У многих слово «джинсы» неизменно ассоциируется со словом «Америка», что совсем не удивительно – ведь эти универсальные брюки изобретены на золотых приисках Сан-Франциско, а потом многократно одобрены ковбоем Мальборо, звездами Голливуда и простыми американскими миллионерами... Но, как это ни странно, сегодня сложно найти настоящие американские джинсы – те, что с ярлыком MADE IN USA.
Я побывала в мировой столице джинсовой моды Лос-Анджелесе и своими глазами увидела процесс изготовления настоящих американских джинсов, а также расспросила производителей, в чем же их главное отличие от азиатских конкурентов.
Лос-Анджелес является центром американской текстильной индустрии: на многие километры здесь простирается промышленный район, где ежедневно трудятся тысячи рабочих. Моим гидом по индустриальному городку был Джефф Рас, бизнесмен и владелец компании Private Label Jeans. Джефф принимает заказы от модных магазинов и лично следит за всем процессом джинсового производства, который состоит из нескольких этапов. Каждым из них занимается отдельная фабрика (именно фабрика, не цех): на одной изделия кроят, на другой шьют, на третьей окрашивают.
Технология производства джинсов довольно сложна – здесь они уступают разве что изделиям из кожи. Первый шаг – изготовление ткани, которая делается из хлопка: азиатского, мексиканского или американского. Самый популярный и дешевый – азиатский. Вначале хлопковые нити окрашиваются в специальных машинах растворами химикатов; затем их обрабатывают каустической содой и кислотой, чтобы краска лучше впиталась. После на нити наносится клейкий крахмальный раствор, и их плотно сплетают на ткацких станках. В конце ткань проходит дополнительную отделку – повторно окрашивается и выравнивается.
Лишь немногие калифорнийские фабрики производят джинсовую ткань – обычно ее закупают в Японии или Китае. Джефф поступает именно так – работает с уже готовой тканью. Но для этого сначала нужно смоделировать и изготовить первый образец. Делается это следующим образом: дизайнер от заказчика покупает в магазине готовые джинсы, максимально близкие к желаемой модели, показывает и объясняет Джеффу, что он хочет увидеть на этих джинсах, и Джефф выполняет первый вариант, который может быть переделан еще десятки раз, пока не устроит заказчика. После этого Джефф заказывает фабрикам партию – от ста пар джинсов до нескольких тысяч.
Американская фабрика... При этих словах многие представляют себе чистое светлое помещение, где за новейшими машинами работают всего несколько человек в специальных костюмах, нажимая кнопки и следя по компьютеру за процессом производства. Такая картина вполне годится для Голливуда, но на самом деле все гораздо прозаичнее: даже в XXI веке штаны шьют не роботы, а люди. Промышленный район Лос-Анджелеса немногим отличается от китайского – те же однотипные серые здания без окон, узкие улочки, а внутри цехов так же шумно, пыльно и уныло. Рядами стоят различные аппараты – для резки лекал и ткани, швейные, стиральные и гладильные машины, автоматы-распылители с силиконом. За машинами трудятся от сотни до тысячи рабочих, в зависимости от размера заказа. Большинство из них иммигранты из Латинской Америки, которые трудятся за минимальную по закону штата Калифорния плату – 8 долларов в час. За каждым рабочим закреплено свое место, на котором он совершенно одинаково и монотонно проводит каждый рабочий день. Правда, трудовое законодательство в Штатах более строгое, чем, скажем, в Китае: в Калифорнии, например, запрещено работать более 8 часов в день и более 40 часов в неделю, а у рабочих есть небольшой брэйк, или перерыв на обед. Столовых на джинсовых фабриках нет, каждый приносит еду с собой – обычно это популярные в Америке сэндвичи.
Первая фабрика, которую мы посетили, занималась раскроем. На длинных столах на развернутых рулонах ткани лежат уже готовые лекала. Ткань разложена в несколько слоев – толщиной от 2 до 10 см, в зависимости от размера заказа. По лекалам с помощью электрических раскройных ножей вырезаются детали будущих брюк – с точностью до миллиметра и минимальными потерями ткани. На одни джинсы уходит около полутора метров полотна. Одинаковые детали связывают вместе, нумеруют и отправляют на следующую фабрику.
Там они распаковываются, и на каждую наносится маленькая наклейка с информацией – от какой модели деталь, какого размера. Джинсы состоят минимум из 20 деталей, которые компонуются работниками в бешеном ритме: один пришивает лишь задние карманы, другой вставляет молнии, третий прострачивает боковые швы. Для работы используют американские и японские швейные машины. Час за часом одни и те же движения – и у швейного стола вырастают кучи полуготовых джинсов, которые переходят к столу следующего сотрудника. Люди работают с предельным вниманием, не отвлекаясь ни на что вокруг: даже вспышки моего фотоаппарата не смущают их сосредоточенных лиц. Скорость производства, благодаря такому трудолюбию, очень велика: на пошив одной пары уходит в среднем 15 минут, а за день средняя фабрика выпускает 1000–2000 изделий.
Со швейной фабрики мы отправляемся в laundry – прачечную, где джинсы стирают, сушат и гладят. Стирка делает ткань более мягкой и приятной на ощупь – для этого в воду добавляют силикон. Стиральные машины, кстати, очень похожи на обычные, только размером побольше. В зависимости от того, какой внешний вид джинсов нужно получить, процесс стирки может длиться от часа до шести. Для эффекта поношенности джинсы стирают с пемзой – чем ваши джинсы темнее, тем меньше времени они были в стирке. Для создания белых джинсов ткань стирают несколько часов с отбеливателем. После стирки брюки тщательно проверяют, и если находят брак, то отправляют на переработку (или списывают в отходы, когда ситуация совсем безнадежна). Если же джинсы успешно проходят осмотр, они направляются на влажно-тепловую обработку – в гладильный цех, где их гладят и выравнивают с помощью парогенераторов.
Далее следует самый интересный этап – декоративная отделка. Для эффекта поношенности рабочие трут джинсы пемзой. На лицах – плотные повязки, так как в воздухе синяя текстильная пыль, которая может забиться в легкие. После нескольких часов работы белые маски становятся голубыми.
Здесь же на джинсах вручную создаются модные складки, которые покрываются краской с помощью аэрозолей. На этом же этапе приклеиваются стразы. Фурнитура устанавливается с помощью специальных пресс-машин, которые пробивают дырки в ткани и закрепляют пуговицы.
На финальном этапе джинсы еще раз утюжатся и проходят контроль качества: супервайзер проверяет каждый шов, цвет ткани изнутри и снаружи. Джефф осматривает небольшую готовую партию и… отправляет ее на дополнительную стирку. «Цвет карманов изнутри более синий, чем положено», – объясняет он.
Едва ли джинсовое производство на других континентах в корне отличается от американского, однако узнать «чистокровные» джинсы можно без труда. Американские джинсы тяжелее, чем “made in China”, но при этом очень мягкие на ощупь. Они отличаются высоким качеством пошива и отделки изнутри: швы двойные и прострочены так, чтобы ткань не расползалась и ни одну нитку нельзя было вытянуть. На пуговицах и заклепках с двух сторон выбито название фирмы, а на замочке стоит аббревиатура YKK – японской компании Yoshida Kogyo Kabushikikaisha, производящей замки.
В России настоящие джинсы – вещь по-прежнему дорогая, рассчитанная на модников и ценителей денима, готовых заплатить за качество немалые деньги: одна пара в московских магазинах стоит порядка 100–300 долларов. Через Интернет можно заказать намного дешевле напрямую от американских производителей, но тогда нужно учитывать цену доставки. Хотя цена оправдывает качество – приобретая джинсы “made in USA”, вы можете не сомневаться, что вам хватит их на много лет.
В США можно найти настоящие джинсы за 70–80 долларов, китайские – за 30–50 в зависимости от качества (конечно, мы говорим о магазинах, а не о распродажах и секондхэндах). Между прочим, даже китайские джинсы здесь очень качественные. Levi's, к примеру, тоже уже китайский.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.