Домонгольские фрески Новгорода изучат с помощью спектрометра

В Георгиевском соборе Юрьева монастыря, заложенном в 1119 году по заказу князя Всеволода Мстиславича, только в откосах некоторых окон и на стенах лестничной башни сохранились фрагменты монументальной росписи первой трети XII века.

В Великом Новгороде стартовал первый этап междисциплинарного научного проекта Института археологии РАН «Домонгольские росписи Новгорода: археологический контекст и естественно-научные исследования (фрески Георгиевского собора Юрьева монастыря из раскопок 2013–2020 годов)». Проект победил в конкурсе Министерства науки и высшего образования РФ и был поддержан грантом Правительства РФ. Работы московских археологов осуществляются при содействии Новгородской епархии Русской Православной церкви и Новгородского государственного объединенного музея-заповедника.

В Георгиевском соборе Юрьева монастыря, заложенном в 1119 году по заказу князя Всеволода Мстиславича, только в откосах некоторых окон и на стенах лестничной башни сохранились фрагменты монументальной росписи первой трети XII века. Практически весь первоначальный ансамбль фресок был сбит со стен и положен в качестве основания под новый чугунный пол храма в 1820–1830-х годов. Отдельные фрагменты этой живописи обнаруживались на протяжении XX века при археологических исследованиях на территории Юрьева монастыря и при случайных находках.

Во время археологических исследований Георгиевского собора в 2013–2020 годах экспедиция ИА РАН под руководством член-корреспондента РАН, доктора искусствоведения Владимира Седова обнаружила и извлекла из-под позднего пола храма несколько десятков тысяч фрагментов фресок, сбитых со стен в XIX веке.
Стартовавший проект призван всесторонне проанализировать фресковые росписи и получить комплексные естественнонаучные данные о штукатурке и технике многослойной живописи Георгиевского собора Юрьева монастыря в сопоставлении с другими памятниками Новгорода и существовавшими в то же самое время византийскими храмами с росписями в Болгарии, Македонии, Италии. Предполагается издание полного электронного и печатного каталога избранных фрагментов фресок, планируется построение 3Д модели Георгиевского собора изнутри и снаружи. Как полагают ученые, Георгиевский собор Юрьева монастыря – идеальный объект для таких исследований: внутри одного собора содержится целая история развития фресковой технологии от Древней Руси до начала XX века.

Главным содержанием первого этапа работ, часть которого уже проведена, стало изучение фресок методами точных наук – в частности, при помощи метода рентгеновской флуоресцентной спектрометрии и микроскопии. Так, спектрометрический анализ даст ответ на ряд вопросов о составе пигментов и технологии росписи: присутствовал ли в составе насыщенного голубого цвета один из самых дорогих пигментов – лазурит, который добывался в Афганистане, или он был заменен на не такой дорогой, но все же редкий в России азурит? Из каких элементов состоит зеленый и красный пигмент, использованный в росписи XII века, а из каких – в более поздней росписи? Каким образом и в какой последовательности на стену построенного храма накладывались слои штукатурки и специального тонкого слоя подготовки под живопись, отличалась ли фресковая штукатурка по своему составу от строительной?

Ученый секретарь Института археологии РАН, кандидат искусствоведения Марина Вдовиченко:
«Появление из-под земли шедевров с фигуративными изображениями (живопись, фрески) случается крайне редко, как и попадание изображений в археологический культурный слой. Обнаружение в ходе раскопок в интерьере Георгиевского собора тысяч фрагментов первоначальной фресковой росписи храма принадлежит к подобным исключительным археологическим удачам, приносящим как исследовательскую радость и потрясение мастерством древних творцов, так и удивление способностью земли сохранять и отдавать произведения искусства такого рода. Этот массив "археологической" фресковой росписи значительно дополняет наши представления о свойствах домонгольских фресок Новгорода». Фото: Институт археологии РАН

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ