А вы знаете как превратить демагогию в демографию? А вот они знают! Ну или думают, что знают. Рассказываем о самых экстравагантных способах повысить рождаемость, которые пытались внедрить в разных странах.
Сделай это для Дании!
Мигрантами едиными жива Европа – коренное население ее, как известно, мало-помалу вымирает. Но есть предприимчивые люди, которые хотят и заработать, и демографию в стране поднять. Взять хотя бы датскую туристическую фирму Spies Rejser, сделавшую своим клиентам предложение, от которого невозможно отказаться: в 2014 году в компании заявили: тем, кто купит у них тур, а потом сумеет доказать, что «сделал» ребенка во время этой поездки, ждет сюрприз. Даже несколько: бесплатный отдых с чадом, а еще обеспечение его всем необходимым за счет туроператора в течение трех лет. Акция развернулась в рамках кампании «Сделай это для Дании», направленной на повышение рождаемости в стране, где этот показатель значительно снизился за последние годы (в частности, это объясняется тем, что большинство женщин детородного возраста куда больше мечтают о карьере, чем о смене подгузников). Идею турагентство почерпнуло из того факта, что датчане занимаются любовью в путешествиях на 46 процентов чаще, чем у себя на родине.
«Свежесть жизни вместе с Mentos»
А еще: «Полон ты идей, смел и весел ты!» Помните этот рекламный слоган из 1990-х? Кажется, «свежие» идеи в самом деле бурлят в головах представителей компании Mentos, равно как и в головах сингапурских властей. В 2012 году власти этой страны заключили контракт с «мятной» фирмой, чтобы организовать… «национальную ночь» (проходившую в аккурат после «национального дня» 9 августа). Эта кампания призывала сингапурские пары позволить своему «патриотизму взорваться», самой собой увеличив коэффициент рождаемости в стране. Впрочем, устроители также аккуратно сообщали – призыв распространяется только на «финансово обеспеченных взрослых, находящихся в стабильных и долгосрочных отношениях».
Кадры из рекламного видео Mentos National Night.
Слева:
– Почему ты ешь «Ментос», крошка?
– Так я могу поцеловать тебя.
Справа: «А теперь иди сюда, давай получим этот бонус за детей».
Автор: MentosSingapore, youtube.com
Тренируйся на кошках
Точнее, на роботах. Ну а куда ж без них в самой, пожалуй, роботизированной стране мира – Японии (и одной из тех, чей средний возраст населения, за счет давно уже низкой рождаемости, крайне высок). Государство восходящего солнца страдает от низкого уровня рождаемости – здесь все заняты работой настолько, что не успевают поспать, не говоря уже про такую роскошь, как дети (кстати, мы писали об этом в номере про Японию. Неудивительно, что студенты Университета Цукуба решили вмешаться в проблему и явили японцам ребенка-робота по имени Yotaro. Это странное во всех смыслах существо, прямо скажем, не очень похоже на человеческого младенца, зато у него есть пара светящихся голубых глаз (мечта японца!), сарделькообразное тело и очень толстые щеки. При этом голубоглазая сарделька умеет кричать, чихать, смеяться от щекотки, имитировать мимику, болтать руками и ногами. У него даже бывают… сопли (для этого заботливые создатели снабдили резервуар в носу робота подогретой водой). А еще – у него переменчивое настроение, которое можно успокоить погремушкой, в общем, почти все, как у настоящих детей. Создатели считают, что игрушка способна пробудить в утомленных японцах родительские чувства.
Он есть не только в России, но и в Южной Корее. Точнее, был. Его ввели после того, как уровень рождаемости в стране упал до одного из самых низких в развитых странах мира (примерно 1,2 ребенка на женщину). Отмечался этот «праздник», правда, не раз в год, а… каждую третью среду каждого месяца. В этот день государственные учреждения в стране закрывались в 19 часов вечера (как они работают обычно – неясно; известно лишь, что Южная Корея, как и Япония, славится тягой к сверхурочной работе, за которую, правда, предусмотрена дополнительная оплата), а сотрудников убеждали пойти домой – провести время с семьей. Увы! Толку от этого было мало, упрямые корейцы все равно не хотели заводить детей – никакого заметного роста в стране так и не случилось. И даже напротив: теперь там рождается уже меньше одного ребенка на женщину фертильного возраста.
А вот Румыния в свое время решила выбрать кнут вместо пряника. Дело было в 1960-х годах, когда после Второй мировой войны страна приблизилась к нулевому росту населения. Контрацепция в послевоенном государстве была роскошью, поэтому основным средством планирования семьи стали аборты – румынские женщины старались прервать нежелательную беременность, потому что были заняты у станков и в поле, в общем, строили коммунизм. Тогда-то румынский «кондукэтор» Николае Чаушеску не нашел ничего лучше, как издать свой очередной драконовский указ – № 770. Он ввел налог на бездетность, запретил контрацепцию и аборты, и не просто запретил – дабы отвадить женщин делать даже незаконные аборты, в медучреждениях дежурила полиция! Прерывание беременности стало уголовным преступлением и каралось тюремным сроком. В школах девочкам рассказывали о радостях материнства и внушали им обязанность рожать детей. Такие меры, конечно, привели к росту рождаемости, правда, за счет наполняемости детских домов. К середине 1970-х женщины научились обходить пункты указа, и медицинская сфера стала самой коррумпированной в стране, нелегальные аборты процветали, и вместо роста рождаемости вверх поползла кривая женской смертности. Все это закономерно закончилось со свержением Чаушеску в 1989 году. Сейчас в Румынии менее 1,6 ребенка на женщину фертильного возраста – еще меньше, чем было до того указа.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.