Труды первых юристов Древнего Рима живы и сегодня – все европейские правовые системы что-то заимствовали у них: например, идею гарантийного периода на товары и договор аренды жилья. Как же появилось римское право, кого оно защищало и кто возродил его спустя сотни лет после падения Империи?
Римское право – это правовая система Древнего Рима, зародившаяся примерно в VIII веке до н. э. Оно включает не только законодательство, представления о справедливости и морали, но и способы реализации этого самого права. Конечно, правовые системы существовали не только у римлян, однако их особенности не дали им стать столь же распространенными. Например, в Китае конфликты чаще всего решали вне суда, по нормам конфуцианской философии. В других странах судьей выступал старейшина или вождь, а законами были обычаи. У иудеев и мусульман основным источником права стали их священные писания. А основанная на прецеденте судебная система, общее право (common law), распространилось из Англии на США, Австралию, Новую Зеландию – словом, куда дотянулись руки британских колонизаторов. В этих странах суд фактически сам формирует нормы, а его решение по первому делу – прецеденту – становится примером для последующих. Более привычная для нас романо-германская правовая «семья» основана на римском праве. Здесь суд выполняет функции толкования и применения права.
Какие же черты присущи римскому праву? Во-первых, оно признает и защищает частную собственность. На протяжении столетий оно регулировало имущественные отношения. В развивающейся империи их становилось все больше – население богатело, страна росла, и нужно было защищать частную собственность на огромных территориях. Во-вторых, огромное значение для римлян имели договоры, устные или письменные. Разные виды соглашений четко фиксировались – все, что выходило за их границы, считалось атипичным, и защита на основе такого договора была очень сложна. Поэтому, например, при заключении стипуляции, одного из типов договора, отвечать на вопрос следовало словами по шаблону. «Обещаешь дать приданое за дочь?» – «Да, обещаю». Любые расхождения толковали в пользу должника. В-третьих, хотя прецедентная система не характерна для римского права, все же условия для того или иного решения юристы формулировали на основе конкретных дел из практики. Так частные случаи помогали разработать общие принципы. Основные источники информации о них – это Институции римского юриста Гая (II век н. э.) и Дигесты Юстиниана (VI век н. э.).
Судебный процесс
В наиболее древний период римской цивилизации суд проводили сами пострадавшие, согласно обычаям. Понятно, что отсутствие структуры приводило к самоуправству. Несмотря на постепенный переход к регламентированным правилам суда, римские законы все же допускали и особые условия применения права. Например, Законы XII таблиц не запрещали любыми методами бороться с человеком, который среди ночи пробрался во двор или дом, – его можно было даже убить.
Само собой, за несколько столетий существования Рима судебный процесс неоднократно менялся. При этом его разновидности пересекались, и можно выделить примерные времена расцвета каждой. Наиболее древний, пришедший на смену самоуправству, называют легисакционным судом (c V по II век до н. э.) и подразделяют на пять видов в зависимости от судьбы ответчика. В суд его приводил сам истец, иногда – с применением силы. Не явившаяся сторона проигрывала дело. Следующий этап развития – формулярный процесс (до II века н. э.). Он получил название из-за формулы – записки, которую претор (своего рода древнеримский участковый) передавал судье. В ней содержались условия, при которых иск мог быть удовлетворен. Вынесенное судом решение при обоих типах судебного процесса вступало в законную силу немедленно и обжалованию не подлежало.
С усилением императорской власти пришел так называемый экстраординарный суд (впервые появляется уже в I веке н. э., а формулярный процесс вытесняет двести лет спустя). Верховный правитель наделил себя властью выбора судей, чтобы искоренить элементы демократии республиканского периода. Теперь весь процесс осуществлял один человек, император или его чиновники: начальники городской полиции, магистраты или правители провинций. При этом можно было обжаловать судебное решение через апелляционную инстанцию. Доказательствами считали показания более одного свидетеля или письменные документы. Если в легисакционном суде выделяли всего пять исходов на выбор судьи (среди них, например, переход ответчика в рабство к истцу), то теперь решения были гораздо разнообразнее. Ответчика могли обязать уплатить какую-то сумму истцу, выдать вещь, совершить какое-либо действие. Судебное решение приводили в исполнение не немедленно, а по просьбе истца.
На кого распространялось римское право
Подать иск мог любой гражданин Рима. При этом статус гражданина имели только свободные мужчины, а женщины находились под опекой сначала отца, а потом мужа. Во II–III веке н. э. появилось понятие узуфрукта – чтобы обеспечить вдову, которая не могла завладеть имуществом умершего супруга. С точки зрения древних римлян это, вероятно, логично. Ведь вдова может, например, выйти замуж еще раз или родить детей вне брака. В итоге частная собственность ее первого мужа окажется в руках людей, не являющихся его родственниками. Чтобы не обрекать вдову на нищету, ей давали пожизненное право распоряжаться имуществом супруга, получая с него прибыль (fructus на латыни). При этом она не владела им: не могла продать или обменять. После ее смерти имущество возвращалось в полную собственность детей. Таким образом, о женщинах все же хоть как-то заботились.
Гораздо плачевнее было положение рабов (сервы) и вольноотпущенников (либерты), которые тоже не имели статуса граждан. Первых можно было продать, убить, покалечить, запретить им вступать в брак. А еще их можно было освободить. Бывший раб при этом все равно оставался должен своему хозяину, который получал часть прибыли или продукции, если вольноотпущенник владел каким-то ремеслом. В случае если этого не происходило, его могли объявить неблагодарным и вернуть в рабство. Зато дети, рожденные на свободе, уже имели статус гражданина и все права – как, например, поэт Гораций, сын вольноотпущенника. Если же раб ничего не умел, то дарование свободы было для него едва ли не наказанием, ведь теперь он не имел ни дома, ни работы.
Постепенно империя менялась – трансформировалось и рабство. В I веке н. э. император Клавдий ввел правило: если хозяин переставал следить за своим рабом, тот считался освобожденным. А Нерон несколько десятилетий спустя даже позволил сервам подавать жалобы на своих владельцев в суд. Антоний Пий, правивший c 138 по 161 год н. э., и вовсе сделал незаконным убийство рабов «без причины» – теперь хозяев за это судили.
Еще один класс жителей Рима – это перегрины, свободные люди захваченных Империей земель. Они не были гражданами, которые пользовались цивильным правом ius civile, как свободные мужчины. Но при этом римляне могли вступать в юридические отношения с ними, а на покоренных территориях действовало право народов ius gentium – совокупность правовых норм, объединявших местные обычаи и римские.
Рецепция римского права
Римское право было настолько универсальным, что дошло до наших дней. Эстафету приняли варвары, образовавшие новые государства на территории Рима, и византийские императоры. При этом нормы сильно изменились – настолько, что в XIX веке для них появился специальный эпитет: немецкий историк права Генрих Бруннер ввел термин «вульгарное римское право». По его мнению, в провинциях Империи и в странах, которые образовались после ее распада, «классические» принципы упростили или даже испортили. Впрочем, даже на протяжении существования Рима они сильно модифицировались, в зависимости от потребностей общества.
Второе дыхание римскому праву подарили средневековые итальянские университеты уже в XI веке. Стараниями ученых монахов, глоссаторов, забытые принципы внедрились в существующие феодальные правила (фактически – обычаи). Их приспособили для многих парадоксальных ситуаций, когда, например, сразу два человека имели в собственности одну и ту же землю (сеньор и его вассал). Глоссаторы в итоге разработали концепцию «разделенной собственности», синтезировав феодальное право с римским. Это позволило примирить интересы двух сторон.
Хотя англосаксонская правовая семья отличается от романо-германской, принцип общего права (ius commune в Риме) проник и в нее, и в остальные европейские правовые порядки. Отчасти – благодаря точным и ясным формулировкам. Не последнюю роль сыграла поддержка римского права монархами и Церковью, которые видели в нем возможность укрепить свою власть. Однако именно благодаря мастерству древнеримских юристов, создавших столь гибкую систему, она жива спустя тысячи лет.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.