Пустота над Гибралтарским проливом может казаться очень символичной. Расстояние ничтожное даже по древним меркам (14 км в самом узком месте) – а перекинуть мост между Европой и Африкой нельзя. Или можно?
Кому он нужен
Через Гибралтарский пролив между Испанией и Марокко (южной оконечностью Пиренейского полуострова и северо-западным африканским побережьем) ежегодно проходит более 100 тыс. судов – торговых и туристических. Африка – крупный торговый партнер, сейчас товарооборот Европы с африканскими странами составляет миллиарды евро в год. Появление моста могло бы разгрузить пролив и открыть много новых возможностей для торговли и путешествий, которые пока ограничены из-за небольшого выбора транспорта: с европейского берега на африканский можно перебраться либо по воздуху, либо по воде. Хотя в мире есть и более широкие водные преграды, которые можно пересечь на автомобиле или поезде. В чем тогда проблема?
Глубина
Ширина преграды для строительства моста важна, конечно, но не так, как глубина. Мост должен на что-то опереться. Максимальная глубина Керченского пролива – 18 м, пролива Большой Бельт в Дании, через который тоже построен мост, – 20 м. Ла-Манш куда глубже: 174 м, так что через него уже проложили тоннель. А глубина Гибралтарского пролива – 800–900 м, в самом глубоком месте – вообще 1181 м. Представляете, какие тут требуются мостовые опоры? Даже Бурдж-Халифа ниже.
Течение
С одной стороны пролива – Средиземное море, с другой – Атлантический океан, и они активно обмениваются водой. Это два противоположных течения: в верхних слоях текут океанские воды, в нижних – морские. Они очень мощные, разной солености и плотности, плохо смешиваются друг с другом, уровень Атлантического океана к тому же колеблется из-за приливов и отливов. В общем, для мореплавания Гибралтарский пролив – непростое место. А чтобы стойко выдерживать эту постоянно возмущенную обстановку и еще нести на себе тяжесть в виде межконтинентального перехода, высоченные мостовые опоры должны быть еще и фантастически прочными.
Сейсмическая активность
Район Гибралтарского пролива – место, где сходятся две литосферные плиты, точнее, Африканская заползает под Евразийскую. Это очень влияет на сейсмоактивность: в зоне движения плит постоянно возникают землетрясения, пусть и небольшие. Кстати, в результате землетрясения пролив и появился 5 млн лет назад, когда его пробили воды Атлантики. Современные сейсмостойкие технологии позволяют сделать мосты менее уязвимыми перед такими событиями, но в Гибралтарском проливе, как мы уже выяснили, есть и другие сложности.
Дороговизна
Нельзя сказать, что у человечества нет денег на совершенствование всех этих технологий, создание новых материалов, а затем долгое строительство Гибралтарского моста. Но инвестиции все-таки должны окупаться, желательно в этой жизни. А польза от потенциального моста пока не перевешивает реальные сложности, которые сначала надо преодолеть, и расходы, которых это потребует. Как бы нам ни хотелось прокатиться из Испании в Марокко на машине или велосипеде, не пересаживаясь для этого на паром, – пока это невозможно.
Подводный путь
А что если мост из Испании в Марокко сделать подводным – проложить тоннель? С точки зрения обывателя есть даже три способа это сделать: положить большую трубу прямо на дно, расположить ее в толще воды на опорах или закопать. Первые два варианта критики не выдерживают: как мы помним, дно находится в 800–900 м от поверхности, и работать в условиях такого давления невозможно. Трубе, «подвешенной» в воде, тоже нужны высокие и суперкрепкие опоры, а ведь еще надо обеспечить ее герметичность и организовать вентиляцию.
Более или менее выполнимым кажется третий вариант: прокладка тоннеля с помощью проходческого щита, как для метро. Только длина такого тоннеля будет не 14 км, а, с учетом выхода на поверхность под нужным уклоном, километров 50. Звучит не так уж фантастично: японцы же построили подводный тоннель длиной почти 54 км. Правда, там и глубина – всего 240 метров. Но сама вероятность будоражит умы как инженеров, так и представителей власти разных стран, которые периодически обсуждают строительство такого тоннеля. Экономический и социальный совет ООН даже официально одобрил инициативу о «постоянно действующей линии “Европа–Африка” через Гибралтар».
А в Испании даже есть специальная государственная организация «Испанское общество изучения постоянного сообщения через Гибралтарский пролив» (Sociedad Española de Estudios para la Comunicación Fija a Través del Estrecho de Gibraltar), и в 2018 году ее специалисты заявили, что проект принципиально осуществим. Только придется построить новую буровую машину, которая сможет пройти через 4 км пластичной глины на дне. И таких машин потребуется восемь, а лишь изготовление одного прототипа будет стоит 32 млн евро.
В 2023 году появилась информация о том, что Марокко и Испания создали совместный комитет, который рассчитает точные технические параметры будущего Афротоннеля и его стоимость. Тогда звучали цифры «длина 42 км», «глубина до 400 м» и «в три раза дороже Евротоннеля». Тоннель под Ла-Маншем на заре его строительства оценивался в 6,2 млрд долларов, но по факту обошелся в 14,5 млрд. Нельзя сказать, что у человечества нет таких денег… И очень хочется, чтобы отсутствие переправы между Европой и Африкой однажды стало главной мировой проблемой.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.