Мария Николаевна была четвероюродной сестрой Александра Сергеевича, поэтому создатель жанра романа-эпопеи — четвероюродный внучатый племянник солнца русской поэзии. Толстой и Пушкин друг другу — дальняя родня! Со словами так тоже бывает. Сегодня кажется, что у них совсем разное происхождение, но где-то в глубине веков живет их общий предок.
ЗДОРОВЬЕ и ДЕРЕВО
Тут все просто: слово здоровье происходит от праславянского *sъdorvъ, где приставка sъ означает хороший, а dorvъ — дерево. Здоровый — крепкий как дерево, подобный дереву. С метафорами у наших предков было все в порядке. Мы тоже сегодня сравниваем человека с деревом, но чаще в унизительном смысле: дуб дубом, дубина или даже бревно (болван, кстати, отсюда). Видимо, для нас признаком качества и здоровья является уже не только крепость и устойчивость, но и определенная гибкость.
НЕВЕСТА и ВЕДЬМА
Этих особ в древности объединяло знание: старославянский глагол вѣдати, то есть знать. Ведьма — та, которая знает больше других: разбирается в травах, умеет лечить. А значит, может и навредить, поэтому со временем слово ведьма приобрело негативную окраску. Ну а нєвѣста — значит неизвестная. Тут возможно несколько смыслов. Во-первых, невеста и жених не всегда были знакомы друг с другом до свадьбы. Во-вторых, невеста — новичок в семье, никто пока не знает, что она за человек. В-третьих, статус неизвестной — своеобразный способ обмануть злых духов. Дескать, мы ее даже не знаем — это невесть кто.
НАЧАЛО и КОНЕЦ
Очень символично, что эти антонимы тоже произошли от общего предка: праиндоевропейского корня *ken-, который был связан со значениями «начинаться, возникать». Сегодня в корнях могут чередоваться гласные: мы говорим возить, но везу. В праязыках тоже так бывало, и у корня *ken- был другой вариант *kоn-. От него и произошло древнерусское слово конъ, которое означало предел, граница. Сегодня у нас тоже есть кон: у этого слова несколько значений, в том числе — определенное место, куда кладут ставку в азартной игре, или куда нужно попасть (например, в городках). Корень *kоn- спрятан и в словах исконный, доконать и даже закон. Ну а слово конець по-древнерусски означало край, предел, кончина (смерть), отдаленное место. Да и сегодня означает все то же самое («Несется клич со всех концов…»).
Причем тут начало — в целом понятно: это тоже граница, только с другой стороны. Но ведь ни *ken-, ни *kоn- в слове начало мы не видим — почему? А потому что праславянский предок этого слова — *nakьndlo. Звуки постепенно менялись в ходе развития языка: *k превратился в *č, звучащий как ч’, -ьn- перешло в ę, потом в а… Так и дошли мы до начала.
ПОЛЬЗА и НЕЛЬЗЯ
А еще слово льгота. Общий предок для них — древний корень *lьgа, который означал свободу, легкость. От него, соответственно, и облегчение, и благо, и польза, и льгота (то есть отсутствие бремени). Ну а где несвобода, там и нельзя.
СОЛЕНЫЙ и СЛАДКИЙ
Общий предок этих слов — праиндоевропейский корень *sal-. От него затем произошло праславянское *soldъ, которое стало источником для исконно русского солодкий, и праславянское же *solь, откуда пошел глагол солити. Солодкий стал сладким не сразу, и дело не в процессах развития языка, а в смыслах. Соль, как помним, была дорогим удовольствием для наших предков, и еда, приправленная солью, была особенно вкусной. Можно сказать, что красным когда-то называли все красивое, а сладким — все вкусное.
БЫК и ПЧЕЛА
Что общего у быка и пчелы? Наши предки верно подметили — это издаваемый звук: низкий, протяжный. Гудение, мычание — в словаре Даля зафиксирован уже устаревший глагол для описания того и другого: бучать. Отсюда и просторечное буча — шум, неразбериха.
Осталось понять, как из бъчелы получился бык, который тоже бучал. Чередование к и ч вообще в русском языке не редкость (окликнуть — клич, пеку — печет). А гласные звуки ъ и ы произошли от одного индоевропейского звука: U. Долгий U породил в итоге ы и у, а краткий — тот самый ер.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.