль завершил созданием самого грузоподъемного вертолета из когда-либо построенных – Ми-12, поднявшего рекордный груз в 40 т. После этого свою творческую энергию Герой Социалистического Труда доверил давно любимым мольберту и роялю.
Александр Яковлев (1906–1989)
Выходец из крепостных крестьян Александр Яковлев смог построить впечатляющую карьеру: помимо руководства собственным КБ им. Яковлева он занимал пост заместителя наркома авиационной промышленности по новой технике. Ему вообще неплохо удавалось поддерживать отношения с властью: с 1939 года он был доверенным лицом Сталина по вопросам авиастроения. Вождь доверял его мнению, не искаженному ошибками авиаторов старшего поколения, которые, как считал Сталин, завели отечественную авиацию в болото. После добровольного увольнения с министерской должности Яковлев полностью посвятил себя авиастроению и разработал, помимо всего прочего, первый в СССР серийный самолет вертикального взлета и посадки, первый в мире турбореактивный гражданский самолет Як-40 и двухвинтовой грузовой вертолет Як-24, вмещавший до 40 пассажиров или 4 т груза.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.