Чем рискует Супермен?

Сможет ли немощная старушка вынести из горящего дома неподъемный кованый сундук? Сумеет ли обычная женщина в случае аварии приподнять автомобиль, чтобы вызволить из-под него своего ребенка? Хватит ли сил у полярного летчика для того, чтобы запрыгнуть на крыло самолета, если рядом с ним вдруг появился голодный белый медведь? Да, да, и еще раз – да! Всё это хрестоматийные примеры проявления резервных возможностей человеческого организма.

Хоть и утверждал некогда наимудрейший Козьма Прутков, что нельзя объять необъятное, но все же среди людей время от времени находятся те, кто ставит данный постулат под сомнение. Во время Великой Отечественной войны сержант Петр Голубев за девять часов проплыл в ледяной воде 20 километров и успешно выполнил боевое задание. При обороне Севастополя бойцы вкатили на вершину Сапун-горы тяжелое орудие, а позднее, когда бой закончился, сдвинуть его с места они не смогли, даже позвав подмогу. Прыгая с парашютом, космонавт Алексей Леонов слишком сильно дернул за вытяжное кольцо. Его перевернуло на спину, и он повис вниз головой – стропы парашюта зацепились за бронеспинку. Нечеловеческим усилием Леонов сумел разогнуть металлическую конструкцию, высвободил стропы и благополучно приземлился. Космонавты после этого инцидента на аэродроме по очереди пытались гнуть злосчастную бронеспинку, но справиться с нею не мог никто…
Очевидно, что экстремальная ситуация заставляет человека творить чудеса. А представляете, как изменилась бы наша жизнь, если бы мы научились произвольно «включать» свои резервные возможности? Надо отметить, что решением этой проблемы всерьез занимаются профессиональные спортсмены и их тренеры. И именно спортивные врачи-физиологи готовы объяснить феномены «сверхсилы» и «сверхвыносливости». Они утверждают, что пусковым механизмом для всех подобных чудес становится… стресс!

Лучший друг бойцов – норадреналин 

Тот самый стресс, который вгоняет наших современников в депрессию, ослабляет иммунитет и снижает потенцию, оказывается, может стать настоящим спасателем, если речь идет о жизни и смерти. По большому счету, стресс – это особая реакция организма на чрезмерную нагрузку, его ответ на сильный внешний раздражитель – стрессор. 

Итак, человек «отвечает» пробуждением своих резервных возможностей. Как же это происходит? Для начала организм должен оценить ситуацию как чрезвычайную, то есть понять, что жизненно необходимо срочно куда-то бежать, что-то хватать или драться – тогда в коре головного мозга возникает крупный очаг возбуждения. Оттуда сигналы идут в особый отдел среднего мозга – гипоталамус, где тоже формируется очаг возбуждения, провоцирующий выброс в кровь гормонов – катехоламинов. Они не только влияют на обмен веществ, но и выступают в роли нейромедиаторов, осуществляющих передачу сигналов между различными группами нервных клеток.

Катехоламины объявляют «всеобщую мобилизацию»: под их воздействием происходит резкое усиление процессов окисления, растет потребность в кислороде, учащается дыхание и сердцебиение, растет кровяное давление и уровень сахара в крови, мембраны мышечных клеток становятся более проницаемыми для глюкозы. Присутствие катехоламинов в крови ощущается человеком как состояние «повышенной боевой готовности», особого лихорадочного возбуждения. Мыслительные процессы при этом резко ускоряются, мозг энергично принимается за поиск оптимального решения для выхода из экстремальной ситуации. 

Стресс делает человека не только более сильным и быстрым, но и более ловким 

Нет нужды подробно объяснять, как подобная реакция организма на угрожающую ему опасность закрепилась в процессе естественного отбора. Все просто: успел испытать стресс и «зарядить» кровь катехоламинами – значит, быстро сориентировался и победил в честной схватке саблезубого тигра... или убежал от него. Замешкался – почувствовал на деле, что промедление смерти подобно…

Выбор в пользу бега или драки в состоянии сильного стресса организм делает на химическом уровне. От нашей оценки уровня опасности зависит, какое вещество будет выброшено в кровь: «гормон страха» или «гормон ярости». Такими красочными эпитетами специалисты окрестили адреналин и норадреналин. Если силы явно неравны и уход от врага предпочтительнее, то под воздействием катехоламинов надпочечники выделяют в кровь адреналин. Он сужает сосуды кожи, провоцируя приток крови к внутренним органам, что снижает кровопотерю в случае появления ран и идеально готовит организм к бегу. Кстати, многие легкоатлеты и пловцы с помощью аутотренинга стараются сами у себя вызвать чувство страха, чтобы пройти дистанцию быстрее.

Решение о необходимости схватки подкрепляется выбросом норадреналина – «гормона ярости». О том, как именно организм отреагировал на опасность, свидетельствует цвет лица. Если от повышенной дозы адреналина человек бледнеет и про него говорят «бледный от страха», то от избытка норадреналина лицо наливается краской, «багровеет от ярости», хотя все остальные сосуды кожи сужаются. 

Тип «катехоламиновой реакции» зависит не только от ситуации, но и от особенностей личности человека. Как тут не вспомнить об Александре Македонском, который, как известно, в элитное воинское подразделение аргираспидов – «сереброщитных» – отбирал лишь тех воинов, которые в минуту опасности заметно краснели. Житейская мудрость славного полководца в наши дни помогает спортивным тренерам: трусоватого подростка при правильном педагогическом подходе со временем можно превратить в успешного легкоатлета или пловца, а темпераментному и быстро краснеющему задире больше подойдет тяжелая атлетика и единоборства.

В обеспечении организма «сверхвозможностями» под воздействием стресса принимают участие и другие выделяющиеся в кровь вещества, например, глюкокортикоиды. Они играют роль биологических «рубильников» для подключения резервных источников энергии. Под воздействием этих «энергетических гормонов» происходит усиленное расщепление органических веществ: они заставляют белки интенсивнее распадаться до аминокислот, а жиры – до жирных кислот и глицерина. В печени все это преобразуется в главное биотопливо – глюкозу, которая разносится кровью по органам и тканям, готовым принять нагрузку. Есть еще у глюкокортикоидов и другое почти волшебное свойство: они угнетают все воспалительные реакции организма. 

Не важно, что именно растревожило центральную нервную систему и вызвало стресс: легкое волнение перед экзаменом или нечеловеческая психологическая нагрузка во время спасения мира от столкновения с астероидом. В обоих случаях для преодоления чрезвычайной ситуации будет применяться весь описанный выше биологический комплекс мер. Разница лишь в их интенсивности. Чем выше уровень стресса – тем в большей степени будут задействованы резервы.

Случаи проявления сверхвозможностей, о которых слагают легенды и пишут газетные заметки, происходят, несомненно, лишь на фоне сильного стресса. Кстати, спортивные медики утверждают, что и все максимальные спортивные достижения совершаются лишь в стрессовом состоянии. В финал любого крупного турнира после квалификаций отбираются спортсмены с приблизительно равными техническими и физическими показателями, а побеждает тот, кто в рамках глубоко переживаемого соревновательного стресса сумел реализовать все свои физические, технические и тактические преимущества. Да… забавная получается картина. Так и представляю себе: выходят на татами два мастера кун-фу и долго смотрят друг другу в глаза. Затем один из них, вместо рассуждений о силе своего кун-фу, вдруг угрожающе заявляет: «Мой стресс сильнее твоего!»

Первым будет тот, кто сможет с умом использовать потенциал соревновательного напряжения 

Стресс, влияя на обменные процессы в организме, превращает обычных людей в суперменов: спасает жизнь, прогоняет болезни, помогает завоевывать спортивные награды… Соблазн поставить его на службу человеку очень велик. А почему бы и нет? Мечта о сверхвозможностях питала фантазию людей на протяжении всей истории человечества. Доказательство тому – сюжеты сказок и фантастических романов. Может, уже давно пора «приручить» стресс и заставить его работать на себя? Надо, к примеру, мебель в офисе передвинуть, «запертую» машину забрать с парковки или просто покупки до квартиры дотащить – намеренно свирепеешь и из хрупкой дамы превращаешься в этакого «халка», решающего все проблемы одной левой! 

Однако в реальности магия превращений в сверхчеловека обходится организму дорогой ценой: любой стресс оставляет на нем неизгладимые отпечатки – мельчайшие следы разрушения. Картина последствий глубокого стресса выглядит пугающе: во всех внутренних органах травмированные избыточной нагрузкой участки покрываются микрорубцами. Мобилизация ресурсов, которыми располагает организм, рано или поздно приводит к их истощению. 

Когда резервы катехоламинов на исходе, частыми гостями вчерашних суперменов становятся апатия и мысли о самоубийстве. Возникает тяжелая нервная депрессия, выход из которой многие пытаются искать на дне рюмки. Но и это еще не все. Волшебное свойство глюкокортикоидов подавлять любые воспалительные процессы при длительном стрессе приводит к расшатыванию всех видов обмена веществ. С точки зрения здравого смысла после стресса уровень гормонов в крови должен возвращаться к норме, но этого не происходит. Причина подобных нарушений в том, что глюкокортикоиды связываются с особого рода транспортным белком, и этот «тандем» не в состоянии проникнуть в мозговую ткань. Гипоталамус, который, в идеале, должен среагировать на избыток гормона и ограничить его дальнейшее выделение в кровь, оказывается в «информационной изоляции» и продолжает работать на износ. 

Если сильные стрессы следуют один за другим, повышенный уровень глюкокортикоидных гормонов начинает восприниматься организмом как норма. Происходит перестройка всей эндокринной системы: подавляется функция половых желез, снижается активность щитовидки, при этом развивается постоянная гиперинсулинемия – ответная реакция на избыток сахара в крови, вызывающая ожирение. Постепенно «глюкокортикоидный колодец», из которого черпаются чудесные целительные вещества, оскудевает, а в результате организм теряет способность бороться даже с обычной ОРВИ, не говоря уже о серьезных хронических заболеваниях.

Так что же получается? Стресс в считанные секунды может превратить обычного человека в существо, обладающее невероятными возможностями, а затем, словно испытывая муки доктора Франкенштейна, приступает к планомерному уничтожению своего «создания»? К сожалению, да. Так происходит, когда данное для спасения жизни чудо человек начинает нещадно эксплуатировать. Супермен под воздействием регулярных стрессов превращается в больного, апатичного толстяка с суицидальными наклонностями и страстью к зеленому змию… Такова расплата за попытку «приручить» сверхвозможности, итог пренебрежения простой истиной, облеченной в слова еще Гиппократом: «Все есть лекарство, и все есть яд. И тем и другим его делает доза».

Если не совершать подвиги каждый день, повышенный из-за гормонов стресса уровень сахара в крови плавно перетекает в "жирок"  

О том, что стресс может сделать с хрупкой дамой, повествует не только знаменитое некрасовское «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет», но и вполне реальная история, произошедшая более трех десятков лет назад в мордовском селе Шейн-Майдан. 
Антонина Грошева поздним декабрьским вечером возвращалась домой с фермы, где ухаживала за телятами. Идти оставалось еще полкилометра, когда внезапно она ощутила толчок сзади, и тут же в ногу ей вцепился волк. Традиционный женский оборонительный замах сумкой не дал результата – в считанные секунды зверь повалил ее в снег и вцепился в шею. Обезумевшая от страха женщина нащупала волчьи челюсти, но разжать их силы ей не хватило. В процессе борьбы рука Антонины скользнула хищнику в пасть, и она схватила его за язык. Это спасло ей жизнь – волк прекратил атаку. Женщина, удерживая за язык своего несостоявшегося убийцу, стала звать на помощь, но ее не услышали в деревне. Ей самой пришлось дотащить «разбойника» до дома и обезвредить тяжелым дверным засовом.
СИЛА ЕСТЬ
Основная теория, объясняющая силовые подвиги в стрессовых ситуациях, базируется на утверждении, что в обычной жизни мы чисто механически не используем всю доставшуюся нам от природы мускулатуру.
Скелетная (поперечно-полосатая) мышечная ткань состоит из множества волокон, которые образуют комплексы – моторные единицы. К примеру, в человеческом бицепсе плеча волокон около миллиона, а моторных единиц – 600. Цифры эти даны только для того, чтобы понять: чисто математически средний человек может поднять несколько тонн. А практически и холодильник передвинуть не каждому под силу. Дело в том, что мышечные волокна не сокращаются «хором». Повинуясь нервному импульсу, мускул, тем не менее, экономит усилия. Делает он это, естественно, не «сознательно», а по законам возбудимости моторных единиц. Уже неоднократно воспетые здесь адреналин и норадреналин не только действуют как нейромедиаторы, ускоряя прохождение нервных импульсов, но и повышают возбудимость мышечных волокон. Проще говоря, «испуганная» стрессом мышца отвечает на ваш «призыв» гораздо большим числом своих субъединиц и делает это на порядок быстрее.
Второй момент (только не смейтесь!) – психологический настрой. Профессиональными спортсменами давно проверено: жим штанги будет куда эффективней, если «жмущий» уверен, что поднимает, к примеру, не 100, а 120 кг – усилие будто соответствует заданной планке. Аналогично, во время экспериментов с измененными состояниями сознания испытуемые показывали гораздо лучший силовой результат с предварительной установкой «эта гиря ничего не весит», нежели с «я очень сильный». Парадоксально, но получается, что дело в неверной оценке «противника». А ведь в описанных экстремально стрессовых ситуациях анализ обстановки занимает доли секунды. То есть чем меньше у вас времени на размышления о том, как это высоко (тяжело, долго, утомительно, невозможно), тем выше вероятность, что «руки сделают».

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ