Самый губительный грипп в истории – эпидемия «испанки» – унес больше жизней, чем Первая мировая война. Откуда пришел вирус? Почему количество смертей исчислялось десятками миллионов? Родственна ли «испанка» современным штаммам гриппа и может ли подобная пандемия повториться?
Глупость мертвеца
Сначала эпидемию «испанки» словно не замечали: люди умирали от неизвестной болезни уже полгода (с весны 1918-го), а в газетах доминировали сообщения с полей сражений – шла Первая мировая. Все болезни списывали на тяготы военного времени, плохое питание, скученность народных масс, а также диверсии противника. Французские газеты сообщали читателям, что причина странных смертей – отравленные немцами консервы. Немцы, которые так же массово умирали от гриппа, винили в заболевании англичан. Военная цензура старательно вымарывала из газет любые намеки на эпидемию. Противнику не полагалось знать, что солдаты и гражданское население противоборствующей стороны в большом количестве выходят из строя. Единственной страной, которая на тот момент открыто заявила об эпидемии, стала Испания: она не воевала и могла себе это позволить, тем более что даже испанский король Альфонсo XIII переболел «испанкой» и еле выкарабкался.29 июня 1918 года «главный санитарный врач» Испании выступил с обширным докладом на тему нового вида гриппа. Эпидемия не сходила с полос мадридских и каталонских газет. «Левая» пресса критиковала правительство за систему здравоохранения, «правая» писала, что испанцы прогневили Бога, а неизвестная болезнь – наказание за грехи.
В стране закрылись школы и театры, отменились общественные мероприятия, проезд в общественном транспорте без марлевой повязки был запрещен. Судя по воспоминаниям выживших, в Испании были городки, где умерли все врачи, священники и могильщики. Некому было лечить, отпевать и хоронить. Хотя статистика не подтверждает настолько зловещей картины: согласно ей, заражались гриппом 90 человек из 100, а умирали только пятеро из сотни. Но тут надо сделать ремарку: мы говорим о стране, которой не коснулись тяготы мировой войны, и мы говорим о первой, самой легкой волне гриппа.
Больничные палаты в лагере Фьюнстон были переполнены солдатами, подхватившими испанку фото: unwritten-record.blogs.archives.gov
Хотя «испанка» и получила свое название в честь Испании, эта страна родиной заболевания не являлась. Точное происхождение данного вида гриппа не установлено. Существуют две основные версии. Согласно первой, «испанку» занесли в Европу из США американские военные, а родиной штамма был штат Канзас. Согласно второй, вирус появился в Китае. Считается, что птичий грипп от какой-нибудь залетной утки (сами птицы гриппом не болеют и не могут заразить им человека) передался проходящей мимо свинье, породив свиной грипп, который мутировал и передался человеку. Этим человеком был условный китайский рабочий кули, которых в Первую мировую войну массово завозили во Францию для участия в строительных работах.
Так это или нет, мы не знаем. Но «нулевым пациентом» «испанки» в истории медицины считается Альберт Гитчелл, повар военного тренировочного лагеря Фанстон, штат Канзас. 11 марта 1918 года он проснулся с полным набором гриппозных симптомов: сильной болью в горле, ломотой в суставах, головокружением, тошнотой, температурой 40. Повара тут же поместили в лазарет, но вскоре выяснилось, что его болезнь – не единичный случай. С подобными симптомами в первый день регистрации «испанки» на больничных койках лагеря Фанстон оказались 107 человек, за неделю заболели более 500. Американская армия понесла существенные потери от «испанки». Всего за 584 дня участия в войне США потеряли 116 516 солдат, половина из них умерла от гриппа.
Неизвестно, от кого повар Гитчелл подцепил «испанку»: от китайца, чья смерть никого не заинтересовала, или от поросенка на кухне, чья смерть тоже прошла незамеченной. Но «нулевой пациент» выздоровел и потом прожил ничем не примечательную долгую жизнь – лишь изредка журналисты задавали ему вопрос: «Каково это – осознавать, что от твоего чиха погибли 50 млн человек?». А новый вирус гриппа проник в Европу и стал стремительно «набирать обороты».
Во время эпидемии свидания принимали новый вид Фото: vitalis-verlog.com
Трагедия в трех актах
Уже в апреле «испанку» зафиксировали во Франции – она косила войска Антанты. Иногда болело до половины личного состава батальона. Наступательные операции отменялись по причине того, что некому было идти в бой. С другой стороны фронта – в странах Тройственного союза – ситуация была такая же. Всего за четыре месяца новый вирус распространился по планете. Согласно статистике, осталось лишь одно место на земле, где не было зарегистрировано ни одного случая заболевания, – бразильский остров Маражо в дельте Амазонки. Туда просто никто не доехал. Очень долго, благодаря карантину, держались Япония и Австралия, но в конце концов вирус проник и туда.
Планета болела «испанским» гриппом 18 месяцев, с марта 1918 года до сентября 1919-го, за это время вирус успел обойти Землю три раза. Первая волна (весна-лето 1918 года) была самой слабой и на фоне завершающихся боев Первой мировой войны прошла практически незамеченной, смертность была низкой. В августе эпидемия вообще сошла на нет, и многие решили, что она ничем не отличается от предыдущих. Однако в октябре-декабре 1918 года ударила вторая волна «испанки», самая смертоносная. Грипп убивал за два-три дня – англичане прозвали его «трехдневная лихорадка». Иногда смерть наступала через несколько часов после заражения, тело буквального сгорало на глазах. К концу года от гриппа умерли уже 25 млн человек. Англия обезлюдела, канадцы отменили чемпионат страны по хоккею. В Филадельфии во время собрания по поводу сбора денег на нужды военных заболели все, кто пришел, – 635 человек! И все это на фоне многочисленных парадов победы, ведь 11 ноября 1918 года завершилась мировая война.
Третья волна оказалась сильнее первой, но слабее второй – весной-летом 1919 года вирус еще раз обошел планету. Потом он «затух», хотя вспышки заболевания наблюдались вплоть до 1921 года. Историки медицины до сих пор спорят о точном числе погибших. Население планеты на тот момент составляло 1,8 млрд человек. Считается, что «испанкой» переболело от 500 млн до 1 млрд, то есть от трети до половины населения Земли. Умерло от 50 до 100 млн человек, то есть от 3 до 6 % населения планеты. Большинство ученых сходятся на цифре около 50 млн, британская энциклопедия определяет число погибших как 3,4 % мирового населения.
Водитель трамвая отказывает в поездке пассажиру без маски. Дворник тоже не хочет болеть. Фото: PhotoQuest/mashable.com
Вирусологи (и начала века, и современные) считают, что одна из основных причин распространения «испанки», а также основная причина столь высокой смертности – Первая мировая война, которая привела к тому, что огромные массы людей были скучены на маленькой территории, лишены нормального питания и медикаментов. Врачи практически не лечили пациентов, а лишь «наблюдали» их и пытались ограничить распространение вируса. После четырех лет войны любые лекарства были в дефиците.
«Испанка» убивала крайне неравномерно. Разница в смертности между крайними точками замера составляла 30 раз. «Львиная доля» смертей пришлась на азиатские страны, которые даже не принимали участия в войне. Причина – отсутствие системы здравоохранения и крайняя бедность. Для сравнения: в Швеции и Дании «испанкой» переболело 80 % населения, однако смертность от нее составила менее 1 %. В Индии «испанка» уничтожила почти 8 % населения страны, в Иране – 21, в Самоа – 22 %.
У многих народностей, особенно живущих обособленно, нет устойчивости к вирусу гриппа. В 1918 году в Канаде и на Аляске коренные жители вымирали целыми деревнями; у маори в Новой Зеландии смертность от «испанки» в семь раз превышала средний показатель по планете. Если оглядываться на всю историю цивилизации, то эту эпидемию можно сравнить разве что с эпидемий чумы в XIV веке, «черной смертью», которая сгубила 30–40 млн человек, то есть около 10 % тогдашнего населения Земли.
После похорон
В ходе эпидемии за «испанкой» закрепилось еще одно название: «синяя смерть». Лица умерших напоминали лица повешенных. Вскрытие же демонстрировало обширные повреждения тканей практически всех внутренних органов, в первую очередь легких. Организм буквально «поджаривал» сам себя. Самым распространенным осложнением после гриппа становилась пневмония. Даже пережив «испанку», человек оставался на грани жизни и смерти.
Что больше всего поражало современников, так это то, что «испанка» по преимуществу забирала молодых и здоровых людей в возрасте от 20 до 40 лет. Больные и престарелые переносили болезнь намного легче, хотя при «классическом» гриппе все должно быть наоборот. Например, страдающий туберкулезом Франц Кафка быстро и легко переболел «испанкой», а 25-летняя звезда немого кино Вера Холодная «сгорела» в Одессе в феврале 1919 года буквально за два дня. В чем причина такой обратной логики? Ответ был найден только в 2002 году, когда группе ученых удалось наконец выделить штамм «испанки» (H1N1) и создать против него вакцину, которая, несмотря на опоздание почти на 100 лет, все же оказалась действенной против пневмонии и некоторых видов современного гриппа. Ведь не стоит забывать, что «испанка» – очень близкий родственник хорошо знакомого нам свиного гриппа, эпидемия которого в 2009 году убила около 12 тыс. человек во всем мире.
Электронно-микроскопическое изображение воссозданного вируса Фото: CDC, Dr. Terrence Tumpey/medicalxpress.com
В 1997 году группа ученых во главе с «Индианой Джонсом современной биологии» Йоханом Халтиным выкопала на Аляске труп похороненной там в 1918-м женщины. Она скончалась от «испанки», но ввиду того, что тело лежало в вечной мерзлоте, а при жизни женщина отличалась весьма тучным телосложением, ее легкие сохранились. Из них и был выделен штамм «испанки».
После ряда исследований появился ответ на вопрос, почему «синяя смерть» забирала преимущественно молодых и здоровых. Причина – цитокиновый шторм, или гиперцитокинемия. Когда здоровая иммунная система сталкивается с сильным незнакомым вирусом, она включает все ресурсы организма, чтобы уничтожить чужака, «вытравить» его из своих тканей. Организм начинает выделять цитокины – химические соединения, которые должны убить вирус. Цитокины токсичны, их выделение можно диагностировать по ломоте в спине и суставах во время гриппа. Фактически наше тело устраивает сеанс жесткой химиотерапии, отравляет нас в попытке расправиться с вирусом. Все ткани воспаляются, и первыми не выдерживают легкие – они начинают разлагаться и превращаются в кашу. В итоге человек умирает от недостатка кислорода. Слабая иммунная система (например, у стариков и детей) реагирует на присутствие гриппа намного слабее, поэтому болезнь может тянуться у них 7–14 дней, и, если организм выдерживает, наступает выздоровление.
В 2005 году доктор Терренс Тампи реконструировал вирус испанки 1918 г. Фото: Centers for Disease Control and Prevention
Может ли эпидемия «испанки» повториться в будущем? Теоретически один из шести штаммов гриппа, существующих в современном мире в активной форме, может мутировать во что-то незнакомое в любой момент.
«Новая испанка» способна распространиться по планете менее чем за сутки и унести до 200 млн жизней. Причины все те же – нищета, скученность населения, отсутствие нормально функционирующей системы здравоохранения. Например, во время пандемии свиного гриппа в 2009 году в «бедной» Мексике умерло в десять раз больше людей, чем в «богатой» Франции. Причина? Мексиканцы обращались за медицинской помощью, когда было уже слишком поздно. Люди банально боялись пропустить рабочий день, потерять деньги и работу. В итоге теряли жизнь. Такая же модель поведения будет преобладать и во время будущей пандемии. Плюс ко всему, современная медицина умеет гасить цитокиновый шторм примерно так же, как и в 1918 году.
инфографика: maximonline.ru
Скрюченный домишко
Количество жертв «испанки» в России до сих пор не поддается точному подсчету. В одних источниках можно встретить цифру 300 тыс. человек, в других – более 3 млн. Первая волна Россию практически не задела. Лишь летом 1918 года болезнь начала «просачиваться» через австрийский фронт в Галицию, а потом распространяться по Украине. Осенью «испанка» захватила первый крупный город на своем пути – Киев. Тогда говорили, что «весь Киев слег в постель».
В столице самопровозглашенной Украины болело 700 тыс. человек (полмиллиона населения плюс 200 тыс. беженцев и пленных). Несмотря на это, жизнь в Киеве не остановилась: работали театры и общественный транспорт, проходили политические митинги.
К новому 1919 году «испанка» захватила уже всю Россию от Петрограда до Урала. 16 марта от нее скончался «второй человек в стране после Ленина», председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Яков Свердлов.
Установление точного количества погибших от «испанки» в России затрудняется еще и тем, что в 1919-м на просторах империи гремела гражданская война, во время которой развалились почти все системы обеспечения жизнедеятельности населения, от канализации до здравоохранения на местах. Одновременно с «испанкой» бушевали очаговые эпидемии холеры и тифа. В киргизских степях объявилась чума, на Кавказе – малярия. Для тех, кто решился покончить с собой, Россия в 1919 году представляла собой идеальное место – достаточно было просто выйти на улицу.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.