Ни один предмет домашнего интерьера настолько не ассоциируется с отдыхом, комфортом и праздностью, как диван. Есть в нем и тонкая поэзия грез, и сермяжная правда обыденности. Надо признать, что для обитателя современного мегаполиса диван уже не мебель, а настоящее явление культуры. И это сказано без пафоса.
Текст: Анна Маляева
Судите сами: в эпоху телевидения и Интернета диван превратился в необходимое и в то же время достаточное дополнение к этим «высочайшим благам цивилизации». Нет более привычного зрелища, чем воспетый в анекдотах муж с пультом в руке, «придавивший своего четвероногого друга», или подросток с ноутбуком, ведущий в свободное время диванный образ жизни в окружении коробок с фастфудом. А о чем мечтает в вагоне метро усталая дама «бальзаковского возраста», если не о нескольких часах, которые она проведет под пледом на диване, наблюдая за жизненными перипетиями героев бесконечного сериала?
В общем, как ни крути, а все дороги нашего незамысловатого досуга рано или поздно приводят нас в теплые объятия дивана. «Пойду прилягу, отдохну», – привычно заявляем мы себе и домочадцам, совершенно не осознавая, что в нас говорит вовсе не физическая усталость, а «психология отдыха». Желание вытянуться на мягкой горизонтальной поверхности нам диктуют не усталые мышцы, а голова. Почему?
Доминик Энгр. Большая одалиска
Все дело в том, что данная «модель отдыха» сформировалась еще в сознании наших предков, а мы получили ее в наследство на генетическом и культурном уровнях. Давным-давно, когда человек большую часть своего трудового дня проводил гоняясь за мамонтами, а позднее – работая в поле, лучший способ отдохнуть для него выглядел именно так: рухнуть на расстеленную шкуру или охапку соломы и не двигаться. Мышцы отдыхали, нервы успокаивались, организм восстанавливался для новых подвигов. Теперь далеко не каждый из нас может похвастать рабочим днем, столь насыщенным физическими нагрузками, но отдыхать мы все же предпочитаем по старинке – лежа.
От чего же мы пытаемся отдыхать на своем любимом диване, если целый день провели сидя в офисном кресле? Конечно, от стресса. Именно он «выжимает из нас жизненные соки», провоцирует всяческие болезни, портит настроение и цвет лица.
Любопытно, что изучавший медицинскую статистику немецкий профессор Питер Акст
пришел к выводу о том, что лучшей защитой от стресса является… лень! Согласно идеям, выдвинутым в его книге «Радость лени», изнуряющий себя тренировками в спортзале человек не в состоянии справиться со стрессом, а радостное ничегонеделание вполне может оказать на него благотворное влияние. Тренажеры Акст предлагает заменить диваном, а бег, прыжки и прочие «издевательства» над организмом – здоровым дневным сном.
Пожалуй, кое в чем с немецким профессором трудно не согласиться: даже эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) определяют здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия. Это означает, что совершенно невозможно назвать здоровым человеком нервного и обиженного на весь белый свет субъекта даже в том случае, если он редко чихает и является обладателем рельефных мышц. Чтобы быть здоровым, нужно умело справляться со стрессом. Но всегда ли это можно сделать не сходя с дивана?
Чтобы ответить на этот вопрос, попытаемся понять, что такое стресс с точки зрения физиологии.
Представьте себе, что идете по древнему лесу и оказываетесь визави с саблезубым тигром… Опасность творит с вашим организмом чудеса. Руки и ноги начинают потеть, чтобы кожа стала более эластичной и вы меньше пострадали в предстоящей схватке со зверем. Сердце бьется чаще, кровь интенсивно направляется к мускулам, сердечной мышце и мозгу. Кровоснабжение пищеварительных органов уменьшается – ведь питаться собираетесь не вы, а тигр, а вот свертываемость крови повышается – на случай ранения. Так на организм действует стресс, запуская комплексную реакцию «бегство или борьба». Вы готовы принять бой или, в худшем случае, ретироваться, что вы, естественно, и делаете: ноги бегут, сердце стучит, желудок «сжался в кулак»,
адреналин зашкаливает.
А теперь представьте, что то же самое происходит с вами в ответ на очередную выволочку от начальства, подрезавший на дороге автомобиль или ссору с законной половиной. Механизм реакции организма на угрозу просто распространяется на ситуации, которые щедро подбрасывает человеку современная цивилизация. Мы же,
«задавленные культурой», не бежим и не боремся под влиянием стресса, а сидим и терпим. Напряженность и все выделившиеся вещества остаются в организме, вызывая различные сердечные и нервные расстройства, нарушения пищеварения и т.д. и т.п.
Много веков подряд стресс был нашим союзником в минуты опасности, теперь же стал врагом. В свете этих знаний диван выглядит довольно сомнительным средством в борьбе с ним.
Ришард Стоцкий, доктор психологии из Польши, считает, что «первым заданием отдыха» является разгрузка от стресса, поэтому выходящий на вечернюю пробежку горожанин ведет себя вполне адекватно потребностям организма. Более того, каждое физическое усилие, будь то активный отдых или утренняя зарядка, по его мнению, приближает нас к снятию напряжения.
Вывод один – чтобы по-настоящему отдохнуть, диван следует «употреблять» только после хорошей физической нагрузки. Ну, а раз он нам все-таки не категорически противопоказан, давайте знакомиться ближе.
Начнем с того, что персидское слово «диван» первоначально относилось к совершенно другим предметам. Говоря «диван», жители Ближнего Востока подразумевали некое важное собрание. Вспомним, к примеру, такой рубаи Омара Хаяма:
О, если б, захватив с собой стихов диван
Да в кувшине вина и сунув хлеб в карман,
Мне провести с тобой денек среди развалин, –
Мне позавидовать бы мог любой султан.
Конечно, вы догадались, что поэт не собирался, отправляясь на пикник, тащить с собой начиненный рукописями предмет интерьера. В классических литературах Ближнего и Среднего Востока диваном назывался выстроенный особым образом сборник стихов одного поэта. Позднее Иоганн Вольфганг фон Гете под влиянием восточных поэтов – Гафиза, Саади и других – назвал один из циклов своих стихотворений «Западно-восточный диван». Но для европейской литературы это единичный случай.
В VII веке этот же термин обозначал что-то вроде государственного бюджета – списка распределения доходов Халифата между ветвями правящей верхушки и армией. У персов в средние века так именовалось налогово-финансовое ведомство, а турки диваном называли совет вельмож при султане, состоявший из великого визира, главы мусульманского духовенства и важных сановников. Кстати, в этом значении слово «диван» использовалось и значительно позже: такое название получил Государственный совет при господарях Молдовы и Валахии, существовавший до объединения этих княжеств в 1859 году. В наши дни в некоторых странах мусульманского Востока правительственные учреждения по административным и судебным делам тоже называют диванами.
Теперь сам собой напрашивается вопрос: какое же отношение заседание мудрых советников султана имеет к тому, что мы, россияне, называем диваном? Да самое прямое! Оказывается, и восточные мудрецы, которых призывал к себе для консультаций турецкий монарх, любили комфорт. Совещались они подолгу, встречи проходили в зале, уставленном низкими скамьями, которые для удобства покрывали
коврами и многочисленными подушками. Позже скамейки начали обивать дорогими тканями, а для мягкости под обивку подкладывали конский волос, шерсть или пух. В общем, постепенно диван-совет разместился на подобии современного дивана.
Большая политика со временем перенесла «диванную моду» на Запад. Интересно, что представители Османской империи свое комфортабельное изобретение назвали софой, и в Европе постепенно прижилось именно это турецкое слово.
Эдуард Мане. Мадам Мане на голубом диване
Европейские диванчики вначале были маленькими и изящными, и на них было принято только сидеть. Потом диван стал специальной мебелью для дневного сна. Французы окрестили его «меридьеном», а англичане – day bed. Просвещенная Европа «заболела» и своеобразной технической модификацией восточного дивана – кушеткой. В середине XVIII века кушетка представляла собой длинную, обтянутую тканью или кожей скамью с изящными ножками, имеющую характерный признак «цивилизованности» – подвижное изголовье с изменяемым наклоном. Вероятно, именно кушетка стала «бабушкой» современного раскладного дивана.
Несмотря на то, что в Россию диван также попал лишь в эпоху Просвещения, предпосылки для его широкого народного использования зародились еще в былинные времена. Если верить фольклору, подолгу сидеть и лежать в теплом уютном месте на Руси научились значительно раньше, чем в Европе. Яркие тому примеры – Илья Муромец и Емеля, годами не желавшие слезать с печи. Вы скажете: то печь, а то – диван! Но что же им оставалось делать, если не было тогда на родной
сторонушке диванов?
О том, что западный мир по достоинству оценил восточное изобретение, сегодня можно судить по несметному количеству полотен европейских художников. Разве что самый ленивый из них не удосужился изобразить какую-нибудь местную афродиту или данаю на кушетке или диване. Нежащиеся на них нарядные, полуодетые, а то и вовсе «в стиле ню» дамы до сих пор услаждают взор любителей живописи. Непременными компаньонами красавиц на этих шедеврах выступают котята и щенки, веера и томики романов, а также многочисленные пледы и подушечки.
Говорят, что первые диваны в России появились только в середине XVIII века благодаря фавориту императрицы Екатерины II светлейшему князю Григорию Потемкину. Ведал ли тогда известный царедворец, что понравившаяся ему вещь, предназначенная для того, чтобы светская красавица, полеживая на ней, принимала
гостей и возлюбленных, вскоре войдет в каждый российский дом? Скорее всего, нет. А диван не просто вошел в наши дома – он оставил глубокий след в русской истории и классической литературе.
Обломов
Чего стоит один «Обломов» Гончарова! Философ-помещик день за днем проводит на бессменном диване за удивительным занятием – «лежанием». «Он испытал чувство мирной радости, что он с девяти до трех, с восьми до девяти может пробыть у себя на диване, и гордился, что не надо идти с докладом, писать бумаг, что есть простор его чувствам, воображению»,– написано в романе. И даже странную любовь свою главный герой переживает через вечное стремление к дивану: «Ему только хотелось сесть на диван и не спускать глаз с ее локтей»… Рай и блаженство для Обломова – в диване, в жизни, наполненной созерцанием, без забот и тревог.
Другой всемирно известный «литературный» диван принадлежал уже не герою романа, а писателю – русскому классику Ивану Сергеевичу Тургеневу. О значимости и уникальности данного предмета интерьера говорит хотя бы тот факт, что ему было дано имя. Диван по имени «Самосон» – один из самых колоритных экспонатов дома-усадьбы Тургенева в Спасском-Лутовинове. Свое имя этот огромный кожаный диванище получил благодаря удивительной способности в считанные минуты усыплять всякого, кто на нем окажется.
«Самосон» «одолел» даже Льва Толстого
Известен случай, когда коварный «Самосон» стал причиной размолвки между Тургеневым и Львом Толстым. Иван Сергеевич попросил именитого гостя оценить достоинства своего нового романа и вскоре нашел его спящим на «Самосоне» в обнимку с рукописью «Отцов и детей». За такое отношение к своему творенью Тургенев тогда здорово осерчал, от души пеняя «зеркалу русской революции»…
Афоризмы о диванах
"Холостяк: человек, у которого есть стол и диван, причем история дивана гораздо богаче".
Писатель-сатирик Хенрик Ягодзиньский
"О, как внезапно кончился диван!"
Поэт Владимир Вишневский
Совсем иными качествами был призван обладать знаменитый диван Сталина, который до сих пор хранится на его сочинской вилле в Хосте. Иосиф Виссарионович вообще любил мягкие турецкие диваны. В любой из его резиденций их всегда было несколько, причем про каждый сейчас можно сказать, что «на нем спал сам Сталин». (Все дело в том, что у вождя была странная привычка – постоянно менять места отдыха и ложиться спать в той комнате, где его заставала ночь.) Но этот – черный, низкий, кожаный – был изготовлен по специальному заказу. Среди «сородичей» его выделяла способность противостоять любым посягательствам на персону генералиссимуса – он пуленепробиваемый! И дело не в броне, а в особой «начинке». Под обивкой у этого дивана-телохранителя все тот же конский волос, который имеет свойство «завязывать» в себе пули. По мнению «отца народов», это было бы очень кстати в случае, если в него спящего начали бы стрелять со стороны стены, сбоку или снизу.
Легендарный диван Dalilips
Наверное, перечислять знаменитые диваны и рассказывать связанные с ними истории можно бесконечно. Девятнадцатый и двадцатый века явили миру психоаналитическую кушетку Зигмунда Фрейда, диван-губы Сальвадора Дали, шоу-диван телеведущей Опры Уинфри… Дизайнеры всех мастей трудились над новыми
раскладывающимися во всевозможных направлениях модификациями диванов, начиняли их пружинами и поролоном, оснащали полочками и ящиками для хранения. Сценаристы и кинорежиссеры вводили образы диванов в художественное повествование: помните «диван – место встречи» героев американского сериала «Друзья», или «диван-мечту» знаменитого и забытого всеми степиста из «Зимнего вечера в Гаграх»? Диваны в стихах, анекдотах и афоризмах…
Психоаналитическая кушетка Фрейда
Олицетворением смены государственного строя в России 90-х стал телемагазин «На диване», созданный для блистательных подруг «новых русских»: состоятельным дамам предлагалось приобрести «эти изящные серьги» или «этот изысканный перстень», не утруждая себя походом в магазин, не вставая с дивана.
Создается впечатление, что в XXI век наша цивилизация прямо-таки въехала на нем - удобном, надежном, четвероногом...
Диван из места для дневного сна превратился в наши дни в зону делового и дружеского общения, зону отдыха, зону развлечений и шопинга. У телемагазина «На диване», продающего теперь практически все, появились «коллеги»: телеканал «Театр на диване», программа «Фитнес на диване», интернет-сервис «Банк на диване»… Но и это еще не все: с развитием информационно-коммуникационных технологий для многих из нас, в том числе и для автора этих строк, диван становится и местом работы. Журналисты-фрилансеры, переводчики, редакторы и администраторы интернет-порталов, программисты и дизайнеры теперь частенько работают дома, удобно устроившись на диване. Похоже, наше существование все теснее соприкасается с этим уникальным изобретением человека и плавно перетекает в непрерывную «жизнь на диване». То ли еще будет…
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.