Жизнь современного мореплавателя, не важно – гражданского или военного, регламентирована со всех сторон. А причина проста – стихия сурова, цена даже незначительной беспечности – жизнь. Кроме того, море практически всегда – зона пересечения интересов множества государств. Отсюда и многостраничные тексты морских военных уставов, Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС), Конвенции ООН по международному праву. А еще моряки чтут традиции и верят в приметы.
3 октября 1906 года на Морской конференции в Берлине 29 государств договорились об унификации радиосигнала для терпящих бедствие на море. Три точки, три тире, три точки, без интервалов. Такую фразу легко отстучать на азбуке Морзе, и ее ни с чем не спутаешь. Так появился всем известный «SOS».
Расшифровки вроде «Save Our Souls» (спасите наши души) или «Swim Or Sink» (плывите или утонем) моряки придумали позже. Спешить на помощь тонущему кораблю – не только дело чести капитана. Это морской закон. Норма зафиксирована и в международном морском праве, и в отечественном. Первый пункт 62-й статьи Кодекса торгового мореплаванья Российской Федерации гласит: «Капитан судна обязан, если он может это сделать без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем людей, оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на море». За неисполнение – уголовная ответственность.
Идея о том, что о последствиях любого события в море нужно договариваться на берегу, возникла давно. В Древней Греции, к примеру, действовал так называемый Родосский закон об авариях (lex Rhodia de jactu), по которому, если груз или часть груза для спасения корабля выбрасывалась за борт, убытки делили между собой владелец корабля и хозяин товара. До нас частично дошел Морской закон Древней Византии (leges navales) времен Исаврийской династии VIII века. Он также касался темы страхования на случай бури или нападения морских разбойников.
Ответственность за целостность судна и груза распределялась между хозяином корабля, его нанимателем и пассажирами. Все они привлекались к возмещению убытков.
В XVI–XVII веках, когда единого международного морского права не существовало, а действовали лишь договоры между отдельными государствами, корабли, встречаясь в море, регулярно попадали в неловкие ситуации: кто приспустит флаг в качестве приветствия первым? Гражданское судно было обязано салютовать военному кораблю, слабое – сильному, чужак – хозяину вод, а все на свете – кораблям Папы Римского, Короля Испании и… англичан. Во всяком случае, англичане были в этом уверены и требовали соблюдения такого политеса по отношению к себе. «Невежа» подвергался нападению. Если же капитан-англичанин не выказывал достаточной щепетильности по данному вопросу, командование наказывало его самого.
В дополнение к официальному морскому праву существует множество неписаных морских законов, соблюдаемых согласно традициям, а иногда и суевериям.
Если при отплытии моряк, стоя на левом борту, чувствовал, что вот-вот чихнет, он бегом бросался на правый борт. Чихание на левом борту считалось предвестником кораблекрушения. Другое дело, если чих раздавался на правом – он сулил удачу.
Особая традиция – праздник Нептуна. Неписаный морской закон требует «крещения» в экваториальных водах всякого, кто пересекает их впервые. Особенно почетным считается пересечение экватора по нулевому меридиану. У моряков эта точка называется золотой, центром Земли. Прошедший через золотую точку под парусом в былые времена получал право носить золотую серьгу в левом ухе и закидывать ноги на стол в портовых тавернах.
Особое место в морских традициях занимают наблюдения, позволяющие предсказать погоду. Многолетний опыт зафиксирован в рифмованных строчках, правило хорошего тона – знать их наизусть.
Если чайки сели в воду –
Жди хорошую погоду.
Если ходят по песку –
Морякам сулят тоску.
Птицы, коль к берегу держат свой путь –
Ветер здоровый, поверь, будет дуть!
Если небо красно с вечера
Моряку бояться нечего…
Небо красно поутру –
Моряку не по нутру.
Если солнце село в воду –
Жди хорошую погоду.
Если солнце село в тучу –
Берегись, получишь бучу.
Если сгрудятся тучи и быстро летят –
Скоро все снасти твои затрещат.
Если ж на клочья начнут они рваться –
Скоро погода начнет улучшаться.
Если тучи громоздятся
В виде башен или скал,
Скоро ливнем разразятся,
Налетит жестокий шквал.
Коль резок контур облаков,
Ко встрече с штормом будь готов.
Когда ж их контуры легки,
Тогда все ветры далеки…
«Барашки» ль по небу бегут
Иль небо метлами метут,
Будь осторожен: шторма жди
И за барометром следи.
Дождик раньше, ветер вслед –
Жди от шквала всяких бед.
После ветра дождь придет –
Значит, скоро шквал пройдет.
Скачет стрелка вверх и вниз –
То погоды лишь каприз.
Если ж медленны движенья –
Жди надолго измененья.
Если стрелка вдруг упала –
Жди грозы, дождя иль шквала;
Если ж стрелка поднимается,
То погода улучшается.
Лезет стрелка вверх упорно,
Не желая отдохнуть, –
Можешь ждать тогда, бесспорно,
Что от Оста будет дуть!
При низком барометре –
Первый подъем,
Шквалов здоровых, бесспорно,
Мы ждем.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.