На основании многолетних исследований психологи и нейробиологи Санкт-Петербургского государственного университета выяснили, что для усвоения новых слов одинаково подходят как осознанный способ, основанный на использовании прямых инструкций, так и тот, который позволяет получать знания из контекста. Полученные данные помогут не только в разработке методик обучения родному и иностранным языкам, но и в восстановлении речевой функции у пациентов после черепно-мозговых травм.
Существует два основных способа заучивания новых слов: эксплицитный, при котором человеку показывают какой-то объект и называют его, и имплицитный, когда новые знания получают из контекста. По словам Ольги Щербаковой, доцента кафедры общей психологии и сотрудника лаборатории поведенческой нейродинамики СПбГУ, научное сообщество располагает противоречивыми данными о том, какой из способов более эффективен и какие нейрональные механизмы работают в том и другом случае. Чтобы разобраться в этом вопросе, психологи и нейробиологи СПбГУ провели ряд экспериментов.
Сначала ученые отобрали реальные слова русского языка – довольно часто употребляемые существительные, обозначающие хорошо знакомые людям предметы и животных и сходные по своим физическим и психолингвистическим признакам, а также состоящие из трех звуков и трех букв, например, фен или мул. Затем они взяли от каждого настоящего слова начало и конец и, перекомбинировав их, составили несколько сотен псевдослов, из которых впоследствии отобрали те, которые по звучанию не были похожи на уже существующие. В итоге в списке оказались псевдослова, которых нет в русском языке, но которые составлены по всем его правилам, например, фел или мун. Наконец, для псевдослов подобрали изображения различных предметов и животных, которые не могли быть известны испытуемым (например, древние медицинские инструменты или редкие глубоководные животные).
Участники эксперимента должны были ответить на десять вопросов, в которые были включены новые слова, например, «Перед вами фел. Запомнили?» или «Имеет ли рога мун?» До и после обучения ученые снимали у испытуемых показания электроэнцефалограммы, чтобы оценить, как менялась активность их мозга. ЭЭГ регистрирует так называемые вызванные потенциалы (всплески скоординированной активности большого количества нейронов), возникающие в коре головного мозга в ответ на предъявление знакомых и незнакомых слов перед обучающей сессией и после нее. В конце испытуемые выполняли различные задания для проверки того, насколько им удалось запомнить слова. Проанализировав полученные данные, ученые пришли к выводу, что эксплицитное и имплицитное научение одинаково эффективны.
«И тем и другим способом люди успешно выучивают новые слова уже после десяти проб, это подтвердили все три проверочных теста», — комментируют исследователи.А вот нейрональные механизмы эксплицитного и имплицитного научения оказались разными: при имплицитном научении активность была сдвинута в зоны левого полушария, которые традиционно связывают с языком, а эксплицитное научение, похоже, активировало распределенную по обоим полушариям систему, которая связана с исполнительными функциями и контролем внимания. Последние считаются довольно поздним эволюционным приобретением, зрелым и сложным с точки зрения объема ресурсов, которые приходится на это тратить. Ученые СПбГУ — первые, кому удалось это продемонстрировать в ходе проведения экспериментов.
Фото: СПбГУЭто новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.