Дрон не воробей, вылетит – и под воду

«ММ» публикует отрывок из книги Мартина Догерти

То, что мы называем глубоководным погружением, крайне опасно для человека, хотя эта глубина довольно смешная по сравнению с реальными цифрами, которыми оперирует Мировой океан (глубина Марианской впадины – 11 034 метров ниже уровня моря). В привычном глазу резиновом скафандре дайвер может опуститься под воду максимум на 40 метров. В специальном жестком скафандре – на 200. Спуститься еще ниже людям позволяют сверхпрочные батискафы, которые требуют масштабного обеспечения и очень ограничены в своих возможностях и продолжительности использования.

 

Однако создатели беспилотников не обделили вниманием морские глубины и на сегодняшний день некоторые подводные задачи можно решить без риска для дайверской жизни. Подводные аппараты (например, автономный необитаемый подводный аппарат, АНПА, или телеуправляемый необитаемый подводный аппарат, ТНПА) не нуждаются в присутствии экипажа на борту. Им не нужно выдерживать огромные перепады давления окружающей среды снаружи и изнутри. Они могут быть меньше и легче батискафов, потому что не требуют пространства для размещения экипажа и систем жизнеобеспечения. Узнать больше о беспилотных подводных и летательных аппаратах можно в книге Мартина Догерти «Дроны». С разрешения правообладателя «Машины и механизмы» публикует отрывок из путеводителя по БПЛА, в котором обозначены основные представители подводных беспилотников.


 

ГИДРОВЬЮ

 

Управлять аппаратом с ноутбука или планшета может даже неподготовленный оператор. Гидровью состоит из центрального отсека оборудования и электроники, по бокам которого расположены движители. Его камера может работать в режиме видео и фото. Как правило, подводные осмотры кораблей требуют погружения дайвера в воду, для чего необходим обученный персонал и дорогостоящее оборудование. В то же время для этого

можно использовать ТНПА с минимальным временем подготовки

и без риска для жизни водолазов. Гидровью может заплывать в небольшие или загроможденные пространства, осматривать подводную часть судна или проверять причалы на наличие трещин. Дрон поможет быстро узнать состояние гребных винтов или изучить опасные для прохода судов объекты.


 

ДИП ТРЕКЕР

 

Аппарат состоит из центральной части со стабилизированной камерой и двигательных установок по бокам, питается от аккумуляторов, а управляется с помощью простого ручного пульта. ТНПА крепится к концу троса, который помогает предотвратить его потерю в непредвиденной ситуации, а также используется при спуске ТНПА в воду с борта судна или моста. Пока команда водолазов готовится к погружению, ТНПА может проверить безопасность места или разведать цель погружения. Во многих случаях он может проводить осмотр без участия дайверов. Дип Трекер пригодится и в рыболовстве: он может проверять состояние сетей и рыбы. Бортовая камера аппарата поворачивается и позволяет легко изменять направление. Если установить на камеру небольшой прожектор, ТНПА сможет работать в мутной воде. Также на дрон можно установить сонар и манипулятор для захвата предметов. Аппарат может автоматически поддерживать заданную глубину и направление.


 

ВИДЕОРЭЙ

 

Видеорэй спроектирован по образцу миниатюрной подводной

Лодки с центральным прочным корпусом, вмещающим полезную

нагрузку. Дрон может работать на глубинах до 300 м. Видеорэй приводится в движение с помощью двух двигателей в кормовой части. Аппарат может двигаться в обратном направлении и разворачиваться на месте. Как и Дип Трекер, ТНПА крепится к концу троса. Видеорэй может работать даже при сильном течении и плохих погодных условиях. Дрон успешно используется для поиска улик и тел погибших, скрытых в воде, а также для поиска затопленных боеприпасов и обеспечения безопасности в портах. Еще Видеорэй помогает проводить научно-исследовательские работы: аппарат использовался для изучения антарктических вод, а также для фиксации изменений рифов и наблюдений за рыбой.



Видео: акула нападает на дрон Remus

 

РЕМУС

 

Ремус – торпедообразный автономный необитаемый подводный

аппарат (АНПА), предназначенный для перевозки грузов. Это целое семейство дронов с некоторыми общими компонентами, но различными диаметром корпуса и внутренней вместимостью. Компактный «Ремус-100» предназначен для использования в прибрежных водах глубиной до

100 м, а большой «Ремус 6000» – для глубоководных операций.

Доставка в район работ и развертывание любого АНПА представляет для операторов определенную проблему. Комплекс «Ремус» включает в себя систему запуска и возвращения, которая может быть установлена на корме или борту судна. Дроны «Ремус» используют систему акустических преобразователей (своего рода «подводный GPS»), измеряя расстояние между АНПА и каждым из преобразователей. Ремус оснащен камерой и различными гидроакустическими комплексами. Его сонар можно использовать как измеритель высоты над морским дном, а также для определения параметров воды, поиска конкретных объектов и навигации.

ВМС США используют дрон для разминирования, что гораздо безопаснее, чем традиционный способ отправки специального судна–тральщика.

 

Редакция журнала «Машины и механизмы» благодаритиздательство «ГрандМастер» (подразделение «Эксмо») за помощь в подготовкематериала.

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ