Помните картинку из учебника биологии, где шимпанзе плетется за австралопитеком, австралопитек за хабилисом (Homo habilis), хабилис за архантропом (Homo erectus) и, наконец, архантроп за Homo sapiens? Так вот забудьте. Не было такого. Эта схема – упрощение для школьников, которые не интересуются антропологией. Потом эти школьники вырастают и свято верят в венец творения. На самом деле эволюция – это дерево, а мы – только одна из его ветвей. Мы даже не умнее – мы просто везучие.
Неандертальцы, денисовцы, флоресцы, люди Нгандонга, человек грузинский (Дманиси), Homo microcranous и Homo gautengensis – всего семь параллельных человечеств. Это не наши прародители – это родственники, альтернативные мы. Нас с ними объединяет общий предок: австралопитек афарский (Australopithecus afarensis), живший 2,5–3,9 млн лет назад. Именно к этому виду принадлежит Люси – «Ева» всех людей, самка, останки которой нашли в 1974 году.
Неандертальцы
Внешность: крепкие, коренастые, массивные, покатый лоб, выступающий большой нос, отсутствие подбородка, большой, но приплюснутый мозг, шиньонообразный затылок, по преимуществу рыжие волосы, голубые глаза
Речь: вероятна
Орудия труда: есть
Культура: примитивная, мустье, шательперон
Время существования: 130 тыс.–28 тыс. лет назад
Ареал: Европа, Западная Азия (от Ближнего Востока до южной Сибири включительно)
Скрещивание с Homo sapiens: есть
Самый изученный вид «других» людей. Предки неандертальцев, гейдельбергские люди (Homo heidelbergensis Европы), пришли в Старый Свет гораздо раньше нас, сапиенсов. Для большинства слово «неандерталец» – ругательное. Еще лет 20 назад ученые видели в них воплощение поговорки о наличии силы и отсутствии ума. Потому они, мол, и вымерли – вытеснили их умницы-кроманьонцы.
Но сегодня большинство исследователей склоняется к мысли: неандертальцы были не глупее наших предков. Их мозг по размеру превышал даже среднестатистический у современных людей! Впрочем, был характерно приплюснут, какие-то его доли были развиты больше, какие-то меньше. И хотя зависимость между объемом мозга и умом, мягко говоря, не прямая, в условиях большой популяции говорить о ней можно.
У неандертальцев были орудия труда, культура и зачатки искусства. Основание для этой идеи – ожерелье из медвежьих зубов, относящееся к так называемой культуре шательперон (35–50 тыс. лет назад). Иногда ее, правда, считают заслугой наших предков, а вовсе не неандертальцев, поскольку через какое-то время здесь жили и они. Но многие ученые (а вместе с ними и известный биолог, палеонтолог и популяризатор науки Александр Марков) считают эти доводы слабыми. Потому что у шательперонских изделий есть свои особенности. Некоторые отмечают, что они уж очень похожи на «репродукции» изделий сапиенсов Ориньякской эпохи (41–28 тыс. лет назад). Складывается впечатление, что неандертальцы никогда не видели кроманьонцев за работой, а лишь находили их изделия и пытались соорудить нечто подобное.
А еще неандертальцы заботились о стариках, и у них, возможно, были погребальные обряды. Они хоронили сородичей в позе эмбриона в неглубокой яме. В одной из могил в пещере Шанидар (Ирак) археологи нашли много пыльцы (причем растений, которые не росли в этой местности и были по преимуществу лекарственными), рога и кости животных. Все это, как ни крути, зачатки религии.
Неандертальцы изготавливали орудия труда (культура мустье), разноцветные красители из минералов, бусы из ракушек и, возможно, украшения из перьев птиц. Но все это меркнет перед тем, что делали в тот же период их соседи-сапиенсы. Костяные флейты, знаменитые палеолитические венеры (статуэтки тучных или беременных женщин, символизировавшие плодородие), вероятно, фигурка «человекольва» из бивня мамонта, «шикарные» захоронения Сунгирь во Владимирской области (покойники уложены головами друг к другу, одежда, расшитая костяными бусинами, браслеты и другие украшения). Почувствовали? А теперь расслабьтесь.
Это не говорит о том, что мы умнее. Большинство исследователей считают: у сапиенсов попросту был более гибкий интеллект, они были более склонны к изобретательству. Все это не требовалось «мужчинам настолько суровым», как неандертальцы. Они прекрасно себя чувствовали в условиях холодной Европы.
Точного ответа на вопрос об их вымирании не знает никто. Но поскольку неандертальцев всегда было мало, большинство специалистов считает, что они вовсе не вымерли. И кроманьонцы их не истребляли, как думали раньше, а «поглощали», вступая в браки с угрюмыми неандерталками. Об этом свидетельствуют, во-первых, останки неандертало-сапиентных метисов. Во-вторых – генетики, которые обнаружили в среднем около 2,5 % неандертальских генов у всех жителей Земли, кроме коренных африканцев (которые никогда не выходили из своей Африки). Даже американские индейцы более «мертвы», чем неандертальцы: количество их генов ничтожно в бурной крови современных жителей США, хотя живые представители коренной нации в Америке еще есть.
Правда, нашлись скептики, которые считают: обнаруженные гены – не что иное, как последовательности ДНК, оставшиеся нам и неандертальцам от более далеких общих предков.
Денисовцы
Внешность: неизвестна, предположительно, мощные надбровные дуги, большой рост, архаические черты; возможно, смуглые, кареглазые, с каштановыми волосами
Речь: нет данных
Орудия труда: есть
Культура: возможна
Время существования: ?–30 тыс. лет назад
Ареал: предположительно средняя, восточная, юго-восточная Азия, Китай
Скрещивание с Homo sapiens: есть
Самая таинственная ветвь человечества: о ней неизвестно почти ничего. Найдено всего пять останков: три зуба (два из них мужские), фаланга мизинца маленькой девочки и, возможно, фаланга пальца ноги (его генетический анализ продолжается). Все. Впрочем, на территории современного Китая и в других местах найдено несколько черепов и останков скелета каких-то странных людей, не вписывающихся ни в одну классификацию. Возможно, это и есть денисовцы (Homo heidelbergensis Азии). Но возможности выделить из них ДНК пока нет – черепа найдены в теплых регионах, где она просто не сохраняется. Да и склеить кости могли неправильно – это бывает сплошь и рядом, реконструкция останков – та еще головоломка.
Денисову пещеру на Алтае, где веками жили то неандертальцы, то кроманьонцы, то денисовцы, называют пещерой всех людей. Одиннадцатый слой пещеры – «денисовский». Он датируется возрастом 50 тыс. лет, это ранняя стадия верхнего палеолита. Наши предки в те времена «баловались» лишь примитивными скребками да рубилами и только подступали к искусству обработки камня. Какой же праздник был у археологов, когда на границе 11 слоя они нашли настоящие сокровища: миниатюрные каменные иглы из костей птиц, бусины из скорлупы страусиного яйца, ожерелья из зубов животных, подвески из ракушек, украшения из поделочного камня, темно-зеленый браслет из редкого хлоритолита (при разном освещении меняющего цвет), изящное кольцо-подвеску из мягкого мрамора. Все эти шедевры, возможно, принадлежат денисовцам, но сказать доподлинно нельзя.
Расшифровка ДНК показала, что 4,8 % денисовских генов имеют современные меланезийцы. А вышеупомянутая фаланга мизинца принадлежала 9-летней девочке с карими глазами, смуглой кожей и темно-каштановыми волосами. Не исключено, что это общая черта всех денисовцев.
Флоресцы
Внешность: рост около метра, крошечный мозг – 400 см³, архаичный облик, руки до колен, возможно, покрыты шерстью
Речь: нет данных
Орудия труда: есть
Культура: неизвестно
Время существования: 95 тыс.–12 тыс. лет назад
Ареал: остров Флорес
Скрещивание с Homo sapiens: неизвестно
Вид, который можно охарактеризовать одним словом: казус (эволюционный). Объем мозга этих крошечных существ (за что их прозвали хоббитами) был меньше, чем у шимпанзе, но при этом у них имелись орудия труда. Антропологи объясняют это так. Когда предки хоббитов – питекантропы Явы – пришли на индонезийский остров Флорес, они умели изготавливать орудия. Однако, пожив на райском острове, не имея естественных врагов, питекантропы медленно, но верно впали в «декаданс» (как бы ни хотелось многим, эволюция не имеет вектора, она зависит лишь от внешних условий). Мозг-то их уменьшился, а вот «навыки» изготовления инструментария остались. Есть, правда, мнение, что флоресцы – микроцефалы. Но большинство исследователей эту версию не разделяет. Во-первых, потому, что несколько идентичных скелетов – это уже слишком. Маловероятно, что в таком месте могло скопиться такое количество индивидов со столь серьезной патологией, которые могли бы сами себя обслуживать, да еще делать орудия труда… Ну, а во-вторых, «традиция» относить новые виды к микроцефалам тянется еще со времен открытия неандертальцев, которых тоже считали дефективными сапиенсами.
Самое удивительное, что нынешнее население Флореса рассказывает легенду о «маленьких мохнатых человечках», которые очень давно жили на острове. Жили-жили, а потом вдруг стали воровать у местных еду. Те стерпели, но когда дело дошло до кражи младенцев – местные обиделись. Человечков убили, а трупы сожгли в пещере. Не исключено, что аборигены и вправду знавались с флоресцами, ведь они проживали там по эволюционным меркам совсем недавно.
А еще есть вполне серьезное мнение, что предания о хоббитах – реальные воспоминания наших предков о встрече с такими карликовыми человечками. То же самое, кстати, можно сказать о йети. Отдельные исследователи считают, что рассказы о снежном человеке – дань памяти неандертальцам.
Люди из Нгандонга
Внешность: очень мощное надбровье, расширенное по краям, уплощенная верхняя часть лица
Речь: нет данных
Орудия труда: есть
Культура: неизвестно
Время существования: 100–200 тыс. лет назад
Ареал: остров Ява
Скрещивание с Homo sapiens: неизвестно
Тоже примитивные. Останки так называемых солойских людей (по названию реки Соло у деревни Нгандонг) нашли еще в 1931 году. Вместе с ними обнаружили небольшие грубые отщепы из хладоцена, из него же – каменный шар, пластины, костяной нож с отполированным краем, гарпун из кости, остроконечное орудие из оленьего рога.
Некоторые исследователи рассматривают солойцев как предков современных австралийских аборигенов. Но доказать это невозможно – нет анализа ДНК (которая не сохраняется в тропиках).
Думаете, на этом все? Пока да. Антропологи, однако, не исключают существование и других, пока не открытых человечеств. У аборигенов Африки, например, обнаружили какие-то неизвестные доселе гены. Возможно, они принадлежат восьмому виду. А может, девятому. Кто знает?
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.