«Борей» опережает

В хаосе 90-х Россия утратила мощь морского компонента стратегической ядерной триады – восемь подводных стратегических ракетоносцев. Из четырех, оставшихся в строю, два уже выработали свой ресурс, а остальные не отвечали новым требованиям по уровню шума и локационной заметности. Но с появлением новых подводных лодок проекта 955 «Борей» с 16 баллистическими ракетами «Булава» (а в перспективе – усовершенствованных кораблей проектов 955 А/У с 20 ракетами) наша страна должна восстановить утраченный паритет.

     Ядерная триада – это стратегическая бомбардировочная авиация плюс межконтинентальные баллистические ракеты плюс атомные подводные ракетоносцы. Разделение стратегических ядерных зарядов «по разным корзинам» предоставляет большую гибкость в его применении и лишает противника удовольствия уничтожить весь боеспособный ядерный арсенал: даже если он нападет внезапно и полностью уничтожит арсеналы двух компонентов, третий нанесет ответный удар. При этом самая малоуязвимая часть триады – это именно атомные подводные лодки, оснащенные баллистическими ракетами (ПЛАРБ).

ПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ ПЛАРБ построили в 1959-61 гг. американцы. Пять ракетоносцев типа «Джордж Вашингтон» с 16 баллистическими ракетами «Поларис» были способны доставить боеголовку мощностью 600 кт на дальность до 1853 км. Они имели надводное водоизмещение 6 019 т и подводное 6 888 т, развивали скорость 20/31 узел, а помимо ракет были вооружены шестью носовыми торпедными аппаратами. За ними последовали пять ракетоносцев типа «Этен Аллен» и 31 близкий друг к другу тип — «Бенджамин Франклин», «Лафайет» и «Джеймс Мэдисон», вооруженные новыми ракетами «Посейдон». Эти БРПЛ имели уже разделяющиеся головные части. Каждая из них могла доставить 6-10 боеголовок мощностью 50 кт на дальность до 4600 км. После создания ракет «Трайдент I» с восемью ЯБГ мощностью по 100 кт и дальностью до 7400 км, часть ПЛАРБ перевооружили на них.

Сегодня наиболее современные ПЛАРБ в США – лодки типа «Огайо». Серия из 18 таких субмарин была сдана флоту в 1981-97 годы. С 2002 года это единственный тип стратегических ракетоносцев на вооружении американских ВМС. Каждая такая подводная лодка вооружена четырьмя торпедными аппаратами и 24 БРПЛ «Трайдент I» или «Трайдент II». Вторые имеют дальность стрельбы до 11 000 км и несут либо 8 ЯБГ мощностью 475 кт, либо 14 мощностью по 100 кт. Скорость «Огайо» достигает 17/25 узлов, водоизмещение – 16746/18750 т, длина – 170,7 м.В СССР ЭКСПЕРИМЕНТЫ по установке баллистических ракет на подводные лодки начали еще в середине 1950-х. Тогда пять вполне обычных дизельных подводных лодок проекта 611 переоборудовали в носители ракет Р-11ФМ с дальностью всего в 150 км и боеголовкой мощностью 10 кт. Располагались они в двух внешних пусковых установках и могли запускаться лишь в надводном положении. За ними последовали еще два десятка дизельных подлодок проекта 629М с тремя дизелями и тремя гребными винтами, водоизмещением 2300/2800 тонн и скоростью 15/12 узлов, которые, помимо 10 торпедных аппаратов, были вооружены тремя БРПЛ РСМ-20 в надстройке за рубкой, способными доставить боеголовку мощностью 800 кт на дальность 1300-1650 км. Эти «Гольфы», как называли их в НАТО, погружались до 300 м и имели, по меркам дизельных подводных лодок, необычно большую дальность плавания – 22 700 миль, то есть свыше 40 800 км (если только это не было преднамеренной советской дезинформацией). Почти одновременно появились 8 конструктивно близких к ним подводных ракетоносцев проекта 658, только с ядерной силовой установкой (в НАТО их назвали «Отель»). Вооружены они были теми же тремя ракетами РСМ-20 в надстройке за рубкой. 
ПЕРВМЫМИ НАСТОЯЩИМИ советскими ПЛАРБ стали корабли проекта 667А «Навага». С 1967 по 1974 год – на десятилетие позже, чем в США – было построено 34 таких ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН – так по-своему у нас называют ПЛАРБы). Их максимальная скорость над подой достигала 16 узлов, под водой – 28 узлов; вооружение составляли 6 торпедных аппаратов и 16 стратегических ракет РСМ-25, которые при дальности 3000 км несут либо одну ЯБГ мощностью 1 Мт, либо три боеголовки по 200 кт. Далее последовало целое семейство РПКСН, которые в НАТО обозначают как «Дельта».

Семейство «Дельта»
Первые 18 ракетоносцев — проекта 667Б «Мурена» («Дельта-1», 1972-77) с 12 ПУ ракет РСМ-40. Эти ракеты сначала имели дальность 7800 км, затем ее увеличили до 9100, нести же они могли либо одну ЯБГ мощностью 800 кт, либо две по 500 кт. Затем, в 1976 году, в строй вступили четыре лодки проекта 667БД «Мурена-М» («Дельта-2»), вооруженные уже 16 БРПЛ РСМ-40. Следующими стали 14 ракетоносцев серии 667БДР «Кальмар» («Дельта-3», 1976-82) с 16 ракетами РСМ-50. Были созданы три модификации этой ракеты. Одна могла доставить единственную ядерную боеголовку мощностью 450 кт на дальность до 8000 км. Вторая и третья имели дальность 6500 км, но несли соответственно три и семь ЯБГ мощностью по 200 кт.
Наконец, в 198490 годах было построено семь подводных лодок проекта 667БДРМ «Дельфин» с 16 ракетами на жидком топливе РСМ-54 с дальностью до 8300 км и восемью боеголовками, мощность которых до сих пор не оглашается. Последняя ее модернизация, оснащенная системой корреляции по спутниковой навигационной системе, известна как Р-29РМУ «Синева». Любопытная особенностью РСМ-54 является то, что запускать их могут с весьма впечатляющей глубины – 55 метров.
НЕСКОЛЬКО ОСОБНЯКОМ стоят шесть исполинских ПЛАРБ проекта 941 «Акула» (по классификации НАТО – «Тайфун»), чье водоизмещение достигает 24500/33800 т. Лодка проектировалась в петербургском ЦКБМТ «Рубин», строилась в Северодвинске. «Акулы» вооружены шестью торпедными аппаратами и 20 ПУ твердотопливных БРПЛ РСМ-52 с дальностью 8300 км и десятью ЯБГ по 100 кт. Пусковые установки ракет расположены очень необычно – перед рубкой, а не позади, как на всех остальных ПЛАРБ в мире. При длине 172,8 м субмарина имеет необычайно большую ширину – 23,3 м, но по максимальной скорости под водой не уступает куда более «худосочной» «Огайо» – 12/25 узлов. О существовании лодок проекта 941 впервые заявил Леонид Брежнев с трибуны XXVI съезда КПСС: «Американцами создана новая подводная лодка «Огайо» с ракетами «Трайдент I». Аналогичная система – «Тайфун» – имеется и у нас». 
В небольших количествах ПЛАРБ строили еще в Великобритании, Франции и Китае. Сегодня к созданию собственной ПЛАРБ подходит Индия. Однако не будем утомлять читателя излишними подробностями, а перейдем к рассказу о «Бореях».

ПОСЛЕДНИЙ СОВЕТСКИЙ судостроительный план предусматривал постройку 14 ПЛАРБ проекта 955. Разработка «Борея – 1» (проект 955) началась еще в середине 1980-х, для несения тяжелого межконтинентального ракетного комплекса Д-31, который, впрочем, так и остался на стадии проектирования. Сложности с его созданием и распад СССР отсрочили закладку «Борея» на четыре года. 
Вообще, 90-е годы для новых субмарин складывались трудно. Сначала их перепроектировали под новые БРПЛ «Барк», однако из-за череды неудачных запусков новой ракеты и хронического недофинансирования строительство самой первой в серии подводной лодки К-535 заморозили в 1997 году. Для вооружения лодок проекта 955 объявили конкурс на разработку перспективного твердотопливного ракетного комплекса под обозначением «Булава». В борьбе ГРЦ имени Макеева (БРПЛ «Булава-45») с Московским институтом теплотехники (ракета «Булава-30») победил МИТ. Одновременно изыскивались возможности для постройки головной лодки — с учетом отсутствия финансирования, контрагентского оборудования и даже корпусной стали, которую раньше поставляла Украина, но теперь от сотрудничества отказывалась. Спешное перепроектирование завершилось в первой половине 1999 года. Какое-то время параллельно существовали два проекта — «Борей-А» с комплексом «Барк» и «Борей-Б» с комплексом «Булава», а также два варианта, предусматривающее использование корпусных секций субмарин других проектов.

РАБОТЫ ПО ПОСТРОЙКЕ К-535 возобновились в 2000 году. Сдача головной субмарины, названной «Юрий Долгорукий», планировалась еще на 2006 год, но реально спустить ее на воду удалось 12 февраля 2008 года, а ходовые испытания закончились в августе 2009-го. Таким образом, «Юрий Долгорукий» стал нашей первой достроенной подводной лодкой четвертого поколения. К тому времени в различной степени готовности находились ПЛАРБ «Александр Невский» и «Владимир Мономах», а в декабре 2009-го началась постройка ракетоносца «Святитель Николай», который позже переименовали в «Князь Владимир». К настоящему времени заложены ракетоносцы «Князь Олег» и «Михаил Кутузов». 23 декабря 2013 года «Юрий Долгорукий» вошел в состав Северного флота». «Александр Невский» и «Владимир Мономах» сейчас проходят испытания, в строй они должны были вступить осенью 2014 года, но не исключено, что испытания продолжатся и в 2015-м. Оба атомохода будут служить на Тихом океане.

ТРИ ГОДА НАЗАД озвучивался план постройки восьми ПЛАРБ проекта «Борей» к 2018 году. 7 февраля 2012 года газета «Коммерсант» сообщила, что план изменился и включает строительство уже 10 кораблей к 2020 году. Буквально через неделю начальник Генерального штаба ВС России Николай Макаров опроверг эту информацию. Однако сегодня снова идет речь о строительстве десяти «Бореев». 

ЭТИ РПКСН, как и положено любой субмарине, выполнены по двухкорпусной схеме. Корпус разделен на восемь отсеков. Первый – торпедный: здесь размещены восемь торпедных аппаратов и необычно большой боезапас из 40 торпед и ракетоторпед. Тут же находятся аппаратная выгородка гидроакустического комплекса, носовая дифферентная цистерна и носовая группа аккумуляторной батареи. 
Во втором отсеке располагается центральный пост, жилые и медицинские помещения, часть радиоэлектронного вооружения, насосное оборудование, гидравлическая система, кондиционеры, электрические преобразователи и аккумуляторная батарея. 
В третьем отсеке находится часть боевых постов, вспомогательное оборудование (холодильные машины, дизель-генераторы, насосы); часть аппаратного оборудования радиоэлектронного вооружения, шахты и фундаменты подъемномачтовых устройств. Четвертый и пятый отсеки – ракетные, именно там находятся или будут находиться 16 или 20 БРПЛ Р-30 «Булава» – основное оружие этих ПЛАРБ. В этом «районе» диаметр корпуса максимален.
Шестой отсек отведен под реакторы, паропроизводящую установку, вспомогательное и насосное оборудование. За ним идет седьмой турбинный отсек, восьмой отсек со вспомогательным оборудованием и румпельное отделение с гидравлическими приводами кормовых рулей. В междубортовом пространстве корпуса размещаются цистерны главного балласта и замещения ракет.

ВСЕ ОБОРУДОВАНИЕ установлено в амортизационных блоках, каждый из которых, будучи частью системы двухкаскадной амортизации, изолирован от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами. Корпус покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием. Движение осуществляется с помощью малошумного одновального водометного движительного комплекса с высокими пропульсивными характеристиками, которых не достигает ни одна другая подводная лодка в мире. Благодаря всем этим конструктивным особенностям «Бореи» в пять раз менее «шумны», по сравнению с субмаринами проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей» и в два – по сравнению с перспективными американскими «Вирджиниями» четвертого поколения. Практически наши новые лодки ушли от американских далеко вперед, и по уровню шума вышли на уровень пятого поколения, которое в США существует пока лишь на бумаге.

НА РАКЕТОНОСЦАХ 955 установлен гидроакустический комплекс МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Б-055» - это единый комплексированный автоматизированный цифровой ГАК, объединяющий в себе как сам гидроакустический комплекс в чистом понимании (шумопеленгование, эхопеленгование, классификация целей), так и все станции «малой акустики» (измерение толщины льда и скорости звука, обнаружение полыней, мин, торпед). Одновременно может сопровождаться не менее 30 гидроакустических целей. Комплекс оборудован конформной крупногабаритной основной антенной «Амфора» с цифровой обработкой сигналов, а также боковыми конформными антеннами большой площади и буксируемой антенной ГАС. Гидроакустика «Бореев» крайне чувствительна и способна обнаружить подводную лодку противника на удалении до 320 км! Для американских «Огайо» и «Вирджиний» предел дальности обнаружения — 230 км.

ПРИ ЭТОМ «БОРЕИ» — первые в мире подводные лодки, управляемые полностью интегрированной цифровой системой с 25 уровнями защиты. В АСБУ «Округ-55» интегрированы все уровни систем вооружения, всплытия-погружения, жизнеобеспечения и т.д. Это снижает риски «человеческого фактора» – корабль просто не даст экипажу возможности совершить ошибку. 
Живучесть новых подводных лодок увеличена на порядок: они оснащены всплывающей спасательной камерой для всего экипажа и пятью спасательными плотами класса КСУ-600Н-4.

НЕМАЛО НОВШЕСТВ несет в себе и «Булава». Каждая ракета имеет десять боеголовок, но не простых, летящих по баллистической кривой, а способных совершать глубокие маневры с перегрузкой до 30g, что позволяет уклоняться от средств противоракетной обороны. При этом «Булава» выбрасывает до 20 ложных целей для обмана ПРО — у американских «Трайдент II» таких всего 8. Так что не случайно уже в декабре 2013 года, сразу же после принятие на вооружение «Юрия Долгорукого», заместитель руководителя Стратегического командования США генерал Роберт Форст признал: российские лодки 955-го проекта представляют самую большую угрозу безопасности США.

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ