«Маленькой елочке холодно зимой, из лесу елочку взяли мы домой». В детстве слова песенки казались понятными и правильными: где же еще взять новогоднюю ель, если не в лесу? Но в реальности это задача непростая – без специального разрешения на вырубку из леса, помимо дерева, мы принесем еще и квитанцию на оплату административного штрафа – как минимум, 3,5–5 тыс. рублей.
Вырубка в больших объемах карается посерьезней: после пяти тысяч вы рискуете по 260 статье УК получить 480 часов обязательных работ или штраф до полумиллиона рублей. Или даже лишиться свободы на срок до двух лет! Это не значит, что все елки в лесу неприкосновенны, – просто перед вырубкой надо заключить договор с лесным хозяйством. На территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области находится 18 лесничеств. Их главная задача – защита леса, который подвергается особой опасности в канун Нового года. Как это делается, мне рассказал главный лесничий Сланцевского лесничества Павел Петрович Рябинин.
Павел Рябинин. Фото из личного архива
– Специально новогодние ели мы не выращиваем, на сруб идут самые обыкновенные деревья. Стоят они копейки: за полутораметровую елочку – 3–7 рублей. Бумажной мороки больше. Сначала надо взять счет на оплату в лесничестве, оплатить его в банке. После этого человек возвращается к нам, и мы заключаем договор купли-продажи на семи листах. В прошлом году губернатор Ленобласти сделал жителям подарок: постановление, по которому с 1 декабря по 10 января заготавливать хвойные деревья для собственных нужд можно было бесплатно. Кроме местных жителей, к нам приезжали гости из Санкт-Петербурга. Всего было заключено 500 договоров, а в других лесничествах, которые поближе к городу, счет шел на тысячи.
– Это были не те елки, которые на улицах продают?
– Нет, мы можем отдать только одно дерево в частные руки, а массовым производством и торговлей занимаются предприниматели. Руководство в Петербурге каждый год решает, какие участки выставить на лесной аукцион. Эти земли покупают оптовики и распоряжаются ресурсами по своему усмотрению, в том числе могут заготавливать ели для новогодних базаров. Но у нас в Сланцах давно такого не было.
Самое важное в нашей работе – указать людям, где можно вырубать деревья, а где нельзя. Выпиливать можно только елки, которые растут там, где не полагается.
– Это где, например?
– Под линиями электропередач, в местах под расчистку канав, на противопожарных разрывах, квартальных просеках, лесных дорогах. Вообще все леса поделены на части по целевому назначению. Есть эксплуатационные леса – там ведутся заготовки древесины. Есть леса, выполняющие защитную функцию, – например, у берегов рек, озер. Они укрепляют почву. А внутри защитных лесов есть особые защитные зоны, обычно около населенных пунктов. Такие насаждения оберегают города и деревни от сильного ветра, размывания земли. Если вырубать деревья в таких районах, могут быть серьезные экологические последствия.
На сруб идут обыкновенные деревья. Фото: Андрей Савельев. www.vkonline.ru
– А вы для себя на Новый год живую елку срубаете?
– Нет, у меня дома искусственная. Вообще, я работаю в лесном хозяйстве более 20 лет и могу сказать, что новогодняя традиция постепенно отходит. 500 договоров на район, где более 30 000 жителей, – это несерьезно. Детские сады и школы уже не заказывают ели, как раньше. Детей начинают приучать к тому, что не стоит убивать живые деревья. На мой взгляд, это правильно.
С каждым годом народ все чаще покупает искусственные ели. Они не требуют особого ухода, не сорят иголками и избавляют человека от неприятного ритуала – выноса высыхающего дерева на свалку. Кроме того, еще в школе мы узнаем, что леса – легкие планеты: деревья выделяют кислород (в среднем – 2 л в сутки) и выступают фильтром, который накапливает пыль и вредные испарения. Хвойные растения к тому же убивают болезнетворные бактерии. Эти факты убеждают многих людей купить искусственную ель. Но мало кто задумывается, что производство пластиковых деревьев тоже вредит природе. Их делают из синтетических материалов (а это означает выбросы в атмосферу и много отходов), перевозят на большие расстояния, расходуя много топлива (крупнейший поставщик искусственных елей – Китай), а при утилизации переплавляют (что означает новые выбросы в атмосферу) или просто выбрасывают (а пластик в почве разлагается 100–200 лет). Так что главным критерием при выборе елки является время использования. Если вы планируете купить ель на месяц, то лучше выбрать живое дерево – это будет полезней для окружающей среды.
Искусственная ёлка как способ самовыражения. Фото: Dave Tacon/Al Jazeera, www.ronsnews.blogspot.ru
Если покупатель хочет живую ель, но обыкновенная лесная его не устраивает – ему прямая дорога в питомник растений. К сожалению, питомников, которые выращивают только хвойные породы, в Петербурге нет: дело это хлопотное, цена на землю запредельная, а эффект не так хорош, как хотелось бы. Хвойные – хоть и морозостойкие растения, но все равно любят тепло, в холодном климате растут неохотно. Обзванивая городские питомники, я с удивлением узнал, что многие из них вообще отказались работать с елями. Но пятнадцатая попытка увенчалась успехом: хозяева питомника растений «ВИЛЛА-ПЛАНТА» согласились рассказать мне, как они ухаживают за хвойными породами.
Торговая площадка питомника находится в Лисьем Носу. На входе меня встречает заместитель директора по торговле – Андрей Виноградов, и мы без лишних разговоров идем в глубь питомника по деревянным мосткам. Справа и слева от меня в горшках и контейнерах стоят растения: всевозможной окраски цветы, лиственные и хвойные деревья причудливой формы, аккуратные кустарники. В лесничестве все вокруг дышало дикостью и своенравием. В питомнике на каждом растении – след руки мастера
– Место, где мы сейчас находимся, – лишь торговая площадка, – рассказывает Андрей Владимирович. – Питомник, где занимаются размножением и выращиванием растений, находится в Псковской области. Там земля дешевле, да и тепло приходит на пару недель пораньше. Специально мы новогодние елки не выращиваем. Так как наш питомник – это еще и ландшафтное бюро, хвойные в основном идут на создание живых изгородей. Продажа деревьев под Новый год – это не самое выгодное занятие. Штучный товар! В основном перед праздником покупают два вида хвойных: ель обыкновенную и ель колючую. Ель обыкновенная – быстрорастущее дерево, за 10 лет вырастает на полтора метра. Если за ней не ухаживать, становится похожа на неряшливую палку: ветки кривые, иголок мало. Поэтому ель обязательно стрижется, прищипывается, отрезаются молодые побеги, укорачивается вершинка. Ель колючая изначально более пышная, но тоже требует постоянного ухода.
– А как вы понимаете, на какое дерево «делать ставку»?
– Это почти невозможная задача – угадать предпочтения клиента заранее! В прошлом году было модно покупать пихты. Они довольно красивые, меньше подвержены нападкам со стороны насекомых. Но растет пихта медленнее, чем ель. Также очень примечательны сортовые деревья. Они привитые, имеют разные цвета и формы, правда, и цена заметно отличается. Вот, например, ель канадская – «Дейзи уайт» (Picea glauca Daisy White). Этот сорт периодически меняет окрас: молодой прирост бело-желтого цвета, а потом зеленеет. Очень популярны голубые ели. Так как наш питомник занимается декоративными растениями, для нас важна форма дерева. Мы выращиваем ель стелящуюся, бонсаеподобную, шаровидную на ножке…
– Как вы ухаживаете за деревьями?
– Хвойные у нас проходят полный цикл выращивания. Есть два пути: черенкование или посев. При посеве используются семена растений, при черенковании в землю сажаются черенки – маленькие веточки. По мере роста черенок необходимо пикировать (обрезать), пересаживать в большую емкость: из кассеты в горшочек, из горшка в больший горшок или грунт. Кормят хвойные по-разному, зависит от типа удобрения: быстрого или пролонгированного действия. Состав удобрения для хвойных – тоже непростой: в них должно быть мало азота, но много серы и марганца. По необходимости пропалываем: если нижним ветвям не будет хватать солнца, они начнут отмирать.
В отличие от лесничеств, ели из питомника продают в контейнерах – сохраняют корневую систему, что оставляет деревьям надежду на вторую жизнь. И многих людей привлекает возможность после Нового года пересадить праздничное дерево в землю на даче или «выпустить на волю» в лесу.
Приобретение живой новогодней елки перерастает в настоящий квест, где выбор растения и места покупки не так уж и очевиден. Высокая цена елей в питомнике полностью оправдывается их качеством и силами, вложенными в выращивание. А в лесничестве деревья стоят копейки, но аккуратное и красивое дерево придется хорошенько поискать, предварительно заполнив несколько необходимых бумажек. В крайнем случае, вы можете просто прийти на елочный базар – благо в Санкт-Петербурге подобные рынки устраиваются повсеместно. В 2016 году перед Новым годом работало более 200 точек продаж и интернет-магазинов во всех районах. В супермаркетах и на улицах продаются ели, привезенные со всей России и даже из-за рубежа. (Импортные деревья завозят в основном из Дании и Нидерландов, также фирмы-заказчики очень ценят ели из центральной части России – там располагаются самые крупные в стране питомники.) По сравнению с «добычей» в лесничестве, переплата гигантская, но для занятого человека дороже время. Тем более, даже после увядания такая ель может быть полезной: есть экологические организации, которые собирают после праздника выкинутые деревья. Ведь опилки и иголки можно использовать – скажем, как подстилку для животных в питомниках. В 2016 году в рамках акции «Елки, палки, пять бизонов» волонтерам в Петербурге удалось собрать около 3000 неправильно утилизированных елей.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.