Будущее за дирижаблями?

США  постепенно обрастает дирижаблями.


Новый грузовой дирижабль  имеет довольно специфическую схему смешанной генерации подъёмной силы: основная часть её по-прежнему является архимедовой, а при горизонтальном полёте к ней добавляется подъёмная сила самолётного типа. Вместе с тем аппарат длиной в 79 метров сможет, в отличие от гибрида, взлетать и садиться без разбега (когда гибридный дирижабль генерирует или прекращает генерировать подъёмную силу). При этом детище Aeros Corporation не нуждается в балласте для регулирования спуска-подъёма и может оставаться на земле за счёт своей тяжести, не требуя ни причальной мачты, ни привязывания наземной командой, ни большого и дорогого эллинга.

 

Дирижабль в процессе строительства.

 

Совместить «трепетную лань» и «грузного коня» получилось следующим образом:  для этого использовали трёхсекционный жёсткий каркас со средней секцией изменяемого объёма. Дирижабль будет накачивать в неё гелий, когда нужно оторваться от земли, и, наоборот, откачивать его, когда нужно приземлиться. Газ поступает в баллоны, находящиеся тут же, на борту, а при возникновении в нём потребности выпускается обратно, генерируя электроэнергию. Конечно, это требует дополнительных энергозатрат в сравнении с гибридным дирижаблем, поскольку потери при работе насосов неизбежны. Зато исчезают потери на перевозку балласта.

 

Экипаж может состоять из одного человека, которому не нужна помощь наземной команды. Машина способна садиться на любую поляну, по размерам близкую к дирижаблю (вся плоская нижняя поверхность дирижабля представляет собой шасси со сверхнизким давлением на грунт, позволяющим садиться даже на болота, лёд и водную гладь), а тяжесть аппарата поможет ему оставаться устойчивым на ВПП при любом ветре. Кабина пилота трансформируется, то есть втягивается внутрь, чтобы не мешать при посадке.  

 

Иными словами, перед нами дирижабль с системой переменной плотности, идеологически сходный с подводной лодкой, только в роли воздуха здесь выступает гелий.



В мирной жизни большие транспортные дирижабли тоже пригодятся: увеличение лопастей ветряков делает их перемещение автомобильным транспортом почти невозможным. По сути, уже сейчас строительство ВЭС привязано к дорогам…


Двигатели у прототипа дизельные, со всеракурсными винтами; для полноразмерного 135-метрового Pelican, постройка которого начнётся после всесторонних испытаний прототипа, намечается использование турбореактивного двигателя.

Скорость полёта Pelican запланирована на уровне 147–185 км/ч, при высотности до 3,6 км, а грузоподъёмность составит 66 тонн при дальности в 5 450 км. По сравнению с имеющимися  самолётами аппарат будет как минимум на треть экономичнее (по топливу) и не потребует аэродрома.  


Разработка, строительство и испытания (начнутся в начале 2013) машины спонсируются  армией США, в интересах которой уже испытывается более крупный дирижабль-разведчик, продвигаемый Nortrop Grumman.

 

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ