Колокола на Русь пришли впервые из Европы и до ХIХ века отливались иностранными мастерами, приезжавшими к нам для отливок, или покупались в готовом виде в Европе.
Древнейший сохранившийся колокол, находящийся в собрании Новгородского музея, предание относит к XII веку и связывает его появление в Новгороде с миссионерским приездом туда Антония Римлянина в 1116 году. Колокол, привезенный для Руси в качестве особого христианского дара, весил 1 пуд 10 фунтов и был итальянским. В Италии появляются первые христианские колокола – кампаны. Такой кампан и привез в Новгород Антоний Римлянин.
Колокол, который обычно считают первым известным русским колоколом, привезенным из Москвы и отлитым в 1342 году мастером Борисом для Софийского собора в Новгороде по Никоновской летописи отлил мастер Борис Римлянин.
Западным или, как говорили еще, корсунским называют вечевой Новгородский колокол. Легенд о новгородском вечевом колоколе много, но летописи говорят о том, что колокол на Валдае не разбивался, а благополучно добрался до Москвы, был вознесен на колокольню, “с прочими колоколы звонити”, и стал петь в один голос с другими русскими колоколами.
На Руси колокол стал символом государственности и одновременно широкой русской души. Интересно, что русские колокола принципиально отличаются, к примеру, от голландских. Малин – это голландский город, в котором лили прославившиеся своей благозвучностью колокола, отсюда и пошли малиновые звоны. У голландских колоколов более точный, тонированный, как у струны, звук. Русский же колокол, в свою очередь, берет весь аккорд целиком. Русские мастера изобрели новый способ звона - языковый, когда раскачивается язык колокола, а не сам колокол, как было в Западной Европе, это позволило отливать колокола очень больших размеров. Исторически самые крупные колокола в Европе - русские.
Дар Валдая
Как сигнальный инструмент появился в России ямщицкий колокольчик. Слышимый за две версты, он предупреждал всех о приближении возка или экипажа. Он в короткий срок и на долгие годы стал частью русской жизни, одним из ее символов, легендарным и поэтизированным.
Кто долго жил в глуши печальной, Друзья, тот верно знаем сам, Как сильно колокольчик дальный Порой волнует сердце нам.
А. С. Пушкин. "Граф Нулин"
И мчится тройка удалая В Казань дорогой столбовой. И колокольчик — дар Валдая — Гудит, качаясь под дугой...Федор Глинка
До его появления об отъезде и приезде почтовой повозки должен был сигнализировать рожок. Однако рожок в России не прижился. Его сигналы заменялись обыкновенным свистом.
Немецкий дипломат, ученый и путешественник Адам Олеарий, посетивший Россию в 1633, 1636 и 1639 гг., писал, что у каждого ямщика был рожок из бычьего рога. Тем не менее, подъезжая к станции, охотник закладывал два пальца в рот и обыкновенным свистом вызывал смену. В свое оправдание ямщики говорили, что свист дальше слышно и лошади под молодецкий посвист бегут быстрее.
Родоначальником колокольного дела в Валдае был крестьянин этого села Григорий Петрович Кузнецов, который в 1718 г. основал первое колокольное заведение и стал выделывать колокольца для продажи. После смерти Кузнецова в марте 1778 г. дети его продали завод. Однако достоверных сведений о том, что Кузнецов отливал именно поддужные колокольчики, не имеется. Более того, известно, что для своего заведения Кузнецов принес на плечах из Ярославля в Валдай более трех пудов различных форм. Так как Ярославль никогда не фигурировал в качестве центра производства поддужных колокольчиков, то упомянутые формы скорее всего применялись для отливки небольших церковных колоколов, так называемых зазвонных.
Но именно в Валдае, городе, получившем свой статус в 1772 году, находящемся на середине самого оживленного и самого благоустроенного тракта Российской империи – между Москвой и Санкт-Петербургом стало развиваться изготовление конной амуниции, в том числе и колокольчиков. Колокольчик подвешивался под дугой над головой центральной лошади в почтовой или курьерской упряжи, поэтому его стали называть поддужным, почтовым или ямщицким. В начале XIX века появились специальные колокольные мастерские и заводы. Первые подписные датированные колокольчики относятся к 1802 году. Под этим годом значатся изделия Филиппа Терского, Алексея Смирнова, Ивана Смирнова и Никиты Смирнова. Общепризнанно, что Валдай является первым центром литья ямщицких колокольчиков.
Технология производства ямщицких колокольчиков отличалась от литья колоколов большего размера: и плавильные печи использовали другие, и уголь. И квас в рецептуре присутствовал – его добавляли в формовочную землю, в квасной гуще осветляли колокольчики из низкосортной меди. Но главным делом было правильно составить сплав. Мастера-литейщики руководствовались собственным опытом и рецептами, секретами, которые передавали им наставники.
Именно валдайские мастера, начиная с 1802 года, стали делать по нижнему краю колокольчиков, который называется «юбкой», надписи, фиксируя год, место отливки, имя мастера или заказчика. К середине XIX века в городе Валдае работало около сотни кузниц и три колокольных завода. Завод купцов Усачевых, который закрылся только в конце 20-х годов ХХ века, в лучшие годы выпускал продукции на 40 тысяч рублей.
Надписи на колокольчиках делали шутливыми, напутственными, назидательными: «Кого люблю, того дарю», «Купи – не скупись, езди – веселись», «Дар Валдая», «Звени, утешай – ехать поспешай», «Звону много – веселей дорога», «Нет барыша, зато слава хороша».
Запрет Сената
В 1836 году вышло постановление Сената, которое запрещало употребление колокольчиков на частных или вольнонаемных экипажах. Колокольчики могли иметь только почтовая гоньба и чиновники земской полиции при исполнении служебных обязанностей. Наверное, постановление выполнялось слабо, в 1860 г. снова был введен строгий запрет употреблять поддужные колокольчики не на почтовых лошадях. Может быть поэтому возник образ из романса?
Однозвучно гремит колокольчик, И дорога пылится слегка, И уныло по ровному полю Заливается песнь ямщика.
Музыка: Александр Львович Гурилев (1803 - 1858) Стихи: Иван П. Макаров (ум. в 1854 г.)