Говорят, на войне женщинам не место. Тем более не место им – внутри танков в зоне боевых действий. Неизвестно, сколько женщин участвовали в сражениях Великой Отечественной войны, но история Марии Октябрьской еще в советское время освещалась довольно широко.
Мария Октябрьская, www.tomskmuseum.ru
Имени своего она не любила с детства и просила семью называть ее Тамарой. В справках личного дела значится, что она до конца своих дней все письма подписывала именно так – «Тамара», но в официальных документах все же значится Мария. Девичья фамилия – Гарагуля. В мужья себе эта противоречивая женщина выбрала кавалериста Илью Рядненко. Поженившись, супруги вместе стали Октябрьскими – в честь Октябрьской революции, конечно.
С началом Великой Отечественной войны Илья ушел на фронт. Его жену и сестру эвакуировали в Томск, где их застала похоронка: «Полковой комиссар 206-й стрелковой дивизии Илья Федотович Октябрьский пал смертью храбрых под Киевом 9 августа 1941 года». Октябрьская решила воевать. Ей хотелось самой идти в бой – она умела водить, стрелять и была Ворошиловским стрелком. Несмотря на яростное желание и количество навыков, брать Октябрьскую на фронт в военкомате отказывались. Ссылались на состояние здоровья из-за перенесенного туберкулеза и возраст: Марии было почти 40 лет. Но Октябрьская не сдалась – раз государство отказывается предоставить ей танк, она заработает на свой. Мария начала продавать вещи, вязать и вышивать салфетки на продажу, откладывать и копить. Невероятные для тех времен 50 тысяч были собраны. Для сравнения: зарплата колхозника составляла примерно 170 рублей в месяц, шахтера – 700 рублей. Есть сомнения, что рядовой гражданин Советского Союза мог купить танк, да и цена его, даже с учетом собранной суммы, оставалась неподъемной – в 1943 году танк производства Омского завода стоил 312 тыс. рублей. Октябрьская просто внесла определенный вклад и предложила танку имя.
Илья Рядненко, www.okruchyhistorii.blogspot.com
Вскоре женщина написала письмо напрямую Сталину: «Дорогой Иосиф Виссарионович! В боях за родину погиб мой муж…» Мария Октябрьская сообщила, что «внесла в Госбанк» деньги на строительство танка, и попросила отправить ее на фронт водителем этого танка и дать ему имя – «Боевая подруга». В ответ с самой верхушки никто не верил, но Томский горком ВКП(б) сохранил телеграмму за подписью «И. Сталин». В ней – лаконичное: «Ваше желание будет исполнено».
Передача танка «Боевая подруга» войсковой части. www.tankfront.ru
Октябрьская окончила Омское танковое училище. По крайней мере, так утверждают статьи, документы и фильмы, посвященные ей. Но весной 1943 года в Омске танкового училища не было, оно дислоцировалось в Сталинграде. Вероятно, Октябрьская окончила ускоренные курсы при заводе. «Боевая подруга», серийный танк Т-34, сошел с заводского конвейера в 1943 году, и они вместе отправились на Западный фронт. В первых письмах друзьям и родным Мария писала: «Можете за меня радоваться. Получила боевое крещение, открыла счет, бью гадов, иногда от злости не вижу света. Это не по радио и не на картине, вижу, как гады пьяные, во весь рост идут в контратаку, не один боекомплект осколочных выпустила по гадам. Мой экипаж всеми уважаемый». Командовал танком Октябрьской по ее собственному выбору гвардии младший лейтенант Петр Чеботько, башенным стрелком был сержант Геннадий Ясько, а стрелком-радистом – сержант Михаил Галкин. Сама Мария работала механиком-водителем. В боях за деревню Новое Село в Витебской области танк «Боевая подруга» уничтожил пушку и 50 немецких солдат, но был подбит и скатился в овраг, откуда его не могли вытащить на ремонт. В течение двух суток экипаж оборонял «Боевую подругу» с личным и танковым оружием, пока не были освобождены пути отхода.
Экипаж танка Т-34 «Боевая подруга»: командир танка – гвардии младший лейтенант Петр Иванович Чеботько, башенный стрелок – сержант Геннадий Иосифович Ясько, стрелок-радист – сержант Михаил Константинович Галкин, механик-водитель – сержант гвардии Мария Васильевна Октябрьская. https://tomskmuseum.ru/
В январе 1944 года в битве у совхоза Крынка Витебской области танк подбили, и под огнем противника Октябрьская пыталась его починить. Разорвавшаяся неподалеку мина ее ранила. Марию доставили в Смоленск, но врачи уже не смогли ничего сделать: осколок снаряда задел мозг. Высшее руководство намерено было везти ее в Москву к лучшим хирургам, но врачи исключили перевозку. Из полка ей прислали письмо: «Мы глубоко верим, что наша “Боевая подруга” дойдет до Берлина. За ваше ранение мы будем беспощадно мстить врагу». Марию Октябрьскую похоронили на берегу Днепра. Танк «Боевая подруга», снятый с вооружения, продолжил участие в битвах. Он был под Минском, под Гумбинненом, под Кенигсбергом. В память о подвиге Октябрьской солдаты из разных частей писали на трубах своих танков белой краской – «Боевая подруга». 2 августа 1944 года Марии Октябрьской было присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно. Она была первой, но не единственной женщиной, удостоенной этого звания.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.