Будущее смерти

Технический прогресс пока не может предложить человеку вечную жизнь, а высокотехнологичные похороны – пожалуйста.


     Современный человек может майнить биткойны, редактировать геном, зачать ребенка в пробирке или сказать своему телефону: «Эй, Siri, какая погода в Гонолулу?» и получить ответ. Но как только ему случится умереть – а это, увы, рано или поздно происходит с каждым, – он попадает в поле зрения весьма консервативной сферы услуг. Шесть футов под землю, деревянный или стальной гроб, памятник с именем. Альтернатива – кремация. Свои стандарты похоронные бюро не меняли, кажется, уже лет 200. Кардинальных новаций в ритуальных услугах и вовсе не бывало. До нашего времени.
Как бы трепетно мы ни относились к нашим мертвым, вопрос давно назрел. Во-первых, на земле и живым уже тесно. Перекапывать очередной кусок леса или потенциальные сельскохозяйственные площади под заповедник памяти, который грозит загрязнением грунтовых вод продуктами разложения, и не целесообразно, и не экологично. Во-вторых, будущие покойники все реже обращены в своих прижизненных мечтах к царствию небесному. Гораздо больше их пленяет, скажем, покорение дальнего космоса или перспектива однажды воскреснуть без всякой мистики. Что ж, спрос рождает предложение.
Тренды: криогенная заморозка

Возможность быть замороженным до лучших времен – наиболее известный способ уйти из жизни футуристично. Предполагается, что на время. В зависимости от ваших финансовых возможностей и оптимизма относительно технологий будущего можно законсервировать тело целиком или только мозг.
Сколько точно людей сейчас находится в криобанках, неизвестно, но примерное число можно подсчитать.
Компания Alcor (США), по ее официальным данным на февраль 2018 года, содержит в холодильниках 154 пациента. Еще 1143 человека числятся «членами сообщества», это значит, они уже заключили с компанией договор на заморозку после смерти или в случае неизлечимой болезни.
Cryonics Institute (США) уже заморозил 160 пациентов, и еще 1471 человек стоит в очереди.
КриоРус (Россия) сообщает, что их силами были криоконсервированы 58 человек, о прижизненном «членстве» на сайте компании информации нет.
Плюс известно, как минимум, об одной пациентке, подвергшейся криоконсервации в Китае в августе 2017 года.
Итого: 373 пациента ожидают воскрешения силами науки и минимум 2614 человек планируют поступить так же. 
Космические похороны
Прижизненное космическое путешествие еще не всем по карману. На посмертное же вполне можно накопить – во всяком случае, частично. Доставка грузов на орбиту – дело дорогое, так что гроб-ракету с венками и лентами туда никто не потащит. Но за относительно небольшие по космическим меркам деньги в космос можно отправить примерно грамм праха. Сейчас такие услуги предоставляют две фирмы. Обе базируются в США, но компания Elysium Space имеет также офис в Токио, а Celestis оказывает услуги по всему миру через дистрибьюторов. Всего существуют три опции.

Вот так катафалк! Фото: www.dailyrecord.co.uk
Вспыхнуть звездой. Символическую кучку праха доставят на орбиту Земли и просто оставят там кружить. Не навсегда. Рано или поздно – никто не знает когда, может, через 10, а может, через 200 лет – планета притянет к себе этот маленький мемориал, и прах вспыхнет в ее атмосфере метеором. Дешево (от $2490) и поэтично.

Обрести покой на Луне. За $9950 (и выше) тот же самый грамм праха доставят прямиком на естественный спутник нашей планеты. Тоже довольно романтично. Таким способом на Луне уже упокоился прах астронома Юджина Шумейкера, основателя науки астрогеологии и одного из открывателей знаменитой кометы Шумейкера-Леви. Достойная компания.

Улететь отсюда поглубже. Именно так, потому что космос, как известно, бывает не далеким, а глубоким. Всего за $12500 еще есть шанс зарезервировать крохотное местечко на новом аппарате «Вояджер». Ближайший запуск запланирован на четвертый квартал 2018 года. Как и оригинальные «насовские» «Вояджеры», этот аппарат отбывает прямиком в никуда – за пределы Солнечной системы. Таким образом в последнее путешествие уже отправился прах Юджина Уэсли Родденберри, создателя вселенной Star Trek, и его супруги, актрисы Меджел Барретт-Родденберри, сыгравшей в оригинальном сериале медсестру Кристин Чапел.

При любом варианте космических похорон родственников приглашают на торжественную церемонию запуска корабля. Для тех, кто не может присутствовать лично, организуют онлайн-трансляцию.
Кладбище в небоскребе
Японцы в поисках новых решений для захоронений усопших в космос не полетели, но тоже забрались высоко. Shinjuku Rurikoin Byakurengedo в торговом районе Синдзюку в Токио – единственное в мире высокотехнологичное кладбище-небоскреб. Земля в небольшом островном государстве стоит еще дороже, чем в остальном мире. Цена участка на обычном кладбище – около $100 000. Ячейка в многоуровневом хранилище праха обойдется намного дешевле – $8800. Дешевизна за счет вместительности. Кладбище той же площади, что и фундамент такой высотки, – это не больше 100 могил. Японский небоскреб мертвых может упокоить останки более 7000 человек.

Ячейки снабжены мультимедийными материалами. Фото: www.banshoji.or.jp
Сервис при этом на уровне. Каждая ячейка, где стоит урна с прахом, снабжена мультимедийными материалами о покойном, включая его биографию и фотогалерею. По высотному кладбищу периодически водят экскурсии. Однако доступ к самой урне с прахом могут получить лишь родственники и друзья – владельцы специальной карты доступа. Картой проводят через слот в помещении для визитов – урна выезжает к близким на конвейерной ленте.

При кладбище также функционирует буддистский храм. Можно заказать молитву или ритуал по усопшему.
Драгоценный прах
Фразу «Бриллианты навсегда» (англ. Diamonds are Forever) пустила в народ американская алмазодобывающая компания De Beers в рекламе 1948 года. А одноименный седьмой фильм «бондианы» с Шоном Коннери в главной роли, который частично спонсировался De Beers, окончательно закрепил за бриллиантами репутацию вечной ценности. Иначе в 2001 году у чикагской компании LifeGem вряд ли бы «выстрелил» столь своеобразный бизнес. 

Фото: www.wowamazing.com
LifeGem изготавливает бриллианты из останков людей и животных. Тело человека примерно на 18 % состоит из углерода – элемента, который образует структуру алмазов и графита. После кремации в прахе остается около 2 %. Изобретение LifeGem – химический процесс, в ходе которого этот углерод из праха можно извлечь. Дальнейшие этапы технологии известны еще с 1960-х. Углерод нагревают, превращая сначала в графит. Затем графит на несколько недель помещают в установку, имитирующую условия, при которых в недрах земли образуются алмазы: 2700 градусов по Фаренгейту, давление – 394 625 кг на 0,00064 м². Весь процесс занимает 24 недели. Цвет полученного алмаза может варьироваться от бесцветного до глубокого синего – в зависимости от содержания в прахе бора.

После алмаз гранят по вкусу заказчика. Также можно поделить камень на несколько маленьких бриллиантов или вставить его в кольцо или кулон. Цена услуги начинается от $2999 за 0,1 карата.

LifeGem – уже давно не единственная подобная компания на рынке, так что ехать в США за тем, чтобы обратить «милые кости» в драгоценность, не обязательно. Например, аналогичный проект – Heart In Diamond – с 2005 года развивается в Великобритании.
Реинкарнация в дерево
Для тех, кто после своей кончины хочет быть ближе к земле, но не причинять вреда природе, есть возможность превратиться не в печальный памятник на погосте, а, к примеру, в голубую ель или другое долгоживущее дерево.

Фото: www.sohu.com
Самый простой вариант – эко-урны для праха, которые изготавливают несколько компаний. Внутреннее устройство примерно одинаково. Сама урна сделана из прессованного кукурузного крахмала – из такого материала еще делают биоразлагаемую одноразовую посуду. Внутри находятся семена дерева и емкость с субстратом, который помогает безопасно извлечь из праха питательные вещества (помимо них человеческие останки содержат много разных примесей, включая металлы, что не всегда хорошо для прорастания семян). В одну такую урну помещается 35 куб. дюймов праха, то есть около двух стаканов. Если стоит цель захоронить таким способом все тело, придется высаживать небольшую рощу – четыре-пять деревьев. Выбор довольно широк – от обычного дуба до гингко билоба, но включает в основном растения, привычные для жителей Северной Америки. Однако семена можно выбрать самостоятельно, так что русская березка или сибирский кедр тоже не исключаются.

Фото: www.vocativ.com
Для самых замороченных на экологии есть вариант избежать даже кремации. Но тут придется повоевать с предрассудками – своими и близких. Шведская компания Promessa (что в переводе с итальянского значит «обещание») предлагает своим клиентам способ утилизации останков, который называется промессия, или криомация. Тело выдерживают 10–11 дней при температуре минус 18 °C. Затем погружают в жидкий азот, отчего оно становится хрупким, как стекло. Эту ледяную статую при помощи вибрации разрушают до состояния порошка. Из него в вакуумной камере испаряют воду. Последний этап – удаление металлических примесей сепаратором. Получившийся порошок полностью разлагается в почве уже через 6–12 месяцев, питательные вещества из него легко усваиваются растениями. При этом не происходит гниения, как при обычном захоронении, или выбросов углекислого газа в атмосферу, как при кремации. Считайте, вы полностью вернули свой долг матери-природе.
Тренды: естественное захоронение
Традиционные для нас похороны – это серьезное загрязнение окружающей среды. Каждый год в землю в виде гробов закапывают десятки тонн стали, меди, обработанной древесины. Жидкость для бальзамирования содержит формальдегид, который не только сокращает жизнь работникам похоронных бюро, но и загрязняет почву.
Кремация считается более щадящим способом утилизации человеческих останков, но и у нее есть недостатки. Это и расход энергии, которая тратится на работу печей по всему миру, и выбросы в атмосферу углекислого газа, создающего парниковый эффект. А в зубных пломбах умерших часто содержится ядовитая ртуть.
Итог – на Западе все популярнее становятся «зеленые», или естественные захоронения. Их условия:
• Никакого бальзамирования. Тело должно разлагаться естественным путем.
• Гроб из биоразлагаемого материала, а лучше обойтись без него. Можно заменить саваном из натуральной ткани.
• Не нарушать естественный ландшафт местности. Никаких памятников и скульптур. Можно – небольшой плоский камень. Еще лучше – просто GPS-датчик, чтобы близкие могли потом найти место захоронения.
Существуют и полностью «зеленые» кладбища, но пока под такие захоронения чаще отводят участки на обычных погостах. В Северной Америке бюро, организующие эко-похороны, объединены в ассоциацию Green Burial Council. По информации на ее сайте, сейчас эко-похороны доступны в 41 американском штате и 6 канадских провинциях.

Замогильный IT
Если уж многие живые не выходят без смартфона даже в туалет, непонятно, почему мертвым нужно отказывать в возможности оставаться «на связи». Арлингтонское национальное кладбище, место последнего пристанища американских солдат, президентов и астронавтов, уже работает над проектом полной оцифровки надгробий. Чтобы по кладбищу можно было не только побродить в режиме «street view», но и кликнуть на любой камень – и узнать историю человека, который здесь похоронен. 

Фото: www.hnmdw.com
Тренды: водная кремация

Ресомация – альтернатива сожжению тела, не имеющая отношения к «развеять пепел над морем». 
При ресомации тело обрабатывают раствором щелочи, которая буквально разъедает ткани. Жидкость потом фильтруют, в том числе от следов ДНК, и воду используют заново, а останки высушивают и получают порошок. По сути, тот же прах, только совершенно белого цвета.
При ресомации выбрасывается на 35 % меньше CO2, чем при высокотемпературной кремации, и используется в восемь раз меньше энергии.

Если же вы не президент и не астронавт, о возможности быть увековеченным онлайн придется позаботиться самостоятельно. Компания Quiring Monuments из Сиэтла предлагает, к примеру, разместить на надгробии QR-код. Перейдя по ссылке, любой желающий попадет на страницу усопшего на сайте компании: с биографией, фотогалереей, даже плейлистом любимых песен. По желанию можно добавить ссылки на страницы покойника в соцсетях. Поскольку большинство соцсетей, включая Facebook, ВКонтакте и Twitter, сейчас позволяют присвоить страницам умерших людей мемориальный статус или просто законсервировать их, можно ожидать, что в скором времени в сети появятся целые онлайн-кладбища.

Кликнуть на камень – и узнать историю человека. Фото: www.obeliski.ru
Десять лет назад американская компания Vidstone также пыталась вывести на рынок ритуальных услуг мультимедийные надгробия. В надгробный камень встраивался дисплей на солнечных батареях. Посетителю могилы устройство могло рассказать о жизни усопшего, проиграть его любимые песни, показать памятные фотографии или видеообращение к потомкам – что давало большой простор для загробных розыгрышей. Но идея не выстрелила, и к 2007 году бизнес Vidstone свернулся.

Альтернативные способы похорон пока составляют небольшую долю рынка ритуальных услуг. Но то, что все эти проекты коммерчески успешны и пользуются спросом, кое о чем говорит. Например, о том, что люди стали относиться к смерти гораздо практичней. Они все чаще думают о том, как эффективно утилизировать собственные останки, и все с меньшим трепетом относятся к мертвому телу. Религиозные обряды, продиктованные страхом перед загробным судилищем, заменяются заботой о будущем планеты или романтическими ритуалами, нацеленными, скорее, на сохранение памяти о том, каким человек был при жизни.

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ