Итальянский мастер Антонио Страдивари всего создал более двух тысяч инструментов. Его скрипки выставляют на аукционах за миллионы долларов, а страховые компании запрещают перевозить их в одном самолете, чтобы в случае катастрофы не потерять два изделия сразу. В чем же секрет уникальности работ Страдивари? Одна из причин – особая резонансная древесина ели, растущей в Альпах.
Фото: AFP, tdg.ch
Научный консультант: Антонов Олег Иванович, канд. с.-х. наук, доцент кафедры общей экологии, анатомии и физиологии растений СПбГЛТУ, ведущий научный сотрудник СПбНИИЛХ
Некоторые гитары стоят 5 тыс. рублей, а некоторые – 55 тыс. долларов, и разница между ними – не только в бренде и его узнаваемости, но и в древесине. В принципе, музыкальные инструменты можно сделать из многих материалов (вспомните детские гитарки из пластика), но древесина – лучший. Она делает звук мягким и насыщенным. Подходит не всякое дерево – не получится выйти во двор, срубить березу и открыть музыкальную мастерскую. Нужные деревья называются резонансными. Резонанс от латинского resono переводится в данном случае как «звучу в ответ». Речь идет о музыкальной отзывчивости дерева, его способности влиять на тембровую окраску звука. Выбор резонансных деревьев – особая задача. Они должны расти медленно, близко друг к другу, но в то же время на расстоянии. Этот отбор похож на магию – нужно учесть почву, высоту дерева, близость его к другим, фазу луны, наличие сучков. Из маленьких условий складывается ценность материала. Есть притча про старого плотника, который перед смертью сказал: «Я всех в жизни прощаю, кроме елового сучка». У ели сучки настолько плотные и прочные, что создают большие проблемы для деревообработки. Нужного дерева можно ждать долго. Но, когда оно «зазвучит», ожидание окупится красотой музыки.
Естественно, резонансную древесину можно не только искать, но и выращивать целенаправленно. Российская империя закупала этот редкий материал за рубежом – в Альпах, Баварии, Тироли. Советский Союз не имел такой возможности и начал работать над собственным производством. Есть
даже легенда о том, как маршал Михаил Тухачевский – большой поклонник музыки – помог мастеру скрипичных инструментов Большого театра. Якобы после жалобы мастера на недостаток сырья Тухачевский отдал приказ, и вскоре из Закавказья к Большому театру привезли два вагона нужных деревьев. Никаких подтверждений того, правда это или нет, не найдется. Но точно известно, что на базе Сиверского опытного лесхоза уже в 1929 году ученые проводили первые опыты по выращиванию резонансной древесины и удалению ветвей ели. Работы ведутся и сейчас – в Ленинградской области, на опытных участках Санкт-Петербургского НИИ лесного хозяйства.
Для деревьев устраивают что-то вроде «Фабрики звезд» – отбирают самые «перспективные» из них. «Повысить качество формируемой древесины можно за счет многократной обрезки ветвей у отобранных деревьев, – рассказывает ведущий научный сотрудник СПбНИИЛХ, доцент СПбГЛТУ Олег Антонов. – Изначально выбирают те, которые останутся к возрасту рубки: 80–100 годам. Количество этих деревьев должно составлять 600–800 штук на гектар, все должны быть расположены равномерно по площади и не иметь крупных ветвей и сучьев. Начинать работы по формированию ценной бессучковой древесины нужно в искусственных или естественных насаждениях, когда дереву 15–20 лет. Сначала при помощи штангового высотореза обрезают ветви и сучья с интервалом в пять лет до высоты 2, 4 и 6 метров. В каждом случае на дереве должно оставаться 8–10 живых мутовок (кольцо веток вокруг ствола дерева). Таким образом, к 25–30-летнему возрасту необходимо сформировать шестиметровую бессучковую зону. Работы следует проводить параллельно и заподлицо к стволу, без повреждения коры, острым, хорошо отточенным инструментом».
Как и в случае с настоящими артистами «Фабрики», здесь все эти процессы индивидуальны. Да, затратно и трудоемко, но на выходе – настоящие звезды лесного мира. Своевременную обрезку ветвей добавим к регулярному разреживанию древостоев – и вуаля: получается бессучковая древесина – самое дорогое сырье, которое можно получить на лесном рынке. Почти бузинная палочка в мире волшебных палочек. Распил такого дерева дает пиломатериалы отборного сорта, в том числе – резонансную и авиационную древесину.
У значительного числа «наших» образцов акустическая константа – показатель излучения звука, который зависит от динамического модуля упругости и плотности древесины – превышает оптимальное значение в 12,0 м4/кгс. То есть деревья, выращиваемые в Ленинградской области, не просто хороши, а очень хороши. Процесс производства высококачественной древесины можно сравнить с технологией превращения алмазов в бриллианты: 1 кубометр резонансного пиломатериала в России стоит в среднем около 100 тыс. руб., за рубежом их цена может доходить до $150 тыс. Поэтому «выращивание» резонансной древесины всегда рентабельно, несмотря на все сложности. Но главный резон – даже не финансовая выгода, а сами материалы для производства музыкальных инструментов. Говорят, что оркестр начинается с дирижера. На самом деле, оркестр начинается с высоких крон целевых деревьев.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.