Делай ноги!

Веселее, чем фотографии из серии «Внезапно», могут быть разве что «Покупки в Интернете: ожидание-реальность». Правда, если речь идет об обуви, – уже не до смеха. Купить через Сеть можно разве что шлепанцы, хотя и тут можно прогадать с размером. Что уж говорить про зимние ботинки или туфли-лодочки. Но многие все равно рискуют – дешево ведь! Впрочем, это все в прошлом: отныне обувь можно приобрести в Интернете практически со стопроцентным попаданием в размер. И все благодаря онлайн-примеркам.


Что это за технология? Она создает очень точную 3D-модель стопы, с которой можно ходить по виртуальным магазинам в режиме онлайн.
– Проект был запущен в мае 2015 года, – рассказывает Сергей Гаврилюк, исполнительный директор компании Imigize Development Group, которая специализируется на онлайн-примерках. Мы – в офисе компании. – Сканеры ног разработаны уже давно, но все они предназначены для индивидуального пошива обуви, как правило, ортопедической. Эта система очень дорогая, медленная и дает большие погрешности. Наше ноу-хау в том, что мы предлагаем то же самое дешево, в промышленных масштабах и максимально точно. На текущем этапе мы можем делать до 1000 новых сканов в сутки – это очень большая производительность. А будет и еще больше.

Передо мной – стройные ряды коробок с обувью, стул и какая-то конструкция, отдаленно напоминающая беговую дорожку. Только вместо дорожки – зеркала, а вместо пульта управления – сенсорный экран.

– Садитесь ближе. Снимайте носки. Закатайте брюки до колен. – Сергей усаживает меня на стул. – Установите ногу вот тут – на центральной линии. Постарайтесь установить ее перпендикулярно полу…

Старательно водружаю ногу так, чтобы линия в центре площадки проходила в аккурат между вторым и третьим пальцами и посередине пятки.

– В обуви ваши пальцы собираются. Чтобы это сымитировать, у нас есть специальные наклейки. – Сергей выдает мне два кусочка клейкой бумаги. – Собирайте пальцы вместе и приклеивайте наклейку к подошве. Только пальцы должны быть расслаблены…

ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО СЕКУНД измерения готовы, Сергей глядит в монитор и куда-то уходит. Впрочем, быстро возвращается.

– У вас одна нога – 242 миллиметра, другая – 239! – радостно объявляет он.
– Это вообще нормально?
– Нормально. Очень редко обе ноги одинаковые. У кого-то бывает разница в сантиметр, так что у вас все еще очень хорошо. Вот смотрите, – на экране планшета он показывает 3D-модель моей ступни. – Здесь мы видим подъем и ширину вашей ноги в двадцати точках.

Крутящаяся на экране ступня и вправду похожа на оригинал. 
Сканируем ногу. Фото: Николай Андреев  
Дальше остается только открыть каталог одного из интернет-магазинов и кликнуть по иконке «Только подходящие мне». Компьютер показывает 77 % совместимости.

– Это значит, что обувь должна вам подойти, но может возникнуть дискомфорт, – объясняет Сергей. – Мы рекомендуем заказывать от 85–90 % и выше – такой вариант уже считается оптимальным.

Но по-хорошему надо накопить некоторую статистику, ведь могут возникнуть нюансы. Оказывается, есть люди, которые носят обувь размер в размер, а есть те, кто любит чуть побольше или, наоборот, чуть поменьше. Как правило, никакого отчета себе в этом человек не отдает, искренне считая, что у него, к примеру, сороковой размер, имея при этом сорок первый.

– Сейчас мы будем настраивать ваш персональный комфорт. Давайте попробуем вот эту. – Сергей ищет что-то среди коробок и достает из одной кроссовки в мелкую розовую клетку. – Тридцать восьмой размер. Надевайте носки. 
3D-модель ступни. Фото: Николай Андреев
Он старательно изучает точки на мониторе, которые показывают, где кроссовок может мне жать, а где – нет.

– Чуть тесно по высоте, – подсказываю.

Данные заносятся в базу в мой цифровой профиль ног, или, как его здесь называют, антропометрический код. В дальнейшем эти уточнения уже будут учитываться при выборе других моделей обуви. Система анализирует новую информацию и понижает процент совместимости бывшей примерки до 49 %. Выясняется, что я предпочитаю носить обувь большего размера, чем мой истинный. Кто бы мог подумать!

После этого компьютер пересчитывает мой профиль комфортности и предлагает мне другие кроссовки, показывая при этом 95 % совместимости. Надеваю другую пару.

– Как вам по длине? По высоте? Нигде не жмет? – интересуется Сергей.
– Идеально. 
Так выглядит ваш профиль на сайте
А ВООБЩЕ ДЛЯ РАЗНОЙ ОБУВИ – разные параметры: для кожаной – одни, для тряпочной – другие. То же самое со спортивной и деловой обувью. Впрочем, мерить туфли, балетки или кроссовки уже не придется: компьютер проведет анализ ваших параметров и подберет каждую модель индивидуально. 
– Сегодня в нашей базе уже 15 видов обуви (в основном спортивные, на невысоком каблуке, кожаные, текстильные и т. п.), но планируется расширение – женские на высоком каблуке, сапоги, меховая, – говорит Сергей. – Самая главная проблема – сканирование самой обуви. Этим занимаются очень многие компании. По полученным данным они шьют индивидуальную обувь, но дешевое и конвейерное сканирование пока еще никому не удавалось. Поэтому мы без ложной скромности считаем нашу технологию 3D-примерки революционной. Ведь аналогов ее пока нет. Сегодня существует только 2D-примерка – когда меряют максимальную длину и ширину стельки внутри обуви.

– А разве нельзя выяснить параметры обуви у самих производителей?
– У каждого бренда свое понятие о комфорте, которое представляет коммерческую тайну, – никто не даст вам параметры колодки, внутреннего объема и других данных на публичное обозрение, – объясняет Сергей. 
Аппарат для сканирования стоп.Фото: Николай Андреев  
Тем не менее, новая технология оказалась выгодна всем – и производителям, и поставщикам, и покупателям.

– Когда вы заходите в магазин, вероятность того, что вы сделаете покупку, 50 на 50, – говорит Сергей. – В интернет-магазине он может быть еще меньшим. Чтобы повысить процент продаж, сетевые магазины высылают дополнительные пары обуви. Но это означает, что им приходится брать на себя дополнительные финансовые нагрузки, а значит, увеличивается и цена. И все равно не факт, что человек купит, – идет 60–70 % возврата. Наш метод помогает сократить эти расходы и повысить продажи, высылая при этом только одну пару обуви.

НО ГДЕ ЖЕ ИЗМЕРИТЬ СВОИ НОГИ? В обычном обувном магазине. В Санкт-Петербурге аппараты Imigize расположены в нескольких торговых точках – Runlab, Wildberries, «СпортМастер». Также запущено мобильное приложение (его бесплатно можно скачать на сайте компании), которое позволяет произвести все измерения, не выходя из дома. Для этого нужен лишь ваш сотовый телефон и чистый лист бумаги формата А4.
По мнению создателей, сервис Imigize способен выступить основой для построения новой «экосистемы» на онлайн-рынке обуви и одежды, где все участники: покупатели, интернет-ритейлеры, поставщики и производители, рейтинговые агентства, финансовые структуры и госрегуляторы – смогут эффективно использовать ранее недоступные данные о подходимости и комфорте товара, качестве и сервисе. Все эти данные будут организованы по технологии Блокчейн. 
Покупатели всегда будут уверены в надежности подбора. Покупки онлайн станут приоритетными и массовыми. Производители смогут использовать независимую информацию о продажах и быстро перестраивать производство на выпуск только востребованной продукции. 
Рейтинговые агентства смогут строить свои аналитические обзоры на реальных, верифицируемых данных о подходимости и комфорте покупаемой одежды и обуви, о качестве и сервисе всего рынка в онлайн-режиме. 
Такая информационная открытость снимает существующие ограничения для динамичного развитиявсей онлайн-торговли.    
– Лист берется ровный, нигде не согнутый, – объясняет Сергей. – Он кладется на пол, а сверху ставится нога. Лист должен попасть в определенный ракурс (приложение подсказывает, как правильно его разместить). Каждую ногу останется только сфотографировать с трех сторон три раза подряд – чтобы получить максимально подробную информацию. Данные сразу появятся в базе, где человек получает свой ID. Все абсолютно бесплатно. Это уже оценили наши партнеры – например, магазин Wildberries, у которого 40 тыс. моделей обуви и 30 млн посетителей в месяц, или «СпортМастер» с их 90 млн клиентов. Но мы будем подключать, конечно, и других партнеров.

– Как насчет популярного ресурса Aliexpress?
– Чтобы сотрудничать с ними, нужно построить измерительный центр в Китае, дабы исключить проблемы с логистикой. И это тоже входит в наши планы. Мы даже знаем конкретное местоположение – Гуанчжоу, где находятся основные производители – американские, китайские, японские и другие, в том числе и те, что поставляют обувь через Aliexpress. 

А еще Imigize запускает собственную криптовалюту, за которую интернет-магазины могут расплачиваться с компанией.

– То есть те 3 %, которые должен нам магазин за наши услуги, он может отдать как реальными деньгами, так и внутренними электронными, которые пока можно приобрести со скидкой, – говорит Сергей. – Впрочем, к нашему ICO-продукту мы относимся очень аккуратно. Ведь всем известно, что рынок завален фейковыми проектами, которые не содержат в себе реального бизнеса. Мы же считаем себя серьезной компанией, которая хочет создавать качественный и полезный продукт. Наши планы идут далеко и связаны с поэтапным переходом торговли обувью и одеждой в онлайн. Возможно, мы повлияем на этот процесс.

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ