«В Санкт-Петербургской полиции сделано нововведение. Чинам на некоторых постах, более бойких по движению улиц, присвоены короткие белые трости для регулирования движения и ограждения безопасности пешеходов. Постовой-городовой в случае надобности остановить экипаж или целый ряд экипажей поднимает трость вверх по направлению запрещаемого движения. Все шоферы по этому знаку обязаны немедленно и беспрекословно остановиться и продолжить движение только тогда, когда трость будет опущена», – писала в 1907 году газета «Московские новости». Этот год – год рождения полосатого жезла в нашей стране.
Градоначальник Санкт-Петербурга Даниил Драчевский отдал распоряжение: раздать всем регулировщикам специальную палку – белую деревянную трость длиной 90 см. Подавать ею можно было всего два сигнала. Указание на «самобеглую коляску» (так
называли первые автомобили) или на лошадь означало, что ездоку следует остановиться. А когда трость поднимали и совершали вращательные движения,
остановиться должен был весь поток.
Японский регулировщик. Фото: Кисова Елена, www.nat-geo.ru
В Африке и странах Азии современные жезлы полицейских красного цвета. В некоторых европейских государствах регулировщики пользуются жезлами с фонарем на конце, в других – на конце диск с красным кружком в центре.
Белая палка была хорошо заметной на отечественных дорогах, но больно уж «идеологически неверной» с точки зрения пришедших к власти большевиков. И ее заменили на красную – идеологически правильную. Но если в песчаной Африке и Азии красный цвет весьма заметен и виден издалека, то в наших широтах с наступлением весны и цветения жезл буквально терялся на дороге. Пришлось добавить цвета – ручку покрасили в желтый (это случилось в 1922 году), а заодно укоротить жезл до 49 см (видимо, длинный был не слишком удобен).
Иллюстрация В. Зарубина из книги Е. Ильиной «Трусы на колесах», 1925 г. У милиционера регулировочный деревянный жезл красного цвета, который был обязателен для уличных регулировщиков движения в начале 20-х гг.
Кстати, в те годы светофоры были настоящей диковинкой в нашей стране, поэтому почти на каждом перекрестке стояло по регулировщику. А вот жезлов на всех не хватало, так что стражам дорожного порядка приходилось рукодельничать: самим выпиливать себе жезлы из дерева и самим красить.
Но кипучая натура советского руководства не давала ничему укорениться надолго – уже в 1930-х жезлы отменили: решили, что достаточно будет белых перчаток, которыми отныне милиционеры и должны были регулировать автомобильный поток. Оказалось, недостаточно – руки милиционера воспринимались хуже, чем палочки. И их не просто вернули, а выкрасили в черно-белую полоску. 27 апреля 1939 года вступил в силу циркуляр Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД
СССР. Этот день и считается днем рождения полосатого жезла.
Московский постовой, 1961 г. Фото: Comet Photo AG (Zürich), www.e-pics.ethz.ch
Милиционер-регулировщик с новым жезлом-фонарем. Харьков, 1932 г. www.voenspez.ru
Большевики, как известно, шагали в ногу с наукой и на этот раз решили положиться не на интуицию и даже не на идейные убеждения, а на исследования ученых, которые пришли к выводу, что черно-белое зрение у человека развито гораздо острее цветного. И на фоне дневного буйства красок наш взгляд улавливает именно черно-белые объекты. Ту же шутку зрение играет с нами ночью – наш глаз, как известно, видит всех кошек серыми, как и все остальное. А вот если кошка черно-белая, мы различим ее даже в темноте. Именно поэтому жезл регулировщика на долгие годы стал полосатым.
Советский цирковой робот, знающий 79 команд, играет роль дорожного инспектора, 1967 г. www.cyberneticzoo.com
И что же? В 1960-х – в ходе очередного дорожного эксперимента – у регулировщиков вновь отняли их главное оружие и одели их в белые краги. Поэтому до конца десятилетия палок не было, а потом их снова вернули.
В России есть свой музей жезлов – это частная коллекция бывшего руководителя Госавтоинспекции по Курской области полковника полиции Александра Нарыкова. Ему удалось собрать более 50 различных «дорожных палочек» разных эпох, причем не только отечественных, но и зарубежных.
В общем, мало какое орудие стражей порядка подвергалось такой изощренной модернизации, как многострадальная палочка гаишника. В нее вставляли то свисток, то компостер для пробивания талонов нарушителям. На ней записывали номера угнанных машин, позывные спецслужб, прочую полезную информацию и даже «вживляли» в нее электрошокер. Все эти новшества приживались плохо, а вот встроенный фонарь – вполне. Сегодня отечественные полицейские на дорогах нередко используют старые добрые полосатые палочки с подсветкой – такие уж точно легко заметить в любое время суток.